Коррекция интонационной выразительности речи у дошкольников
Автор: Воистинова Татьяна Михайловна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 123», г. РязаньРечь основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. И одним из главных показателей умственного развития ребёнка, его способности полноценно общаться является чёткая, доказательная, образная речь. Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с патологией, особенно с дизартрией, отмечается недостаток применения интонационных средств оформления речи: силы голоса, темпа, ритма, интонации и др.
Эти проблемы, если их вовремя не скорректировать, вызывают трудности в общении, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития "ребенок-подросток-взрослый", то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.
Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченным коррекционной деятельностью учителя - логопеда. Однако распространённость просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи особое внимание.
Вот почему на занятиях со старшими дошкольниками мы применяем упражнениям, направленные на развитие голоса, слуха, дыхания, мимической и интонационной выразительности, творческого мышления. Сразу скажем, что эта работа сложная, требующая тщательной подготовки к каждому занятию.
В логопедической работе сочетаются коррекционные мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, силы голоса, расширение его высотного диапазона, на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, с развитием эмоциональной отзывчивости и способности ребёнка передавать определённые чувства, настроение.
На каждом занятии обязательно выполняются упражнения на развитие речевого дыхания. Дыхательные мышцы можно тренировать со звуком и без него. Без звука хорошо тренируются мышцы во всех упражнениях, рассчитанных на укрепление и развитие гигиенического дыхания. При смысловой и эмоциональной речи организация работы дыхательных мышц весьма многообразна. Здесь может понадобиться длительный выдох, непрерываемый паузами и не требующий особенных мелодических изменений речи или длительный выдох с мелодическими контрастными изменениями речи; либо выдох, прерываемый длительными и короткими паузами.
Практикуется также выдох, неравномерно распределяемый в речевых смысловых отрезках: то много слов на одном выдохе, то одно-два слова; а также выдох, необходимый для произнесения сильного, среднего и слабого звуков. В связи с этим следует развивать разнообразные комбинации вдохов и выдохов.
Упражнения по развитию мимической выразительности имеют очень важное значение, так как понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника в устном общении с ним. В процессе реализации всех типов заданий мы стараемся активизировать инициативу детей по воссозданию ими тех или иных ситуаций как по сюжетам известных им сказок, так и жизненных ситуаций.
На первых занятиях мы стараемся показать, как мимическими мышцами лица выражаются различные эмоции. В процессе этих занятий у детей формируются первоначальные навыки и умения владеть мышцами бровей, лба, глаз, губ и т.д. Пример:
- «Определите, какое настроение у соседа?» (Весёлое, грустное, строгое и т.д.)
- «Произнесите звук (А) весело, (У) – грозно, (О) – удивлённо и т.д.
- «Изобразите два эмоциональных состояния: откусили кислое яблоко, а теперь у вас во рту сладкая клубника; потеряли любимую игрушку, ищете её и нашли».
На основных этапах занятия вводятся специальные упражнения по развитию основных свойств голоса - высоты, силы, тембра, а также уделяется много внимания воспитанию интонационной выразительности, т.е. работе над комплексом всех выразительных средств речи: мелодики, темпа, ритма, фразового логического ударения, паузы. Благодаря комплексу этих упражнений у детей развивается внимание, восприятие, память, воображение, мышление, корректируется устная речь, формируется творческая личность. Дети обретают внутреннюю свободу и собственную индивидуальность.
Детям очень нравится выполнять эти упражнения, который снимают психологический зажим, обычно присутствующий у детей с недоразвитием речи. Практически все упражнения проводятся в игровой форме и закрепляются в самостоятельной творческой деятельности ребят.
Дети стараются выразительно читать стихи, логически правильно строить предложения при ответах, становятся более артистичными на утренниках и концертах.
Главный результат этой работы - улучшение развития устной речи!
Список литературы:
1. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М: Айрис – ПРЕСС, 2011.
2. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере – М: ВЛАДОС, 2004.
3. Крюкова С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3–6 лет. – М: Генезис, 2002.
4. Чистякова М.И. Психогимнастика. М: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
Скачать вложение