Кремль - сердце Рязани
Автор: Танина Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №43», г. РязаньКонспект НОД по конструированию из настольного детского конструктора «Строитель» с детьми подготовительной к школе группы.
Цель: Совершенствовать конструктивные умения детей при создании постройки по заданным условиям.
Задачи:
1. Закрепить знания детей об архитектуре Рязанского Кремля.
2. Работать над формированием конструктивных навыков:
-
соблюдать пропорции и симметрию;
-
выполнять постройки по чертежам;
-
создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу.
3. Развивать образное мышление, воображения, коллективное творчество:
-
развивать умение комбинировать;
-
самостоятельно анализировать постройки.
4. Побуждать к поисковой деятельности детей и к обыгрыванию построек.
5. Воспитывать трудолюбие.
Материал: настольный строитель на каждого ребенка, силуэты деревьев, схема постройки, панорамные фотографии Рязанского кремля и отдельных зданий, кукла Незнайка.
Предварительная работа:
-
беседа о родном городе и о Кремле;
-
рассматривание фотографий;
-
составление план - схемы Кремля;
-
просмотр презентаций « Сердце Рязани – Кремль»;
-
индивидуальная подгрупповая работа с детьми;
-
чтение художественной литературы. Баруздин : «Страна, где мы живем»;
-
экскурсия с родителями в Кремль;
-
разучивание стихотворения.
Образовательная область: познавательная, социально- коммуникативная, социализация.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Какие города России вы знаете?
Дети: Москва, Санкт- Петербург, Самара, Краснодар и т.д.
Воспитатель: Как отличить один город от другого?
Дети: По названиям городов, по рекам, площадям, памятникам архитектуры.
Воспитатель: Какая река протекает в городе Рязани?
Дети: р. Ока. ( Слайд №2)
Воспитатель: Какой приток есть у реки Оки. Как он называется?
Дети: Трубеж. ( Слайд №3)
Воспитатель: Много-много лет назад на берегу реки, на холме был заложен Переславль-Рязанский. Потом его переименовали в Рязанский Кремль. Куда мы с вами осенью ходили на экскурсию. (Слайд №4)
Воспитатель: Вспомните, какие здания находятся на территории Кремля? Дети: Певческий корпус, Успенский собор, Колокольня, Христорождественский храм, дворец Олега. (Слайды №5-№9)
Воспитатель: А, чтобы зайти на территорию Кремля, что мы переходили?
Дети: Мост ( Слайд №10)
Воспитатель: А зачем его строили?
Дети: Для защиты от врагов
Воспитатель: А кто заложил Переславль-Рязанский?
Дети: Олег Черниговский.
Незнайка: Вы в таком красивом месте были. А я даже не представляю, как выглядит Рязанский Кремль. Вы можете мне как-то помочь?
Дети: Да, рассмотрим фото и построим для тебя Рязанский Кремль.
Славен город наших дедов,
В жизни многое изведав,
Много войн и много бед,
Много радостных побед.
И над всеми временами
Древний Кремль, хранимый нами,
Нас хранит из года в год,
Наша гордость и оплот. ( читает ребёнок)
Незнайка: Как здорово! С удовольствием посмотрю и послушаю.
Ориентировочный этап
Воспитатель: Как архитектор вы каждый задумал свои постройки. Давайте вспомним, где они будут располагаться. (Слайд №11 ) А теперь как строители – постройте для Незнайки Рязанский Кремль.
Воспитатель: Что мы задумали построить?
Дети: Рязанский Кремль.
Воспитатель: Из чего будем строить?
Дети: Из настольного строителя.
Воспитатель: Чем будем строить?
Дети: Руками и думать головой.
Воспитатель: Как будем строить?
Дети: По порядку: начинаем строить с фундамента, потом возводим стены, закрепляем завалинками, украшаем, ставим крышу.
Воспитатель: Что получится?
Дети: Вот такой красивый Рязанский Кремль
Воспитатель: Приступаем к строительству.
