Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию детей 3-4 лет (изобразительная деятельность лепка из солёного теста) как средство развития мелкой моторики рук детей
Автор: Бурканова Любовь Николаевна, воспитатель МБДОУ Хрущёвский детский сад "Ягодка", Рязанская область, Старожиловский районАктуальность выбранной темы определяется тем, что в настоящее время одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Вот поэтому-то в логопедических садиках так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т.п. При этом интеллект ребенка развивается самым естественным, здоровым образом.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. В нашей стране исследования В.П. Бехтерева, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.Н. Соколова, А.А. Ухтомского и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности двигательная.
Новизна опыта состоит в разработке системы работы по развитию мелкой моторики детей, в подборе методов, разнообразных техник изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
Статья включает презентацию опыта проведения исследовательской деятельности педагога и конспект, иллюстрирующий взаимодействие педагога с детьми 3-4 лет в ходе занятия «Бублики, баранки».
Данное занятие проводиться в младшей группе по изобразительной деятельности лепка. Проводя с детьми данное занятие мы продолжаем активизировать освоенные способы лепки и приёмы (раскатывание шара, сплющивание, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков), развиваем мелкую моторику, координировать движение рук, зрительное восприятие, внимание, речь, согласованность в работе обеих рук; воспитываем интерес к освоению изобразительных техник, аккуратность, самостоятельность, чувство сопереживания, взаимопомощь, знакомим детей с разнообразием форм мучных изделий: печенье (круг), пряник (круг), колобок (шар), пирожок (круг), вареник (круг, сложенный пополам), бублик (кольцо) и т.д.
Занятие включает проблемную ситуацию, беседу, объяснение, художественное слово, напоминание, игры, сюрпризный момент, помощь, поощрение.
Программные задачи:
- развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;
- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
- формировать и развивать навыки ручного труда;
- воспитывать усидчивость, аккуратность;
- воспитывать желание доводить начатое дело до конца;
- воспитывать понимание красоты окружающего мира.
Методы и приемы: проблемная ситуация, беседа, объяснение, художественное слово, напоминание, игры, сюрпризный момент, помощь, поощрение.
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое развитие
Активизация словаря: пирожки, бублик, баранки, плюшки, ватрушки.
Материал: игрушка"Колобок", куклы, солёное тесто, колпачки фломастеров или авторучек, доска для лепки, салфетки бумажные и матерчатые. Поделки из солёного теста разной формы, подготовленные воспитателем.
Предварительная работа разучивание песни «Пирожки». Музыка: Филиппенко А.Слова: Кукловская Н., рассматривание картинок хлебобулочных изделий, пальчиковая гимнастика «Хлеб».
Литература:
1. Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни. – М.: Цветной мир.2021. – 144с.
2. Колдина Д.Н.Лепка в детском саду.3-4 года. – М.: Синтез, 2023.– 48с.
3. Салмина Н.К., Глебова А.О.Лепим, клеим, мастерим. Учебное пособие. Тропинки. – М.: ВЕНТАНА - ГРАФ.2022. – 48с.
Материалы к занятию во вложении (zip, 5 Mb)
Скачать вложение