Знакомство с гербом и флагом Российской Федерации
Автор: Бердникова Надежда Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №4» г. РязаниКонспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей 5-6.
Цели:
Познавательная: способствовать формированию представлений о государственных символах России (гербе, флаге) и народном символе России-берёзе, способствовать формированию интереса к прошлому своей страны; способствовать формированию представлений у детей о России как о родной стране.
Воспитательная: способствовать воспитанию патриотических чувств: любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну;
Развивающая: способствовать развитию памяти, умения анализировать, выявлять сходства и различия, делать выводы.
Задачи:
Оборудование: дерево берёза, гриб подберёзовик, книга знаков, волшебный ларец, наборы предметов и иллюстраций с символикой страны, русские сказочные герои, магнитная доска, иллюстрации паровозов разных стран.
Планируемый результат: имеют представления о государственной символике страны России.
Ход НОД:
I. Мотивационно-организационный этап
Дети входят в группу и встают в полукруг.
Воспитатель: Ребята, а у вас хорошее настроение? (да)
Воспитатель: А покажите свои ладошки. Давайте потрём их друг о друга.
Воспитатель: Что вы чувствуете? (тепло)
Воспитатель: Это тепло ваших добрых рук и наших душ. Давайте, передадим друг другу тепло. Улыбнитесь друг другу. Какие вы молодцы!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в сказочное путешествие?
Воспитатель: Что бы попасть в волшебную страну надо произнести волшебные слова:
«Хлоп - хлоп,
Топ - топ, повернись и в волшебной стране очутись»
(Дети закрывают глаза, кружатся, и появляется Фея)
II. Содержательный этап
Фея: Я, сказочная фея, а вы попали в сказочную страну, я хочу с вами поздороваться!
Фея: Здравствуйте, мои маленькие французы!
Дети: Мы не французы.
Фея: Ах, ну конечно я ошиблась! Здравствуйте, мои маленькие итальянцы! Дети: Мы не итальянцы.
Фея: Ах! Видно я очень-очень устала! Помогите мне, пожалуйста, скажите,
кто же вы?
Дети: Мы россияне.
Фея: Вы россияне? Ну, конечно же! Здравствуйте, мои маленькие россияне! Скажите, а в какой стране тогда вы живёте?
Дети: В России.
Фея: А на каком языке вы говорите?
Дети: На русском языке.
Фея: А я знаю, что в России много разных городов.
-А в каком городе вы живете? (Рязани)
Фея: А в моей сказочной стране случилось несчастье, героев русских сказок заколдовала злая колдунья и они забыли свой родной язык и родную страну!
Фея: Вы поможете сказочным героям найти свою страну?
Дети: Поможем!
Фея: Я слышала, как колдунья говорила, что спасет их только волшебная книга знаков. Давайте отправимся на ее поиски.
Фея: А вот и тропинка, ребята, давайте пойдем по этой тропинке и узнаем, куда же она нас приведет (звучит музыка).
Фея: Посмотрите, куда же она нас привела? (к дереву)
Фея: А как оно называется, кто-нибудь знает? (береза)
Фея: Ребятки, а ведь берёза тоже является народным символом нашей страны России. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Береза - символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок.
Фея: А кто знает стихотворение про березу?
Люблю березку русскую,
то светлую, то грустную,
в белом сарафанчике,
с платочками в карманчиках,
с красными застежками,
с зелеными сережками.
Фея: Давайте и мы с вами изобразим красивые берёзки.
Берёза моя, берёзонька (движение рукой в сторону – вверх)
Берёза моя кудрявая! (то же левой рукой)
Стоишь ты, берёзонька (поднять руки вверх)
Посреди долинушки. (опустить руки)
На тебе, берёзонька (руки вытянуть вперёд, ладошки вверх)
Листья зелёные (опустить руки)
Под тобой берёзонька (наклониться вперёд, руки развести в стороны)
Трава шёлковая (движение руками вправо, влево)
Венки вьют, плетут (вращение руками перед собой).
Фея: Молодцы, очень красивые березки у вас получились.
Фея: Посмотрите, а что у нас под березкой растет? (грибы)
Фея: А какие это грибы кто знает? (подберезовики)
Фея: Посмотрите, а что это такое тут лежит? Может это то, что мы искали, это волшебная книга знаков. Давайте посмотрим (на страницах книги располагаются знаки дорожного движения, математические знаки, знаки препинания). Нам нужно с вами выбрать в книге те знаки, которые помогут нашим друзьям вспомнить свою страну.