Исполнительский этап
Во время самостоятельного конструирования воспитатель следит, руководит процессом, используя пословицы: «Поспешишь, людей насмешишь», « Без труда, нет и плода», « Землю солнце красит, а человека труд».
Рефлексивный этап
Воспитатель: Рабочий день закончился. Как вы думаете, получилось у вас то, что вы задумали? Давайте полюбуемся вместе с Незнайкой на красивый Рязанский Кремль.
Анализ построек
Воспитатель: Кто хочет рассказать о своей постройке?
Ребёнок: Я строил Успенский собор. Он является крупнейшим произведением архитектора – Бухвостова. Окна расположены друг над другом в 3 яруса. Собор украшен белокаменной резьбой – листьями, цветами, виноградными гроздьями. Сейчас там проходят службы.
Дети анализируют свои постройки, опираясь на признаки архитектуры. Воспитанники рассказывают о прочности, т. е. уточняют о способе построении стен и их укреплении «завалинками». Говоря о красоте, доказывают, какими геометрическими фигурами они пользовались, чтобы здание было красивым. И, конечно же, о назначении, т.е. для чего это здание служит.
Пример: Я построил колокольню. Она очень высокая, светлая, многоярусная, прочная. Каждый ярус закреплён колоннами. Колокольня красивая, скульптура ангелов, сделанных своими руками, дополняют убранство. Также на последнем ярусе поставил шпиль. Каждый день во время службы там звонят колокола, звон которых слышится далеко.
Дети читают стихи о Рязанском Кремле.
«Песня о Рязани» Лидия Симакова
Рязанский край, сиреневые дали
И голубой, безбрежный плес Оки.
Рязань, Рязань, не раз тебя сжигали!
Мешали с пеплом злобные враги.
Но вновь и вновь из пепла ты вставала,
Повергнув в прах былых своих врагов,
Не раз ты в битвах миру доказала
Величие и мощь своих сынов.
О древний край, Рязанщина родная!
Хранишь века ты доблесть сыновей,
И, куполами в золоте сверкая,
Стремишь в века величие идей.
Рязанский край, сиреневые дали
И голубой, безбрежный плес Оки.
Рязань, Рязань, не раз тебя пытали
В суровых битвах злобные враги.
Но ты стоишь, являя миру диво,
И колосятся тучные поля.
Живи в веках, Великая Россия!
Цвети, цвети, Рязанская земля!
«Моя Рязань» Ольга Силкина
Золотые ворота Кремля
Для себя я опять открываю.
Там смеётся и плачет земля,
Та земля, что зовётся Рязанью.
Там встречает меня Колокольня
И приветствует звонко Ока,
Там витает что - то святое,
Даже выше, чем облака.
Там Есенин, руки раскинув,
Полной грудью дышит опять,
Будто свыше просит он силы,
Чтобы Родину крепче обнять.
Перспективный этап
Воспитатель: Ребята, какие достопримечательности нашего города вам знакомы? (Ответы детей) Рядом с кремлем, есть красивая площадь, которая называется Соборная. (Слайд №12) В центре этой площади стоит памятник Великого князя Олега (слайд №13), а рядом находится удивительное здание Театр Юного Зрителя (слайд №14).
Незнайка: Вот было бы здорово, добавить к вашей постройке и эти достопримечательности!
Воспитатель: Я думаю, Незнайка, ребята не откажут тебе в этой просьбе и вечером, кто захочет, самостоятельно их построят по фотографиям.
Минутка шалости (дети танцуют под музыку)
Ребенок:
Под звездным небосводом -
Кремль, построенный народом,
Словно сторож над страной
Он стоит в тиши ночной. (Слайд №15)
Литература:
1. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для воспитателя. М., Просвещение, 1973.
2.Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов./ под. ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – 2-е изд., испр. доп. – М.: Просвещение, 1988.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
4. Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности /Перм. Гос. пед. ун-т.- Пермь. 2005.
5. Куцакова Л.В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 5-6 лет на учебный год. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО. 1998.
Презентация и фотографии к занятию во вложении (zip, 11MB)
Скачать вложение