РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Мастер-класс для родителей «Занимательные игры для развития речи детей раннего возраста»

Автор: Пронькина Наталья Геннадьевна, педагог-психолог; Салангина Наталья Викторовна, учитель-логопед; Жук Светлана Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №121», г. Рязань

Методическая разработка.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говорят, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский

Любого ребёнка нельзя рассматривать без его родителей, которые зримо и незримо стоят за спиной каждого из них. Своевременное, адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения, в сотрудничестве со специалистами дошкольного образования - залог успешного развития детей.

Взаимодействие с родителями в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) становится все более актуальным в связи с изменениями в системе образования и внедрением новых стандартов. ФОП ДО направлена на обеспечение качественного и доступного дошкольного образования для каждого ребенка, а также на укрепление взаимодействия между образовательными учреждениями и родителями.

Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся:

- Информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО.

- Просвещение родителей (законных представителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.

- Способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи.

- Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач.

- Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй в соответствии с ФОП ДО являются:

- Диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач.

- Просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы;условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми.

- Консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.

Основные формы взаимодействия с семьёй в соответствии с ФОП ДО:

- Диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее.

- Просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей, педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму – совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.

Цель мастер-класса: установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, со­здать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Задачи:

- познакомить родителей с музыкальными, коммуникативными, пальчиковыми играми и речевыми упражнениями.

- помочь родителям научиться играть и общаться с ребенком;

- воспитать привычку обращаться к специалистам ДОУ за помощью в вопросах коррекции, развития и воспитания.

Предварительная работа:

- организовать выставку для родителей, на которой представить игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми раннего возраста;

- составить и распространить среди родителей информационные буклеты «Практические рекомендации по развитию дошкольников».

Оборудование: воздушные шарики с различными материалами, деревянные палочки с колечком, шаблоны-заготовки для рисования манкой, цветные карандаши, бумага, фасоль, макароны для сортировки, игра «Веселый  огород», координационная  лесенка, заготовки в виде цветочков разного цвета для обратной связи.

Ход встречи:

- Дорогие, родители! Мы очень рады, что вы   пришли на  наш мастер – класс «Занимательные игры для развития речи  детей раннего  возраста».(Дети с родителями сидят на стульчиках в кругу)

Педагог-психолог: Игра-знакомство «Яблоко»

- Отгадайте загадку:

В саду на дереве растёт

Красивый, вкусный, сочный плод.

Я подскажу: на букву Я

Он начинается друзья. (Яблоко)

Показать яблоко и предложить познакомится с помощью яблока.

Учитель - логопед: У вас в руках было яблоко, какие  слова можно сказать о нем? Какое оно? Представьте вы на встрече с жителями другой планеты, что вы им расскажете об этом яблоке? (ответы родителей).

Вот также и  наши дети чувствуют себя инопланетянами, познавая этот мир.

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Развитие ребенка в этом возрасте - это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Непосредственное общение матери с  ребенком  раннего  возраста направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. 

И наша с вами задача - сделать так, чтобы ребенок прожил этот период  жизни как  можно более полноценно. В раннем  возрасте наиболее интенсивно идет развитие всех органов и  систем организма ребенка, формируются разнообразные умения и поведения малыша.

Развитие речи в этом периоде осуществляется в процессе непосредственного общения ребенка со взрослым. Поэтому так важно с  ребенком общаться, беседовать, комментировать происходящее.

Педагог-психолог: На сегодняшний день, наблюдая детей в детском саду, мы видим, что все и больше и больше появляется детей с различными нарушениями развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, т.е. наблюдается вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, элементарно такие дети неловко прыгают на 1 ноге, не могут поймать и бросить хорошо мяч, плохо переключаются с одного движения на другое.

Воспитатель: Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей.

- Давайте вспомним с вами, как мы проводили время в наше детство: поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? Кто прыгал на скакалке, в резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с. А наши дворовые игры с соблюдением правил: это прятки, казаки-разбойники, колечко и многое другое…

- А теперь поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Современное поколение ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера.

- Да, сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что современное поколение – с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено. Ведь бегая и прыгая, а также, играя по правилам у нас развивалась координация движений, ориентировка в пространстве, общая моторика, ловкость, гибкость, контроль над собой, переключаемость движений. А выполняя различные пальчиковые игры, мы развиваем мелкую и речь.

Таким образом, недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.

Что же с этим делать? Есть игры, которые позволяют скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность.  

Педагог-психолог: Мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с дидактическими играми и пособиями. Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Мы отправляемся с вами в путешествие в страну Вообразилию! 

- Паровоз давно нас ждет,

В страну Вообразилию везёт!  (музыка «Паровоз»)

(Дети вместе с  родителями идут по  координационной  лесенке)

Педагог-психолог: Внимание, наш паровоз прибыл на станцию «Сюрпризная»! Посмотрите на станции «Сюрпризная» нас ожидает сюрприз – волшебная коробка. Хотите посмотреть, что в ней?  (в коробке воздушные шарики, наполненные различными материалами. Задача родителей и детей определить, чем наполнены шарики. Нужно потрогать, потрясти, повертеть и т.д.)