Фея: Давайте рассмотрим 1-ую страницу. Помогут ли нам эти знаки определить страну, сможем ли мы по ним определить, к какой стране они относятся? (да)
Фея: А как? Нам ведь нужно определить страну.
Фея: Нет, они рассказывают не о странах, а какие это знаки? (это математические знаки и знаки дорожного движения)
Фея: Давайте полистаем дальше, какая интересная страница. А что на ней находится? (флаги)
Фея: А флаги помогут определить страну? (да)
Фея: Ведь у каждой страны свой флаг и все они отличаются. А вы можете выбрать флаг нашей страны? (выбирают, появляется на экране флаг России)
Фея: У России флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная.
Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она не на кого не нападает. Белый цвет нам напоминает (Березу, снег, облака, ромашку).
Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Синий цвет нам напоминает (Небо, реки, озера, моря) .
Красный цвет-цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает (Солнце, огонь, тепло).
А теперь послушаем стихотворение о флаге.
Белый цвет-березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска-
Огненный рассвет.
Фея: Запомните этот флаг, потому что когда мы встретим героев русских сказок, мы расскажем им, что это флаг нашей страны России.
Давайте посмотрим, какие знаки на следующей странице.
Кто знает, что это за знаки? (гербы)
Фея: А герб помогает определить страну? (да)
Фея: Ведь у каждой страны свой герб. А вы можете выбрать герб нашей страны? (выбирают, и появляется на экране герб России).
Фея: Давайте с вами рассмотрим герб. Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея).
Фея: Как вы думаете, что означает всадник? (воин).
Фея: А змея? (зло, то есть воин побеждает зло - это победа над злом)
Фея: Герб, это тоже символ, который тоже поможет нашим друзьям вспомнить свою страну.
Фея: Значит, что мы можем сказать, что флаг и герб есть у каждой страны и они у всех стран разные.
Фея: А где ещё вы видели такие флаг и герб? (дети перечисляют)
Фея: Кажется, мы не все еще вспомнили. А посмотрите, что у меня ещё есть, это ларец, но он не простой, а волшебный. Может быть, он нам подскажет, где же еще используют эти знаки. (Дети открывают ларец и рассматривают иллюстрации, предметы с изображением герба и флага России: обложки паспортов, нашивки для военной формы, и т. п.).
Фея: А давайте с вами ещё больше узнаем, как появился орёл на гербе? Хотите?
Фея: Я знаю такую историю, послушайте её.
Однажды на лесной поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой вышла красавица белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе! » Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон, какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!»
Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: «Ну, мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе! » Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе! » Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе.
III.Закрепление в речи, введение новых знаний в систему
Фея: Мы теперь все с вами знаем
-В какой стране мы живем? (России). Какие символы у нашей страны? (герб и флаг)
-Молодцы!
И теперь уже мы сможем помочь нашим героям вернуться в сказочную страну.
-А вот они и наши герои. Надо их вернуть в Россию.
-У нас есть два поезда, но они разные, нужно правильно определить в какой поезд сажать сказочных героев.
-Как мы определим? (по флагу и гербу)
Фея: Молодцы ребята, правильно рассадили наших героев, и теперь они попадут в свою сказочную страну. Мы с вами справились с таким непростым заданием, ну а теперь наше путешествие подошло к концу и мы должны сказать волшебные слова:
«Хлоп - хлоп,
Топ - топ, повернись и в детском саду очутись»
(Дети закрывают глаза, кружатся, и появляется воспитатель).
IV. Рефлексивный этап
Воспитатель: Что нового мы узнали сегодня? Что больше всего вам понравилось из сказочного путешествия, что вам запомнилось?
Молодцы!
Воспитатель: А фея про вас не забыла, вы очень ей понравились, ей было приятно с вами путешествовать, и она оставила вам на память флажки как символ нашей страны, чтобы вы смотрели на него и гордились своей страной!
Воспитатель: А чем вы будите гордиться? (берёзкой, флагом, гербом, природой и т.п.)
(воспитатель раздаёт флажки, а дети по - очереди называют чем будут гордиться)
Литература
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2. Ерохина Е.Л., Круглова Т.А. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Альбом для занятий с детьми 5-7 лет. - М.: Издательство «Ювента», 2002. - 13 с.
