РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Коза с козлятами

Автор: Пурисова Ольга Анатольевна, Королёва Марина Васильевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №105» г. Рязань

Конспект занятия по сенсорному развитию для детей 2-3 лет

Аннотация

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.[5, с.3]
Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
В настоящем пособии речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.[5, с.6] 
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. педагог подводит детей к освоению простейших умений в различении формы окружающих предметов, используя предэталоные представления о шаре, кубе, круге, квадрате; подборе предметов и геометрических фигур по образцу, различению и сравниванию предметов по величине, выбору среди двух предметов при условии резких различий: большой и маленький, длинный и короткий, высокий и низкий. Поддерживает интерес детей к количественной стороне различных групп предметов (много и много, много и мало, много и один) предметов.[3, с.42]
Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, нами разработан перспективный план, создана картотека дидактических игр по развитию цветовосприятия для детей 2-3 лет, дополнена предметно - развивающая среда в группе (в группе создан уголок сенсорики) с нестандартными дидактическими материалами: развивающие игры с прищепками, шнуровкой, крупами, пуговицами, с крышечками, дидактические игры «Разноцветные рукавички», «Подбери пару», «Закрой окошко» 
Цель: способствовать формированию у детей простейших представлений о цвете и геометрических фигурах на основе чувственного познания. 
Задачи:
- различать и называть основные цвета, формы предметов
- развивать умение группировать однородные предметы по цвету 
- развивать умение пользоваться приемом наложения одного предмета на другой для определения их  тождественности по цвету и форме;
- развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач;
- закреплять умение  использовать в речи опредмеченные слова-названия, предэталоны формы ("кирпичик", "крыша", "огурчик", "яичко")
Демонстрационный материал: игрушка волк, 4 вазы: красная, синяя, желтая, белая, домик-ширма, бумажные домики (красного, синего, желтого и зеленого цветов с вырезанными дверками (квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник), маска козы.
Раздаточный материал: маски козлят по количеству детей, пластиковые цветы 4 основных цветов на каждого ребенка, геометрические фигуры(квадрат, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник), лист бумаги формата А5 с изобразением силуэта конфеты, восковые мелки. 
Обогащение словаря: вазочка, гостинец, незнакомый, одуванчик, тюльпан, василёк, ромашка.
Активизация словаря: красный, желтый, синий, белый, зеленый.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» и рассматривание иллюстраций к ней, дидактическая игра «Подбери по цвету» и т. д.  

Ход занятия
Воспитатель: Ребята, помните, мы читали сказку «Волк и семеро козлят»
Дети: Да.
Мотивационный этап
Воспитатель: А сейчас мы с вами окажемся в этой сказке , где я буду мамой козой, а вы будете детками козы - козлятами. Давайте  наденем маски.
Надевает ребятам маски козлят, приговаривая: «Ты в маску нарядись и козленком становись» а себе маску козы.
Воспитатель: Я – козочка ме-ке-ке, я играю на лужке, острые рожки, тоненькие ножки. На моей макушке – бархатные ушки. Козлятушки – ребятушки, не хотите погулять, на лужайке поскакать, цветочки поискать?
Дети: Да, да, хотим!
Воспитатель: Вот пришли мы на лужок. Сколько здесь цветочков! Разные все, яркие. это ромашки, васильки, тюльпаны и одуванчики Козлятушки - ребятушки, а каких же они цветов?
Дети: красные, синие и тд.
Ориентировочный этап
Воспитатель: А теперь, детушки мои, соберём каждый цветочек в свою вазочку к нам на окошко. Красные – в какую вазочку, синие – в какую и т.д.
Исполнительный этап
Дети собирают цветы в вазочки, а воспитатель контролирует и направляет данный процесс (жёлтый цветок - в жёлтую вазочку, красный - в красную, синий - в синюю, белый - в белую).
Воспитатель: Молодцы, хорошо. Козлятушки, а кого мы боимся, кому дверь не открываем?
Дети: Серому волку!
Воспитатель: Правильно. Вы ещё не очень хорошо умеете двери закрывать, сначала потренируемся.
Воспитатель подводит ребят к столу, на котором расположены бумажные цветные домики, в которых вырезаны двери разными геометрическими фигурами (квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник) 
Воспитатель: Козлятушки, у каждого из вас свой домик. Они все разные. Двери в них открыты. Если придёт волк, что мы сделаем? 
Дети: закроемся в доме.
Воспитатель: Закройте домики дверками так, чтобы они подошли по цвету и форме. (Дети выполняют задание). 
Воспитатель: Молодцы, ловко у вас получается. 
Динамическая пауза
Воспитатель: А сейчас вы попрыгайте, побегайте, а мне надо в лес идти, травки вам принести. А вы от дома не отходите, волка не подпустите. Если вдруг он придёт, вы домой бегите и дверь закройте, а потом тихо сидите и дверку не открывайте».
Коза уходит. Козлята играют. Вдруг появляется серый волк (игрушка)
Волк: Я серый волк, зубам щёлк. И я в козлятах знаю толк.
Волк бежит за козлятами, те прячутся в домик и не открывают дверь. Волк уходит. Возвращается коза.
Воспитатель: Козлятушки, вот и я пришла, травки вам принесла. Как вы тут без меня справились, ничего не случилось?
Дети: Приходил серый волк, но мы ему не открыли.
Воспитатель: Молодцы! Совсем самостоятельными стали. А теперь пора ребятам возвращаться в садик. Присаживайтесь на стулья. Давайте снимем маски, вернёмся мы из сказки!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вам коза оставила гостинцы. Посмотрите, это – нарисованные конфеты, только они не яркие, бесцветные. Ребята, их надо раскрасить вашим любимым цветом. И тогда конфета станет очень «вкусной».
Пока дети выполняют задание, воспитатель уточняет какого цвета мелок они взяли для раскрашивания. 
Рефлексивный этап 
Воспитатель: Ребята, а где мы сегодня были?
Дети: В сказке.
Воспитатель: Вам понравилось быть героями сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: Что мы сегодня делали?
Дети: были козлятами, рисовали, цветы собирали.
Воспитатель: А кто сегодня к нам приходил?
Дети: Волк.
Воспитатель: А мы дверь ему открыли?
Дети: Нет!
Воспитатель: Правильно, незнакомым людям дверь открывать нельзя! 
Дети заканчивают раскрашивать свои рисунки. 
Перспективный этап
Воспитатель: Ребята, сегодня мы побывали в одной сказке, но на свете ещё очень много разных сказок. Мы их обязательно почитаем и поиграем.

Литература 
1. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: первые шаги в математику, развитие движений. - М.: ТЦ Сфера, 2018. -128с.
2. Козловская И.В. Игры, занятия с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания. - М.: Издательство Новое знание, 2016. -160с.
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.- М.:ТЦ Сфера, 2023..-224с
4. Янушко Е.А.  Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года:  / Е.А. Янушко. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 351 с.
5. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.-144 с. 

Конспект во вложении (pdf 160Kb)


Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru