Космическое путешествие
Автор: Рогожина Надежда Николаевна, воспитатель; Кудряшова Наталья Викторовна, воспитатель; Телкова Татьяна Александровна, учитель-логопед; МБДОУ «Детский сад № 123, г. РязаньКонспект занятия для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности.
Цель:
- Организовать познавательную деятельность детей, направленную на расширение и систематизацию знаний детей о первых космонавтах, космическом пространстве, планетах, входящих в Солнечную систему.
- Организовать экспериментальную деятельность, направленную на изучение наличия ветра в атмосфере Луны.
Задачи:
- Создать условия для закрепления понятий: в солнечной системе восемь планет, что солнце – это звезда.
- Создать условия для ознакомления с космонавтами, их фамилиями, конструкторами ракет.
- Создать условия для закрепления навыков использования монологической речи.
- Создать условия для закрепления умения вступать в диалог со взрослыми; по желанию делиться своими мыслями, чувствами, знаниями, использовать монологическую речь, развивать общую моторики, фантазию и творчество, слуховую память, мышление.
Оборудование: проектор и интерактивная доска для презентации; музыкальное оформление (магнитофон); лист бумаги; тазик с мукой (либо манкой, либо песком); камни разной величины; воздушный шарик; мольберты; раздаточный материал (звёзды на магнитах, магнитный конструктор); картинный материал (фото космонавтов, конструкторов ракет).
Роли: ведущий – воспитатель, инопланетянин Уня – второй воспитатель.
Ход занятия:
Ведущий: Ребята, вы знаете, я получила необычное письмо. Вот послушайте: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Уня. Пишу вам с Луны. Я слышал, что на земле живут хорошие мальчики и девочки, которые умеют петь, танцевать, играть, рисовать. Мне бы очень хотелось с вами подружиться. Я приглашаю вас к себе в гости». Ну как, вы готовы полететь на Луну? Давайте вспомним, что мы знаем о космосе. Имя космонавта, который совершил первый космический полёт?
Дети: Юрий Гагарин. (на доску выставляется фото космонавта)
Ведущий: А каких космонавтов вы ещё знаете?
Дети называют, ведущий выставляет фото космонавтов на доску. Если затрудняются – показываем фото, потом спрашиваем: кто это? (На доске: Леонов, Терешкова, Савицкая).
Ведущий: Вы знаете, что в начале, в космос посылали животных? Кто это был?
Дети: Собаки Белка и Стрелка.
Ведущий: Чьи фотографии ещё мы видим?
Дети: К.Э. Циолковский, С.П. Королёв, В.Ф.Уткин.
Ведущий: Что мы про них знаем? Чем они знамениты?
Дети: Циолковский – первый задумал ракету, Королев и Уткин продолжили его дело, воплотили в жизнь его мечты.
Ведущий: Теперь перед полетом надо пройти физическую подготовку.
Физминутка.
Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс (Руки в сторону)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.
Ведущий: Мы готовы к путешествию. На чем можно отправиться в космос? Дети: На ракете.
Ведущий: Я буду руководителем полета, а вы члены моего экипажа. Экипажу занять свои места. Объявляется минутная готовность. Сядьте прямо, пристегните ремни. Внимание, начинаю отсчет 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1 – старт (звучит музыка). Мы в полете наша ракета набрала высоту. Посмотрите в иллюминаторы, что вы видите? (первый слайд презентации)
Детей: Звезды, планеты, спутники и т.д.)
Ведущий: Я вижу фигуры из звезд, как вы думаете, что это?
Дети: Созвездия.
Ведущий: А что такое созвездия?
Дети: Скопление звезд.
Ведущий: Мы незаметно подлетели к Солнцу. (второй слайд) Что мы знаем про него?
Дети по очереди делятся знаниями. Примерный рассказ: Солнце – это звезда. Огромный раскалённый шар, который излучает свет и тепло. Солнце газообразное. На солнце жизни нет, но оно дает жизнь людям, растениям, животным. У Солнца есть семья - это 8 планет. Всё вместе называются солнечной системой.
Ведущий: Молодцы, много знаете про звезду Солнце. Смотрите, мы подлетаем к первой планете, (третий слайд) как она называется?
Дети: Меркурий.
Ведущий: Давайте вместе расскажем про эту планету?»
Примерный рассказ: Меркурий первая планета от Солнца. На ней нет атмосферы и воздуха. Поверхность планеты покрыта кратерами. На этой планете резкая смена температуры. Днём она достигает +400 градусов, а ночью падает до -180.
Ведущий: Летим дальше к следующей планете. Как она называется? (4 слайд)
Дети: Венера.
Ведущий: Давайте расскажем про неё.
Примерный рассказ: планета Венера окружена плотной атмосферой и мощным слоем облаков. На планете есть равнины и горы. На горных вершинах застыла лава?
Ведущий: Венера считается одной из самых красивейших планет Солнечной системы. Давайте остановимся здесь и немного отдохнем. Только без скафандров нам на планету нельзя. Оденем скафандры (все имитируют надевание скафандра). Мы готовы к выходу из ракеты. Выходим, встаньте поудобнее, закройте глаза.