Познавательная: способствовать формированию представлений о государственных символах России (гербе, флаге) и народном символе России-берёзе, способствовать формированию интереса к прошлому своей страны; способствовать формированию представлений у детей о России как о родной стране.
Воспитательная: способствовать воспитанию патриотических чувств: любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну;
Развивающая: способствовать развитию памяти, умения анализировать, выявлять сходства и различия, делать выводы.
Задачи:
- создать благоприятную эмоциональную обстановку для развития у детей желания прийти на помощь русским героям сказки;
- оказывать содействие в осознании ребёнком своей принадлежности к стране;
- организовать деятельность детей по узнаванию флага и герба России;
- создать условия для развития у дошкольников интереса к своей стране, через язык её символов;
Оборудование: дерево берёза, гриб подберёзовик, книга знаков, волшебный ларец, наборы предметов и иллюстраций с символикой страны, русские сказочные герои, магнитная доска, иллюстрации паровозов разных стран.
Планируемый результат: имеют представления о государственной символике страны России.
Ход НОД:
I. Мотивационно-организационный этап
Дети входят в группу и встают в полукруг.
Воспитатель: Ребята, а у вас хорошее настроение? (да)
Воспитатель: А покажите свои ладошки. Давайте потрём их друг о друга.
Воспитатель: Что вы чувствуете? (тепло)
Воспитатель: Это тепло ваших добрых рук и наших душ. Давайте, передадим друг другу тепло. Улыбнитесь друг другу. Какие вы молодцы!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в сказочное путешествие?
Воспитатель: Что бы попасть в волшебную страну надо произнести волшебные слова:
«Хлоп - хлоп,
Топ - топ, повернись и в волшебной стране очутись»
(Дети закрывают глаза, кружатся, и появляется Фея)
II. Содержательный этап
Фея: Я, сказочная фея, а вы попали в сказочную страну, я хочу с вами поздороваться!
Фея: Здравствуйте, мои маленькие французы!
Дети: Мы не французы.
Фея: Ах, ну конечно я ошиблась! Здравствуйте, мои маленькие итальянцы! Дети: Мы не итальянцы.
Фея: Ах! Видно я очень-очень устала! Помогите мне, пожалуйста, скажите,
кто же вы?
Дети: Мы россияне.
Фея: Вы россияне? Ну, конечно же! Здравствуйте, мои маленькие россияне! Скажите, а в какой стране тогда вы живёте?
Дети: В России.
Фея: А на каком языке вы говорите?
Дети: На русском языке.
Фея: А я знаю, что в России много разных городов.
-А в каком городе вы живете? (Рязани)
Фея: А в моей сказочной стране случилось несчастье, героев русских сказок заколдовала злая колдунья и они забыли свой родной язык и родную страну!
Фея: Вы поможете сказочным героям найти свою страну?
Дети: Поможем!
Фея: Я слышала, как колдунья говорила, что спасет их только волшебная книга знаков. Давайте отправимся на ее поиски.
Фея: А вот и тропинка, ребята, давайте пойдем по этой тропинке и узнаем, куда же она нас приведет (звучит музыка).
Фея: Посмотрите, куда же она нас привела? (к дереву)
Фея: А как оно называется, кто-нибудь знает? (береза)
Фея: Ребятки, а ведь берёза тоже является народным символом нашей страны России. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Береза - символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок.
Фея: А кто знает стихотворение про березу?
Люблю березку русскую,
то светлую, то грустную,
в белом сарафанчике,
с платочками в карманчиках,
с красными застежками,
с зелеными сережками.
Фея: Давайте и мы с вами изобразим красивые берёзки.
Берёза моя, берёзонька (движение рукой в сторону – вверх)
Берёза моя кудрявая! (то же левой рукой)
Стоишь ты, берёзонька (поднять руки вверх)
Посреди долинушки. (опустить руки)
На тебе, берёзонька (руки вытянуть вперёд, ладошки вверх)
Листья зелёные (опустить руки)
Под тобой берёзонька (наклониться вперёд, руки развести в стороны)
Трава шёлковая (движение руками вправо, влево)
Венки вьют, плетут (вращение руками перед собой).
Фея: Молодцы, очень красивые березки у вас получились.
Фея: Посмотрите, а что у нас под березкой растет? (грибы)
Фея: А какие это грибы кто знает? (подберезовики)
Фея: Посмотрите, а что это такое тут лежит? Может это то, что мы искали, это волшебная книга знаков. Давайте посмотрим (на страницах книги располагаются знаки дорожного движения, математические знаки, знаки препинания). Нам нужно с вами выбрать в книге те знаки, которые помогут нашим друзьям вспомнить свою страну.