- А теперь поиграем в игру «Мышки и кошки».

Игра «Мышки и кошки»

Для игры нужно взять 2 игрушки (мышка и кошка). Когда ведущий поднимает:

мышку– хлопнуть;

кошку – топнуть.

Игру повторяем 2 раза.

Педагог-психолог: Нам пора ехать дальше, занимайте места наш поезд отправляется.(Дети идут по  координационной лесенке.)

Учитель - логопед: Внимание, внимание! Мы приехали на станцию «Веселый огород!»

На  столах лежат листы бумаги с  нарисованными руками(правой и  левой) и приклеенными овощами, которые  соответствуют местоположению пальцев рук.

-Положите свои руки на нарисованные. А теперь поднимите только те пальчики, где нарисован лук, морковь, помидор…

Воспитатель: Следующая станция «Фигурная» теперь мы предлагаем Вам сделать игру самим, которую можно забрать домой. Перед вами фломастеры и лист бумаги. Начертите квадрат, а справа от него прямую линию. В углах и в центре квадрата нарисуйте разноцветные круги. Такие же круги нарисуйте справа, на линии. А пальчиками правой и левой руки  одновременно найдите одинаковые по цвету круги.

А теперь предлагаем вторую игру с волшебным квадратиком. Проведем веселых зверят по дорожке.

Педагог-психолог: Внимание! Наш поезд отправляется дальше, поехали!(Звучит музыка.)

Мы с вами прибыли на станцию «Сортировочная»! Посмотрите пока мы путешествовали, в нашем мешочке всё перепуталось. Уважаемые взрослые и дети давайте разберем все, фасоль – в одну тарелочку, макароны – в другую тарелочку. Выполняем сортировку двумя руками одновременно.

Учитель – логопед: Наш поезд отправляется дальше, поехали!(Звучит музыка.) Мы с вами прибыли на станцию «Танцевальная»!  

Игра –физминутка «Мы веселые мартышки» (с  музыкальным сопровождением).

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

ВСЕ  в ладоши хлопаем,

Все  ногами топаем.

Надуваем щечки,

Скачем на  носочках

И друг другу даже Языки покажем.

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Оттопырим ушки, хвостики вертушки

Пальчик поднесем ко рту

Дружно  прыгнем в  высоту

Шире рот откроем,

И гримасы строим.

Хлопаем себя по ногам, хлопаем себя по плечам перекрещивая руки.

Хлопаем

Топаем

Надуваем щеки

Прыжки на месте

артикуляционное упражнение «Блинчик»

Хлопаем себя по ногам, хлопаем себя по плечам перекрещивая руки.

Имитация движений

- А наш веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу (паровозик едет). Едем дальше. Ну, вот и приехали. Станция «Художественная»

- На  этой станции мы превратимся в художников и нарисуем  необычные картины.(Родители и дети садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования).Игра «Мы с  тобой подносы взяли…»

- Одна из главных задач нетрадиционного рисования - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Вот вам задание, используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию.

- Берем подносы с манкой и рисуем.

Педагог-психолог: наш поезд зовет наш дальше. Поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры, купленные в магазине и сделанные своими руками. Наша задача научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. В группе дети в них с большим удовольствием играют.

Подведение итогов мастер – класса.

Учитель - логопед: Наше путешествие подошло к концу, благодарим вас за активное участие и творческую работу!

Педагог-психолог: На память о нашем мастер – классе предлагаю  собрать букет. Если вам все понравилось, поставьте в вазу красные цветы, если не понравилось- голубые, а если все было непонятно – белые.  Мы  же хотим  подарить вам буклеты по воспитанию детей и  те  игры в которые вы играли  на мастер -классе.

Учитель - логопед: И игры, в которые вы играли на сегодняшнем мастер – классе «Веселый огород» и «Волшебный квадрат». 

Литература:

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 208 с.: табл.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – ММ.: ТЦ Сфера. 2023. – 48с.

3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст] / Т.Г. Визель. — М.: АСТ АстрельТранзиткнига, 2005. — 384 с.

4. Нимаева Х.Д. Нейропсихологический  подход в  коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда ДОУ. //«Вестник науки» 2022.- №12.

5. Заваденко Н.Н. Нарушения развития речи у детей и их коррекция [Текст] / Н.Н. Заваденко // Лечащий врач. — 2006. — № 5.

6. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений дляразвития речи. – М.: Аквариум, 1995

7. Логоритмика Юлии Дерябкиной. [Электронный ресурс].- Режим  доступа https://vk.com/logomuzikclub.

8. Сайт для детей и родителей . [Электронный ресурс].- Режим  доступа https://www.chudesenka.ru/4005-parovoz.html

Конспект во вложении (pdf, 330 Kb)




Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru