Математическое путешествие
Автор: Козлова Галина Эдуардовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 133» г. РязаниКонспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений детей 5-6 лет.
Цель: способствовать
- закреплению математических понятий,
- обобщению знаний о порядковом и количественном счёте,
- развитию умения ориентироваться в пространстве,
- воспитанию инициативы и самостоятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. организовать закрепление количественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
2. организовать закрепление порядкового счета, умения соотносить число и порядковый номер, умения различать количественный и порядковый счет;
3. организовать закрепление понятия отношений между числами натурального ряда в пределах 10;
4. создать условия для совершенствования умений ориентироваться на листе бумаги, используя геометрический материал;
5. организовать закрепление умения подбора значения, противоположного по смыслу.
Развивающие:
Организовать деятельность, способствующую:
1. развитию у детей наблюдательности, умений самостоятельно проводить мыслительные операции (анализа, сравнения, обобщения, делать логические выводы, заключения);
2. развитию мелкой моторики рук;
3. развитию кругозора детей, активизации и обобщения словаря по теме занятия.
Воспитывающие:
1. создать условия для развития детской инициативы, самостоятельности.
Оборудование:
макет (имитация) корабля с использованием спортивного оборудования, гимнастические скамейки (трапы), конверты с заданиями, набор пластмассовых игрушек, наборы цифр, геометрических фигур, звезд, флажков, листы бумаги для выкладывания геометрического узора, образец узора, бутылка с запиской, мяч, ларец, мольберт, указка, магнитофон с аудиозаписью звуков моря, крика чаек.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Дети! Сегодня мы с вами отправляемся в плавание на корабле. Нас ожидают необычные приключения. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Но перед дорогой возьмитесь крепко за руки и дружно скажите: «Что не сделает один, сделаем вместе!». Молодцы! Поднимаемся на корабль.
(играет плавная музыка,шум моря, крики чаек).
Основная часть образовательной деятельности.
Воспитатель: Наш корабль готов к отплытию. Вижу остров справа по борту. Бросить якорь. Сходить с корабля можно только по трапу(гимнастическая доска),трап очень узкий и качается. Матросы, идите осторожно,не спешите.
Дети по одному спускаются с корабля по импровизированному трапу.
Воспитатель: Вот мы сошли на берег. На этом острове много игрушек, возьмите каждый по одной игрушке. Сколько всего игрушек у вас в руках? Давайте посчитаем в прямом и обратном порядке.
Воспитатель: Молодцы! Здесь еще есть конверт! Посмотрим, что внутри. Здесь записка! Надо расположить игрушки так, как написано в записке (воспитатель показывает конверт и читает задания).
Воспитатель: Слева направо поставьте первым - зайчика, второй - куклу, третьим - слоника и т. д. Возьмите цифры и соотнесите их с игрушкой в зависимости от места, на котором она находится (каждый ребёнок находит цифру для своей игрушки).
Воспитатель: Все справились? А теперь ответьте на вопросы:
- Который по счёту слоник?
Дети: слоник третий по счёту и т. д. (отвечает тот, о чьей игрушке идёт речь).
На остальные вопросы дети отвечают по желанию.
- Назовите числа, соседние числу 4 (5, 3, 2 и т. д.)?
- Назовите, какое число больше (меньше) числа 7 (2, 6)и т. д.?
Воспитатель: Молодцы, вы справились! Все на корабль! Плывём дальше (дети заходят на корабль по трапу, играет плавная музыка, шум моря, крики чаек).
Воспитатель: Вижу остров слева по борту. Бросить якорь. Сходим с корабля по трапу. Посмотрите! На этом острове много узоров. Из чего они составлены?
Дети: Из геометрических фигур.
Воспитатель: Возьмите все по конверту, а задание будет такое:по образцу,который я покажу,надо выложить такой же узор.
Воспитательна мольбертепоказывает узор,дает детям некоторое время его рассмотреть и убирает. Дети проходят за столы и выкладывают узор на листах бумаги по памяти.
Воспитатель задаёт вопросы:
- Из каких фигур состоял узор на образце?
- В каком месте расположен желтый круг?
Дети: В правом верхнем углу.
- В каком месте расположен треугольник?
Дети: В центре и т.д. (карточек с образцами может быть 2, 3).
Воспитатель: Посмотрите узоры у соседа. Все выложили узоры правильно?
Если есть ошибки, помогите своему соседу.
Воспитатель: Молодцы, все справились. Давайте разомнемся перед дорогой.Физкультминутка «Раз, два, три, четыре, пять!» (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Раз - подняться, подтянуться!
Два - согнуться, разогнуться!
Три - в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть - на корабль всем тихо сесть.
Дети с воспитателем поднимаются на корабль.
Воспитатель: Слева по борту бутылку с запиской, достать ее. Нам предлагают поиграть в игру с мячом.
Ира «Назови наоборот»
Воспитательбросает мяч ребёнку и называет одно из математических понятий, а ребёнок называет противоположное понятие и бросает мяч воспитателю, например: длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, вверху - внизу, справа - слева и т. д.
Воспитатель: Молодцы, мы выполнили все задания и нам пора возвращаться в детский сад, корабль ждёт нас.
Дети с воспитателем поднимаются на корабль.
Заключительная часть: (рефлексивная оценка занятия детьми)
На корабле проводится анализ путешествия.
Воспитатель: Сколько островов мы сегодня посетили? Какое задание было на 1-м, 2-м, 3-м острове? На каком острове задание было самое интересное? Почему? Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: А, знаете, ребята, на последнем острове я обнаружила не только бутылку, а ещё вот такой ларец. Узнаем, что в нём?
Воспитатель открывает ларец. Внутри лежат наборы звездочек и флажков.
Воспитатель: Предлагаю вам оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями - пусть возьмёт по звёздочке, а кто считает, что не всё у него получилось сегодня - пусть возьмёт по флажку.
Дети делают свой выбор и объясняют его.
Литература:
1. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. М., «Просвещение», 1977.
2. Куваева Н.Л. Конспекты занятий по математике в ДОУ. Комплексные и интегрированные занятия / Н.Л. Куваева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 160 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Развивающие игры для детей 2-7 лет / авт.-сост. Е.Н. Михина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 153 с.
4. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2009. – 104 с
Скачать вложение