Фея: Давайте рассмотрим 1-ую страницу. Помогут ли нам эти знаки определить страну, сможем ли мы по ним определить, к какой стране они относятся? (да)
Фея: А как? Нам ведь нужно определить страну.
Фея: Нет, они рассказывают не о странах, а какие это знаки? (это математические знаки и знаки дорожного движения)
Фея: Давайте полистаем дальше, какая интересная страница. А что на ней находится? (флаги)
Фея: А флаги помогут определить страну? (да)
Фея: Ведь у каждой страны свой флаг и все они отличаются. А вы можете выбрать флаг нашей страны? (выбирают, появляется на экране флаг России)
Фея: У России флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная.
Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она не на кого не нападает. Белый цвет нам напоминает (Березу, снег, облака, ромашку).
Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Синий цвет нам напоминает (Небо, реки, озера, моря) .
Красный цвет-цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает (Солнце, огонь, тепло).
А теперь послушаем стихотворение о флаге.
Белый цвет-березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска-
Огненный рассвет.
Фея: Запомните этот флаг, потому что когда мы встретим героев русских сказок, мы расскажем им, что это флаг нашей страны России.
Давайте посмотрим, какие знаки на следующей странице.
Кто знает, что это за знаки? (гербы)
Фея: А герб помогает определить страну? (да)
Фея: Ведь у каждой страны свой герб. А вы можете выбрать герб нашей страны? (выбирают, и появляется на экране герб России).
Фея: Давайте с вами рассмотрим герб. Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея).
Фея: Как вы думаете, что означает всадник? (воин).
Фея: А змея? (зло, то есть воин побеждает зло - это победа над злом)
Фея: Герб, это тоже символ, который тоже поможет нашим друзьям вспомнить свою страну.
Фея: Значит, что мы можем сказать, что флаг и герб есть у каждой страны и они у всех стран разные.
Фея: А где ещё вы видели такие флаг и герб? (дети перечисляют)
Фея: Кажется, мы не все еще вспомнили. А посмотрите, что у меня ещё есть, это ларец, но он не простой, а волшебный. Может быть, он нам подскажет, где же еще используют эти знаки. (Дети открывают ларец и рассматривают иллюстрации, предметы с изображением герба и флага России: обложки паспортов, нашивки для военной формы, и т. п.).
Фея: А давайте с вами ещё больше узнаем, как появился орёл на гербе? Хотите?
Фея: Я знаю такую историю, послушайте её.
Однажды на лесной поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой вышла красавица белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе! » Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон, какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!»
Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: «Ну, мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе! » Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе! » Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе.
III.Закрепление в речи, введение новых знаний в систему
Фея: Мы теперь все с вами знаем
-В какой стране мы живем? (России). Какие символы у нашей страны? (герб и флаг)
-Молодцы!
И теперь уже мы сможем помочь нашим героям вернуться в сказочную страну.
-А вот они и наши герои. Надо их вернуть в Россию.
-У нас есть два поезда, но они разные, нужно правильно определить в какой поезд сажать сказочных героев.
-Как мы определим? (по флагу и гербу)
Фея: Молодцы ребята, правильно рассадили наших героев, и теперь они попадут в свою сказочную страну. Мы с вами справились с таким непростым заданием, ну а теперь наше путешествие подошло к концу и мы должны сказать волшебные слова:
«Хлоп - хлоп,
Топ - топ, повернись и в детском саду очутись»
(Дети закрывают глаза, кружатся, и появляется воспитатель).
IV. Рефлексивный этап
Воспитатель: Что нового мы узнали сегодня? Что больше всего вам понравилось из сказочного путешествия, что вам запомнилось?
Молодцы!
Воспитатель: А фея про вас не забыла, вы очень ей понравились, ей было приятно с вами путешествовать, и она оставила вам на память флажки как символ нашей страны, чтобы вы смотрели на него и гордились своей страной!
Воспитатель: А чем вы будите гордиться? (берёзкой, флагом, гербом, природой и т.п.)
(воспитатель раздаёт флажки, а дети по - очереди называют чем будут гордиться)
Литература
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2. Ерохина Е.Л., Круглова Т.А. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Альбом для занятий с детьми 5-7 лет. - М.: Издательство «Ювента», 2002. - 13 с.
Скачать вложение