Зайка в гостях у ребят
Автор: Артамонова Вера Александровна, Субботина Татьяна Васильевна, воспитатели; Колесникова Марина Петровна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №121», г. РязаньКонспект непрерывной образовательной деятельности по пластилинографии для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет).
Пластилинография - техника рисования с помощью пластилина. Принцип ее заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Заниматься пластилинографией можно уже с детьми 3-х лет. Лепка всегда привлекает малышей, а пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.
Дети в младшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо знакомы с пластилином: они раскатывают колбаски и шарики, сплющивают из них «блинчики», вытягивают пластилин, слепляют детали изображения друг с другом. При знакомстве с пластилинографией для детей 3 – 4 лет крайне важно овладеть новыми навыками, а именно: размазыванием пластилина тонким слоем по основе и «мазку». Поэтому и сюжеты, и задания для детей данного возраста должны быть просты и легки.
Знакомство с техникой пластилинографии должно начаться с овладения навыком размазывания пластилина разными слоями и «мазками».
Лепка укрепляет силу рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. При изготовлении поделок ребенок учится концентрироваться и сосредотачиваться, развивается усидчивость. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Главное, чтобы занятия были интересны ребенку.
В разработке организованной образовательной деятельности «Зайка в гостях у ребят» применяется методика Янушко Е.А. с использованием элементов пластилинографии. При построении занятия использован интегративный подход (образовательные области – познание, художественно-эстетическое и физическое развитие), что в настоящее время является актуальным. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности. При этом на занятии решается сразу несколько задач, а дети осваивают параллельно сразу несколько разделов программы.
Цель: продолжать учить детей приёмам лепки (отщипыванию, скатыванию, размазыванию).
Задачи:
Обучающие:
- создать условия для развития мелкой моторики и координации речи с движениями,
- продолжать работу по обогащению сенсороного опыта детей,
- формировать интерес к работе с пластилином,
- вовлекать детей в игровую среду
Развивающие:
- способствовать развитию самостоятельности в процессе выполнения творческой работы,
- развивать внимание, воображение, память,
- развивать ориентирование в пространстве.
Воспитательные:
- Формировать познавательный интерес, эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками.
Материал к занятию: персонаж «Зайка» игрушка, пластилин жёлтого цвета, доска для лепки, салфетка для рук, трафарет с изображением фрукта.
Ход занятия
1. Мотивационный этап.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся со всем, что нас окружает.
Говорю везде я: «здравствуй»: дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю я соседской курице.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, маленький дубок
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, утро! Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Воспитатель: Ребята, а какое у вас сегодня настроение. (Ответы детей).
- И у меня хорошее, а знаете почему? Потому что наступила весна, светит теплое солнышко. А давайте с вами расскажем стихотворения о весне.
1 ребенок.
Пробуждается природа.
Ей сегодня не до сна.
Наступает время года
Под названием весна. (О. Эрнст)
2 ребенок
Что ни сутки по минутке
День длиннее, короче ночь
Потихоньку полегоньку
Прогоняем зиму прочь. (В. Берестов)
3 ребенок
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
Видно очень тёплые
Ноги у весны. (И. Токмакова)
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте споем песню о весне.
«Весенний хоровод». Слова и музыка С. Насауленко.
Воспитатель: Но весной нужно быть осторожным, можно и заболеть, простудиться.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то к нам пришел в гости, да это же Зайка! (игрушка)
Зайка: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй, Зайка!
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поиграем с зайчиком
Музыкальная игра «Зайка серенький сидит»
Воспитатель: Почему ты такой грустный?
Зайка: у меня заболел младший братик, которого зовут Степашка. Он полез в лужу и простудился. Он кашляет и жалуется на боль в горле, не знаю, что делать. Помогите, пожалуйста»
Воспитатель: «Ребята, мы сможем помочь Степашке? Как вы думаете, что для этого нужно сделать?» (ответы детей: «укутать в одеяло», «дать чай с медом»)
Воспитатель: А мы можем для поддержания иммунитета предложить Степашке чай с лимоном. Он очень полезный в нём много разных витаминов., а особенно витамин С, который очень полезен. И мы сейчас с вами слепим для Степашки много лимонов. Садитесь за столы.
2. Ориентировочный этап
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах лежат трафареты с изображением лимона.
- Ребята, а какого цвета лимон? (ответы детей: «желтые»).
Воспитатель: Ребята, пластилин какого цвета? У нас все готово к лепке. Но сначала давайте разогреем наши пальчики».
3. Исполнительский этап
Пальчиковая гимнастика: «Лимон»:
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)
Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)
Воспитатель: «Возьмите в руки пластилин, и начните разминать, чтобы пластилин стал мягким, и мы с вами легко смогли его отщипывать. У всех пластилин получился мягким?»
Воспитатель (показывает образец, объясняет приёмы выполнения)
- Перед вами трафареты с нарисованными лимонами. Разместите их так, чтобы вам было удобно. Начинаем создавать наш рисунок с помощью пластилина. Отщипываем маленькие кусочки пластилина и размазываем его по рисунку. Стараемся выполнять это аккуратно, чтобы слой получался равномерным и не выходил за карандашный контур. (воспитатель смотрит за ходом работы детей, если у кого-то не получается, помогает – показывает, как правильно выполнять работу на своем образце).
4. Рефлексивный этап
Воспитатель: Кому мы сегодня помогали? (Степашке)
- Что мы для этого сделали? (лимоны). Давайте эти лимоны положим в корзинку для Степашки. И наши лимоны помогут ему поправиться.
Зайка: Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли, я обязательно передам эти лимоны Степашке, и он быстро поправится!
Воспитатель: Мы очень рады, что смогли тебе помочь!
5. Перспективный этап
Воспитатель: Сегодня, мы с вами вылепили лимоны для Степашки, чтобы он не болел.
- Ребята, узнайте у своих родителей, что ещё нужно делать, чтобы не болеть. А когда Зайка к нам придёт в гости в следующий раз, мы ему об этом расскажем.
Литература
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
2. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 80с.
3. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7лет/сост. Т.В.Калинина
(и др.). – Изд.3-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 151с.
4. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1 – 3года. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 128с
Конспект во вложении (pdf 382KB)
Скачать вложение