Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста и родителей
Автор: Воистинова Татьяна Михайловна, учитель-логопед; Прошина Ольга Владимировна, Окунь Светлана Борисовна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №123», г. Рязань
Многовековая мечта человека о гармоничном развитии личности неиссякаема и вечна. У каждого народа свои понятия о гармонии в развитии человека, но все едины в том, что главное - это его душа, мысли, чувства. И если многое в человеке заложено генетически, то есть ещё вещи, которые достигаются воспитанием. Воспитание любви ребенка к слову- это непростая и ответственная задача для воспитателей. Любовь к слову приходит через чтение книг. Дети, в дошкольном возрасте, воспринимают мир книг через прослушивание. Ребенок, в силу возраста, не является читателем, а только слушателем. Чтобы воспитать в детях дошкольного возраста роль носителя русской культуры, необходимо, важное место в отборе отвести классической русской литературе. Мы, воспитатели, группы «Золотая рыбка» МБДОУ «Детский сад №123», строим свою систему воспитания дошкольников на основании Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г №1155).
Мы, воспитатели, считаем, что первый опыт общения с книгой, прививку чтения ребенок должен получить в семье! Если родители читают, если в доме есть книги, ребенок будет читать! В результате индивидуальных бесед с родителями, мы, воспитатели, заметили, что в семьях наших воспитанников, снижен интерес к художественной литературе.
Понимая актуальность назревшей проблемы, мы решили помочь родителям.
Нами, воспитателями группы, был разработан проект «Мама, папа и я - читающая семья», согласно которому проводились литературные праздники, викторины, КВНы, экскурсии. Целью, проекта было:
- организовать совместную работу детского сада и семьи по развитию у дошкольников устойчивого интереса к книге и чтению;
- повысить уровень педагогической культуры родителей, мотивацию к взаимодействию с ДОУ и с библиотекой семейного чтения;
- развить интерес к педагогическому поиску по воспитанию юного читателя.
Начало работы по проекту было связано с изучением интереса к чтению в семьях воспитанников. Вопрос был поставлен на ближайшем родительском собрании, где родителей ознакомили с актуальностью проблемы и необходимостью всем включаться в её решение. Родители восприняли наши планы с пониманием и интересом.
Мы проводили встречи в «Литературной гостиной», на которых беседовали, дискутировали, читали и инсценировали отрывки произведений, готовили презентации о жизни и творчестве детских писателей и поэтов (С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, А.Л. Барто, С.А. Есенина, А.С. Пушкина, Н.Н. Носова и др.).Литературная гостиная дала возможность всем детям и взрослым проявить себя, показать свою индивидуальность.
Активизировалась наша связь с детской библиотекой, работники которой помогли составить рекомендательные списки книг для чтения детям согласно возрасту. Многократно проводили выставки поступающих новинок детской литературы. Частыми стали наши экскурсии с детьми и родителями в библиотеку, во время которых мы знакомились с творчеством разных писателей и поэтов, проводили викторины и конкурсы чтецов. Большая часть родителей записались со своими детьми в библиотеку.
Вместе с родителями мы проводим театрализованные представления (постановки: «Муха-цокотуха», «Фантазеры», «Кошкин дом», «Золушка» и др.), вызывающие особую радость в процессе всей работы (репетиций, подготовки декораций, самой постановки), потому что они развивают творческие способности ребенка, его фантазию, дают простор самостоятельности суждений о героях, их поступках.
Во многих семьях стало традицией читать детям перед сном, а во время прогулок декламировать наизусть стихи, памятные с детства.
Всё чаще, решая проблему интереса к чтению, родители делятся с нами своими наблюдениями, переживаниями, обращаются за советом. Ими правильно подмечено, что, читая вслух, видишь реакцию ребенка на сюжет и героев. Вот как своими открытиями делились родители после подобных чтений:
«Читаем «Кота в сапогах». Доходим до места, когда хвостатый плут говорит королю, что луга и поля принадлежат хозяину маркизу Карабасу. И вдруг дочка перебивает чтение возмущенным криком: «Мама, но он же обманывает!» Вот и появился у меня прекрасный повод поговорить и о художественном вымысле, и о вранье как таковом», - делится мама Маши С.
Такие наблюдения детей пока ещё не так часты, как хотелось бы, но все начинается с малого. Нас педагогов радует, что родители поняли актуальность поднятой проблемы о необходимости усиления интереса к чтению. Мы решили продолжить эту работу и новыми постановками сценок по прочитанным рассказам и сказкам, проведением совместно с родителями литературных гостиных и многими другими интересными проектами.
Главный результат проведённой нами работы, заключается в том, что у детей появился большой интерес к книге, они любят её, рассматривают, обмениваются своими впечатлениями с друзьями в детском саду. В повседневном общении дети стали более широко использовать лексическое богатство языка, их речь стала выразительной и эмоциональной.
Материал предложенной викторины помогут организовать развивающий досуг с детьми, расширяет кругозор, развивает смекалку, а также пробуждает интерес к чтению.
Список литературы:
1. Микхлева Н.Ю., Мартин И.В. «Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников»- М:Детство-Пресс, 2016-28с.
2. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 5-7 лет Программа, методические рекомендации (по ФГОС)», дополнение. О.С. Ушакова- М: ТЦ Сфера, 2015-272с.
3. Гербова В. «Развитие речи в детском саду, 5 лет. Старшая группа. В. Гербова- М:Мозаика-синтеза, 2015-144с.
4. Жукова Н.С. «Развитие речи: мир вокруг себя». Н.С.Жукова-М:Эксмо 2016-320с.
5. Болотская С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе / Детский сад от А до Я. - 2008, № 4. -150-153 с.
6. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению изд. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 176 с.
7. Миронова Н.Н. Как научить ребенка любить литературу? Дошкольное воспитание. – 2005, № 5. - 117-121 с.
8. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 352 с.
9. Чуковский, К. К. Чуковский. Все сказки, стихи и песенки / К. Чуковский. - М.: Астрель, 2012. - 640 c.
Полный вариант статьи с приложениями во вложении (docx, 28Kb)
Скачать вложение