Маша в гостях у ребят
Автор: Никулова Елена Эдуардовна, Мартынова Татьяна Владимировна, воспитатели, Рогожина Надежда Николаевна, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад №123» г. РязаньКонспект интегрированного занятия по познавательному развитию в средней группе с презентацией
В наши дни патриотическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Поэтому мы в своей работе уделяем большое внимание патриотическому воспитанию детей.
Целью нашей работы с дошкольниками является воспитание нравственно-патриотических чувств, при ознакомлении детей с историей и культурой родного края. При взаимодействии с детьми используются различные формы работы: особое место занимает целевая прогулка, позволяющая на практике ознакомить детей с природным наследием, историей и культурой родного края, развивать в них эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.
Ещё одним из эффективных средств в работе с дошкольниками является дидактические игры. Игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания о достопримечательностях, промыслах, природе родного края. Чтение детям художественной литературы, использование демонстрационного материала.
Для повышения качества своей работы включаем здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребёнку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод: расширились знания детей об истории, культуре, природе родного края, повысился интерес к познавательной деятельности.
Цель: Создать условия для ознакомления детей с родным городом, его достопримечательностями.
Задачи:
-
Расширять и закреплять представления детей о Рязани, как о своем родном городе, дать представление детям об Успенском соборе Рязанского кремля, познакомить детей с народным промыслом скопинской керамикой.
-
Развивать мышление, внимание, память, речь.
-
Воспитывать любовь к родному краю, Родине.
Материалы: телевизор; слайды с изображением памятных мест и памятников города Рязани; пазлы с изображением памятников Рязани; загадка о Родине; билеты с цифрами, предметы скопинской керамики, материал для продуктивной деятельности (картон, декоративный материал)
Обогащение словаря: малая Родина, собор, купола, скопинская керамика.
Активизация словаря: бесстрашный, сильный, храбрый
Ход занятия
1 этап. Мотивационный
Дети стоят в кругу и произносят вместе с воспитателем слова приветствия
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Улыбнемся соседу справа,
Улыбнемся соседу слева,
Воспитатель: У всех хорошее настроение.
А теперь посмотрите на меня.
Отгадайте загадку:
«Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?» (Родина), (русская народная загадка)
Воспитатель: А в каком городе вы родились? (Рязань)
Воспитатель: Город Рязань – это ваша малая Родина. Давайте повторим: малая Родина.
Чтение стихотворения Владимира Орлова
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое —
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!
Стук в дверь.
Воспитатель: Дети, к нам кто-то пришел. Хотите узнать?
Входит Маша. (Воспитатель в костюме персонажа)
Маша: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? (Да)
Воспитатель: Здравствуй, Маша. Что случилось? Как ты сюда попала?
Маша: Я узнала, что Рязань в этом году новогодняя столица России. Я не удержалась и приехала к вам в гости, чтобы поближе познакомиться с вашим городом, ведь я ничего совсем о нем не знаю. Вы расскажите мне о нем? (Да)
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Познакомим Машу с нашим городом? Для того, чтобы поближе узнать наш город, нам нужно отправиться на экскурсию. А на чем мы с вами поедем, отгадайте по загадке:
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Воспитатель: Ну что ж, поедем на автобусе?
А вот и он. Наш новогодний автобус. Сейчас я вам раздам билеты. Занимайте свои места согласно купленным билетам.
А почему ты села на это место? (Потому что у меня на билете цифра 2 и на стуле тоже цифра 2)
Отправляемся в путь.
Инстуктор по физической культуре проводит с детьми физ.минутку
(Дети садятся на стульчики. Звучит музыка «Мы в автобусе сидим?»(автор Е.Железнова)
Физминутка «Мы в автобусе сидим»
Дети повторяют движения за инструктором
Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
И из окошечка глядим
Всё глядим!
Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!
3. Исполнительский этап.
Воспитатель: А вот и первая остановка. Давайте выйдем и дальше прогуляемся пешком. (дети встают полукругом)
Воспитатель: Внимание на экран.
На экране Рязанский кремль.
Маша: Куда мы с вами приехали?
А кто из вас был в Рязанском кремле? Что вы видели на территории рязанского кремля? (Соборы)
Воспитатель: Да. Там много соборов. Главный собор –Успенский собор.
А как вы думаете, из чего он сделан? (из камня)
А если он сделан из камня, значит он какой? (каменный)
Успенский собор построен давно. Он является символом города Рязани. Собор очень высокий. Высота его составляет 28 метров. Это грандиозное сооружение построено за7 семь лет и украшено редкой белокаменной резьбой. Успенский собор построен таким образом, что его видно из любой точки города.
Маша: А что находится на верху собора? (купола)
Давайте вместе повторим: купола. А какого они цвета? Золотой обозначает солнце, а голубые – небо.
Маша: А что еще есть на территории кремля? А что такое музей? Кто знает?
Воспитатель: Я вас сейчас тоже приглашаю в музей.
Дети стоят полукругом. Рассматривают предметы.
Маша: Ой, как красиво!
Воспитатель: Посмотрите и скажите, что вы видите здесь?
