Лесной санаторий
Автор: Савушкина Елена Александровна, Пронина Елена Анатольевна, воспитатели, МБДОУ «Детский сад №123» г. РязаньКонспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Приоритетная образовательная область ФГОС ДО: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим)
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Цель: Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе.
- расширять познания о деревьях, узнавать по внешнему виду дерево, его возраст;
- уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву; уточнить и расширить знания о том, для чего нужна древесина и что из неё изготавливают;
- закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом;
- воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание защищать природу
Задачи:
- организация практической деятельности детей, направленная на развитие умения моделировать кору из бумаги, создание условий для речевой деятельности детей посредством диалогического общения;
- организация рефлексивной оценки деятельности.
Словарная работа:
Активизация словаря: клён, берёза, тополь, дуб, осина.
Обогащение словаря: сокодвижение, лесник.
Предварительная работа: экскурсия в парк, рассматривание коры у разных деревьев, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину; беседа о том, что производят из древесины, наблюдение за птицами, проведение опытов, экспериментов.
Оборудование:
Для воспитателя:
Домик лесника, деревья, пенёчки, стенды с творческими работами детей и родителей, запись голосов птиц, проектор, ноутбук.
Для детей: Кусочки коры деревьев (берёза, тополь, клён, ель, сосна), схема сухого дерева, листы коричневой бумаги, клей, салфетки, берёзовые листочки из бумаги.
Форма проведения: фронтально
Ход занятия
Этапы деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность детей, возможные ответы |
Расположение детей |
Мотивационно-организационный этап |
Сюрпризный момент: письмо от Лесовичка Приглашение в путешествие в лес Актуализация знания детей о бережном и заботливом отношении к природе. Использование музыкального сопровождения. Проговаривание с движениями волшебного заклинания (Артикуляционная гимнастика). (Приложение 1 (воспитатель)) Встреча «Лесовичка» (педагог) с детьми. Лесовичок детям загадывает загадку о деревьях (Приложение 3). Почему вы решили, что это дерево? Что знаете о деревьях? Дерево живое или нет? Почему? А как дышит дерево? |
Презентация. Чтение стихотворения В.Орлова «Живой букварь». Приложение 2 Использование интерактивной доски. Рассматривание слайдов по содержанию стихотворения Отправляются в путешествие. Дыхательная гимнастика. Отгадывание загадки Отвечают на вопросы Активная речевая диалоговая деятельность детей. Это дерево. У деревьев зелёная листва, в жару можно встать под дерево, под тень и будет прохладно. Живое, потому что оно дышит, питается, растёт. Дышит листьями, дерево вдыхает в себя грязный воздух, а отдаёт кислород – это чистый воздух, необходимый для жизни людей. |
Свободно стоят около педагога
Сидят на пеньках |
Практический этап |
Исследовательская деятельность. Лесовичок раздаёт детям образцы коры деревьев (Для чего дереву нужна кора? Что находится под корой? Как определить, что дерево больное? Почему болеют деревья?) Актуализация знаний детей о том, для чего нужна древесина и что из неё изготавливают; о профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом. (Лесник) Актуализация речевой активности Игра «Слово на ладошке» Следит за произношением звуков «л», «с», «р» в речи детей.
Знакомство с понятием «Берёза плачет кровавыми слезами» (Приложение 4) Звучит запись с голосом птиц (встревоженных перепёлок) Что-то случилось в лесу? Обращает внимание на изображение сухого дерева. (Приложение 5) Чем могут помочь? Помощь педагога советом (Каждое доброе дело будет превращаться в зелёный листочек дерева) Дерево ожило, к нему прилетели птички. Предлагает послушать, как сейчас они поют. Звучит запись (по выбору воспитателя) |
Рассматривание коры деревьев Дети хлопают в ладошки при правильном ответе, если названные деревья растут в нашем крае. Рассматривание изображения сухого дерева. Оно погибло. Нет коры, сухие листья. Дети моделируют кору дерева из бумаги («Оденем дерево»). Слушают запись (радостные голоса птиц) |
Дети стоят в кругу. Дети садятся за столы. |
Итоговый этап
|
Обращение к Лесовичку: педагог сделал оценку ситуация успеха всех детей (Сколько интересного о деревьях знают дети. «Деревья – это украшение нашей земли». Так давайте же беречь их. Рефлексия. Опрос детей: Где были? Что делали? Кому помогали? |
Артикуляционная гимнастика (Приложение1) Возвращение детей в сад. Дети рассказывают. Помогли сухому дереву, называли деревья нашего края, рассказывали про деревья.
|
Свободное
Дети прощаются и уходят |
Приложение 1(воспитатель).
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки протянуть вперёд,
А потом наоборот.
Как листочки покружились,
И в лесу (саду) мы очутились.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес!
Приложение 2.
В.Орлова «Живой букварь».
Нас в любое время года
Учит добрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают на труду.
И к тому же в их труде
Всё по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте,
Солнце учит доброте:
Каждый день зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы каждый год
Обучаться нужно.
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
Приложение 3.
Загадка о дереве
Нам в дождь и зной поможет друг,
Зелёный и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек
Приложение 4.
В народе говорят: «Берёза плачет кровавыми слезами» Почему?
Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок, сделают надрез и сок стекает, набирают нужное количество и уходят, а сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. Поэтому в народе говорят, что берёза «плачет кровавыми слезами»
Приложение 5.
Изображение сухого дерева
Литература:
1. Дыбина О.Б. Ребёнок и окружающий мир. – М.: Мозаика – Синтез, 2005
2. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2005
3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
5. Староверов А.В. Дом, в котором мы живём: Материал из опыта работы /Ряз. обл. ин-т развития образования. – Рязань, 1997.
Полный конспект во вложении (doc, 111KB)
Скачать вложение