Космос
Автор: Юшкина Ольга Анатольевна, зам. зав. по ВМР МБДОУ "Детский сад №115", Новикова Анастасия Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №115", г. Рязань
Конспект образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- обогащение словаря по теме «Космос» (первый космонавт, 12 апреля, Юрий Гагарин, День Космонавтики, смелые, отважные и т.д.)
Коррекционно-развивающие:
- совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов)
- формирование элементарных математических представлений (узнавание геометрических фигур, закрепление последовательности натуральных чисел в пределах 10).
- развитие общей и тонкой моторики;
- развитие слоговой структуры слова;
- развитие зрительного восприятия;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание уважения к труду космонавтов;
- воспитание навыков самостоятельности и взаимодействия друг с другом
Оборудование: глобус, мяч, счетные палочки, пирамида, картинки (спутник, ракета, корабль, космонавт, планета), карточки для игры «Что лишнее?» с геометрическими фигурами, «марсиане» из геометрических фигур, листы с воском.
Словарная работа: космос, космонавты, иллюминатор, глобус, звездолет, звездочет, невесомость, шпионы, инопланетяне, марсиане.
Предварительная работа: беседа с воспитателем о празднике «День Космонавтики», о первых космонавтах, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов по теме.
Ход образовательной деятельности
I. Ориентировка к деятельности.
(дети стоят полукругом).
- Дети, сегодня у нас необычный вечер. Я хочу пригласить вас в школу подготовки юных космонавтов. Вы хотите там побывать? (Да). Но сначала давайте сделаем небольшую разминку.
«Раз! Все жители проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
Побежали быстро в ванну
Чистить зубы неустанно.
Причесались аккуратно,
Приоделись все опрятно.
Пуговицы застегнули,
Уголки все отогнули.
Стол накрыли не спеша,
Съели кашу. Хороша!
Промокнули рот салфеткой,
Отмахнули муху веткой.
Вымыли свою посуду,
Чисто вытерли повсюду,
А потом пошли гулять,
Чтоб скорее все узнать».
Ну что, готовы отправляться в путешествие? А поможет нам в этом волшебный глобус. Присаживайтесь на ковер. Сейчас я буду вращать глобус и говорить волшебные слова, как только они закончатся, нужно закрыть глаза. Готовы? (Да.)
Кручу, верчу,
В школе космонавтов оказаться хочу.
(Дети закрывают глаза)
(Звучит музыка).
- Мы поднимаемся с Вами высоко-высоко. Деревья и дома становятся маленькими. Мы летим из города и приземляемся в центре подготовки юных космонавтов. (Дети открывают глаза.)
- Чтобы начать нашу подготовку, я хочу у Вас узнать, что Вы знаете о космосе.
II. Исполнительский этап.
1. Игра с мячом (Расширение словаря по теме «Космос»)
- Какой праздник отмечаем 12 апреля? (12 апреля мы отмечаем День космонавтики)
- Кто летает в космос? (В космос летают космонавты).
- А какие космонавты? (Космонавты смелые, отважные, здоровые, умные.)
- А кто был первым космонавтом? (Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин)
- А какие животные первыми полетели в космос?
- Молодцы!
2. Игра с мячом «Семейка слов» (Совершенствование грамматического строя: образование однокоренных слов)
- Теперь давайте образуем слова одной семейки к слову звезда.
- Как ласково назвать звезду? (звездочка)
- Если на небе много звезд, какое оно? (звездное)
- Как можно назвать корабль, который летит к звездам? (Звездолет)
- Как называют в сказках волшебника, который определяет будущее по звездам? (звездочет).
- Молодцы! Вы меня порадовали. Занимайте свои рабочие места.
3. А давайте-ка, ребята,
Поиграем в космонавтов.
В космос с Вами полетим!
Собираемся в полет,
Строим новый звездолет.
- Давайте выложим из палочек ракету. На доске появляются два образца. Выложите тот образец, который больше нравится.
- Артем, ты какую ракету выбрал первую или вторую? И т.д.
4. Активизация словаря
- Кто знает, как это называется?( учитель – логопед показывает указкой на иллюминатор) (иллюминатор)
- Трудное слово, давайте проговорим еще раз.
- Космонавты очень долго находятся в полете, а что они там делают? (Работают, ставят опыты).
5. Игра «Пирамида»
- Вот и я вам предлагаю немного поработать. Расставьте слова в пирамиде по количеству слогов. Верхний этаж занимает слово из одного слога, средний-слова из двух слогов, нижний - из трех. (Марс, ракета, луна, тюбик, космонавт, планета).
- А что нужно сделать, чтобы посчитать слоги. (Нужно похлопать: столько хлопков, сколько гласных в слове).
- Молодцы.
6. Релаксация и динамическая пауза «Невесомость»
- А теперь выходим на ковер, встаем в круг. Сейчас мы на себе испытаем, что такое невесомость.
- Готовимся к полету. Надеваем скафандры (дети одевают воображаемые скафандры.). Внимание, займите свои места. Начинаем обратный отсчет 5-4-3-2-1-пуск!
- Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скоростью, у вас тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. Но вот мы вырвались из притяжения Земли. Откройте глаза, мы в состоянии невесомости. Давайте испытаем это состояние.
В невесомости плывем
Мы под самым потолком
(Дети расходятся и стоя на одной ноге, делают медленные движения руками вверх-вниз с выносом прямой ноги).
- Молодцы! А теперь возвращаемся в центр подготовки (дети садятся за столы).
7.
«Чтобы космонавтом стать,
Чтобы в небо взлетать
Надо много уметь,
Надо многое знать.
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка, ребята,
Космонавтам помогает
Математика»
- А давайте-ка проверим, как вы знаете математику. Сейчас я вам буду считать, вы слушайте внимательно, если я ошибусь, вы меня исправьте.
1…3,4,5
…2,3,4,5
- Молодцы!
8. Игра «Что лишнее?»
- Следующее задание. Нужно внимательно посмотреть на фигуры и определить, какая лишняя (на доске логические карточки с изображением геометрических фигур разного цвета и размера).
9. Игра на узнавание геометрических фигур.
- А как Вы думаете, кого можно встретить в космосе? (шпионов, инопланетян, марсиан)
- А Вы хотите с ними познакомиться? А вот и они. Если Вы правильно назовете, из каких геометрических фигур составлены портреты, Вас ждет сюрприз. (Дети называют фигуры).
10. Подвижная игра «Ракета».
(дети встают возле столов)
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете. (маршируют на месте)
На носки поднимись, (поднимаются на носки, тянут руки
вверх, сомкнув их)
А потом руки вниз. (опускают руки)
Раз, два, потянись. (вновь тянутся вверх)
Вот летит ракета ввысь! (бегут на месте на носочках)
В. Волина
11. Мы закончили нашу подготовку, нам остается получить подарки. Но что это, вы должны узнать сами с помощью кисточек и красок (проявление ракет по воску).
III Завершающий этап.
- Нам пора возвращаться. Садимся на ковер и произносим волшебные слова:
Кручу, верчу,
В саду оказаться хочу.
- Что Вы узнали о космосе и космонавтах?
- Чему Вы научились?
Вот и закончилось наше путешествие. Из Вас получатся отличные космонавты.
Список литературы:
1. Волина В.В. Учимся играя.-М.: «Новая школа», 1994.-448 с.
2. Кузнецова Е,В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96с. (Серия «Программа развития»)
3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.- СПб.: Детство-Пресс, 2007.-704с.
4. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.
5. В. Цветков Космос. Полная энциклопедия, Эксмо, 2015
Скачать вложение