Это что? А для чего нужна чашка? (чтобы пить чай)
А если из чашки пьют чай, значит она какая? (чайная)
А это что? Для чего она нужна? (тарелка)
А если из тарелки едят суп, значит она какая?
А как это все можно назвать? (посуда)
Воспитатель показывает на вазу
Посмотрите внимательно, что это?
А ваза какая? (большая)
Воспитатель показывает на кувшин в виде птицы
Посмотрите внимательно, что это?
Воспитатель показывает на скульптуру коня
А это что?
А как вы думаете, из чего сделаны эти предметы? (из глины)
А если они сделаны из глины, значит они какие? (глиняные)
А теперь подойдите и потрогайте их.
Какие предметы на ощупь? (гладкие)
Все эти предметы покрывают глазурью – специальным составом и ставят в горячую печь, чтобы они получились гладкими, прочными.
Делают такую посуду мастера –умельцы из города Скопина, который находится недалеко от Рязани. И называются они Скопинская керамика.
Давайте вместе повторим.
Воспитатель: Вам нравятся такие изделия? (да)
Маша: Мне тоже очень понравились эти изделия скопинской керамики.
Маша: А что же это за большие каменные фигуры, которые находятся около кремля?
Воспитатель: А что это за фигуры, ты узнаешь, когда дети соберут пазлы.
Для этого разделимся на две команды. Посмотрите, у вас на ручках браслеты. Разделитесь на команды по цвету браслетов. Предлагаю подойтик мольбертам. Синяя команда подойдет к мольберту с синим магнитом, а красная – с красным.
А кому эти памятники, вы узнаете, когда соберете пазлы.
Подойдите все сюда.
Маша: Какой красивый памятник?
Воспитатель: Памятник кому изображен на этой картинке?
А кто такой Сергей Есенин? О чем он писал стихи?
Ребенок читает стихотворение С.Есенина «Белая береза».
Памятник кому изображен на этой картинке?
А кто такой Олег Рязанский? (герой)
Значит он какой? (сильный, храбрый, смелый, бесстрашный)
Маша: Спасибо, теперь я тоже знаю кем были Сергей Есенин и Олег Рязанский .
Ну что ж, давайте отправимся дальше в путь
Физкультминутка «Город» (проводит инструктор по физической культуре)
Город – это улицы, проспекты и дома, (Руки вытянуть вперед, широко раздвинуть ноги, соединить руки над головой)
Площади, музеи, парков тишина, (Сделать руками круг, поднять сцепленные
руки вверх, развести в стороны)
Блеск огромных стекол, (Руки поднять над головой, шевелить всеми пальцами)
Праздничных витрин,
Быстрое движенье прохожих (Быстро маршировать на месте)
И машин. (Руки в кольцо перед собой, крутить воображаемым рулём и бежать по кругу)
Маша: А почему здесь так красиво? Столько украшений.
Воспитатель: Потому что Рязань в этом году объявлена новогодней столицей России. Наш город готовился очень к этому событию. А вы хотите посмотреть на нарядную Рязань в эти праздничные дни?
Видеоролик «Рязань новогодняя»
Маша: Ой, как мне понравилось, только у меня так много впечатлений, что я боюсь , что забуду что-нибудь.
Воспитатель: А чтобы ты не забыла, мы сделаем для тебя новогодние сувениры.
Воспитатель: Дети, посмотрите на то, что лежит у вас на столах и скажите, что мы будем делать?
Занимайте свои места в волшебной мастерской. Ножки вместе спинки ровные.
А для того, чтобы снежинки получились красивыми, подготовим наши пальчики
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»(проводит инструктор по физической культуре)
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Ритмичные удары пальцами левой
руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю,
Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки? В ладошке вода,
На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда?
На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. Как видно, ладошки мои горячи.
Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.
Маша: Ой, какие снежинки у вас красивые получились.
Воспитатель: Маша, эти сказочные снежинки мы дарим тебе и нашим гостям.
Остальные снежинки вешаем на доску.
Маша: Спасибо большое. Мне очень понравился ваш город. Я всем-всем расскажу о нем. До свидания.
Маша уходит.
4 этап. Рефлексивный.
А теперь нам пора вернуться в детский сад?
1,2,3,4,5 в детский сад вернись опять
Дети, а кто к вам приходил в гости? А что нового вы узнали из нашей экскурсии? Как называется главный собор Рязанского кремля? Давайте вместе вспомним. Как называются изделия скопинских мастеров? Почему Рязань украшена снежинками? Какой парад прошел в нашем городе?
5 этап. Перспективный.
Вы еще хотели бы отправиться в такое путешествие? В следующий раз мы познакомимся с другими историческими местами и памятниками нашего города.
Все молодцы. Всем спасибо!
Литература
1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий - Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.-187с.
3. Видеозарисовка о новогодней столице России 2020г. (Электронный ресурс). https://www.youtube.com/watch?v=q30RE3_pT-4 (Дата обращения 10.01.2020)
4. Физкультминутки для детского сада на патриотическую тему. (Электронный ресурс). http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-kuzmovna-tanacheva/fizkultminutki-na-patrioticheskuyu-temu.html (Дата обращения 10.01.2020)
Конспект с презентацией во вложении (Архив zip, 3.2MB)
Скачать вложение