Психогимнастика
Ведущий: «1, 2, 3 - в звезды превратились мы, открывайте глаза. Мы звездочки, плавно летим в космосе, купаемся в воздушных потоках. Собираемся все вместе в созвездия. Мы звездочки, любим свободу и поэтому разлетаемся в разные стороны, и кружимся в легком танце. Как приятно кружится над планетами, но вместе нам приятнее, веселее, лучше. И мы снова собираемся в созвездия. Хорошо звездочкам вместе в космосе, но пора превращаться в ребят. 1, 2, 3 - вот опять ребята мы».
Ведущий: Отдохнули. Восстановили силы, полетели дальше. Экипаж занять места в ракете. Летим перед нами следующая планета. (5 слайд) Как она называется?
Дети: Земля.
Ведущий: Мы пока возвращаться не будем, летим дальше к спутнику Земли. (6 слайд) Вспомните его название (Луна). Прилуняемся. Что это, что за посторонние звуки? (Выходит инопланетянин)
Инопланетянин: Здравствуйте дети! С какой вы планеты?
Дети: С планеты Земля.
Ведущий: Мы получили твоё письмо, и прилетели к тебе в гости.
Инопланетянин: Я очень рад. Вы будете моими друзьями? Давайте играть, я знаю загадки:
1. Есть у меня шестнадцать друзей
Шестнадцать спутников жизни моей. Что это за планета?
Дети: Юпитер (7 слайд).
2. Я очень привлекателен, меня все узнают в лицо.
Бесспорно, я влиятелен, ношу я модное кольцо (8 слайд)
Дети: Сатурн.
Инопланетянин: Помогите мне понять. Я живу на Луне и здесь повсюду мои следы. Есть следы прошлого года и когда я был маленький, а почему так - я не знаю. (слайд 9)
Ведущий: Давайте подумаем вместе. Ребята идите сюда, и ты, инопланетянин, тоже. Посмотрите, на этом листе я начертила два круга, это лунная поверхность. Предлагаю детям насыпать лунную пыль (песок, манка). Вот следы инопланетянина и нашего лунохода (делают следы). Ребята, вспомните, на Луне есть воздух? А Ветер? А почему?
Дети: Ветер – это движение воздуха, нет воздуха, значит нет ветра.
Инопланетянин: Давайте докажем, что на Луне нет ветра. Подуйте не сильно на лунную поверхность. Что вы увидели?
Дети: Следы смазались.
Инопланетянин: Теперь понятно, что на Луне нет ветра, который мог бы сдуть мои следы.
Ведущий: Ребята, а ещё на Луне, на её поверхности есть высокие горы гораздо выше, чем на Земле, а ещё глубокие ямы. (слайд 10) А вы знаете, как они образуются? От чего? Давайте проверим. Переходим вот сюда. Возьмите себе по камню, это будут метеориты. Они падают с большой высоты. Бросайте по очереди, что вы увидели? (от камней остаются впадины)
Инопланетянин: Ребята, а вы знаете, что такое созвездия? А какие созвездия вы знаете? Я предлагаю вам выложить из звезд созвездия, которые вы знаете».
Задание: на мольбертах прикрепить магнитные звезды по схеме, соотнося цифры и размер, назвать созвездие.
Ведущий: Инопланетянин, ребята хотели бы тебе оставить фотографии планеты Земля
Задание: выложить картинку из магнитного конструктора
Инопланетянин: «Спасибо, мне очень приятно»
Ведущий: «Инопланетянин нам пора возвращаться на Землю»
Инопланетянин: «Очень мне понравилось с вами играть, спасибо, что прилетели ко мне в гости. Вот вам подарок, но откроете его только на вашей планете» (Дает воздушный шарик).
Ведущий: «Экипажу занять свои места в ракете. Пристегните ремни, начинаем отсчет 10, 9,…Вот мы и на земле. (слайд 11) Какая красивая наша планета. Что есть на ней?
Дети: Моря, океаны, материки, острова.
Ведущий: Давайте будем беречь её. А теперь откроем шарик. Кто знает, как? Да, проколоть. Ой, что это? да это звездный дождь. С этим явлением мы познакомимся в следующем путешествии. Что вам понравилось в нашем путешествии, что запомнилось?
Список литературы:
1. Вахрушев А., Кочемасова Е. - Здравствуй, мир! Часть 1. Изд-во: Баласс, 2009 г.
2. В. Владимиров: Что такое астрономия и как люди её используют? Изд-во: Капитал, 2017 г.
3. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., Изд-во: Скрипторий 2003, 2007 г
4. Лыкова И.А. Листик, листик - вот и я! Изд-во: Карапуз, 2005 г.
5. Лыкова И.А Как тарелка в космос летала. Изд-во: Карапуз, 2008г.
6. Шорыгина Т. А., Парамонова М. Ю. Детям о космосе и Юрии Гагарине-первом космонавте земли. Изд-во Сфера ТЦ, 2016 г.
7. Периодические детские журналы:
«Приключения козленка Тряма»
«Большая прогулка»
«Маленький исследователь»
«Наша планета от А до Я.» Изд-во: Алтей
Презентация к занятию во вложении (pptx, 2.8MB)
Скачать вложение