Метеостанция как средство формирования у старших дошкольников представлений о сезонных явлениях
Автор: Васильева Оксана Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 1 "Светлячок", г. Скопин, Рязанская область
Экологическое образование и воспитание детей - одно из важнейших направлений современного образования. Работая с детьми дошкольного возраста, мы, педагоги, замечаем, что наши воспитанники испытывают потребность в общении с природой. Проблема формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о сезонных явлениях посредством экспериментально-исследовательской деятельности находит отражение в различных педагогических работах.
В нашей работы мы ориентировались на пособия таких авторов как Дыбина О.В. («Ребенок и окружающий мир»), Зюзгина Л.А. («Приобщаем ребенка к природе», Марудова.Е.В. («Ознакомление дошкольников с окружающим миром.Экспериментирование»), Николаева С.Н. («Методика экологического воспитания дошкольников», «Юный эколог»).
Экспериментальная деятельность предполагает ознакомление дошкольника с набором элементарных экологических знаний, которые служат основой для формирования основ мировоззрения ребенка, формирования мотивации его действий ребенка, а также развития познавательного интереса. Экспериментальная деятельность пронизывает все сферы жизни детей, включая игру, которая, возникает намного позже, чем экспериментальная деятельность. Таким образом, подтверждается истинность утверждения, что эксперименты - это основа всех знаний.
В дошкольном образовании экспериментирование - это метод обучения, который позволяет ребенку моделировать в уме картину мира, основанную на его собственном опыте, наблюдениях, установлении закономерностей и т.п.. Наблюдение за окружающим миром, интерес и активное участие в изучении различных явлений становится основой для возникновения в детской душе таких понятий, как «экология», «уважение к природе», «экологическая культура» и т.д.Представления дошкольников о сезонных изменениях служат своеобразным инструментом развития их способностей и осознания своей роли в окружающей действительности. Работа над изучением изменений в природе насыщают дошкольников представлениями о природном мире и его богатствах. Наши воспитанники получают большое количество информации о природе родного края на уроках в детском саду, в совместных играх, а также во время прогулок.
Есть популярная пословица «У природы нет плохой погоды». Мы решили доказать, что любая погода способна порадовать человека, насытить его жизнь чем-то новым, обогатить его разум. Теоретические знания закрепляются только на практике. Поэтому мы сосредоточили нашу работу на привлечении наших детей к умозаключениям, самостоятельным выводам, к желанию получить новые знания, основанные на собственных наблюдениях и убеждениях.
Мы поставили перед собой амбициозную и интересную цель - попробовать свои силы в роли метеорологов, проследить за изменениями погоды в нашем регионе, а затем сделать выводы. Для этого в нашем детском саду «Светлячок» создана площадка под открытым небом для исследований, наблюдений, экспериментов и изучения природных явлений (температура воздуха, высота снежного покрова зимой, направление и сила ветра, осадки и др.) - метеостанция. На этой площадке дети наблюдают за природными явлениями с помощью простых приборов.
Флюгер – один из приборов нашей метеостанции, он сделан в виде летательного аппарата, вращающегося вокруг оси отсчета, который четко показывает направление ветра по указателю сторон света, расположенных у его основания. Ветряной рукав позволяет определить силу ветра, а термометр позволяет воспитанникам детского сада определять температуру воздуха и изучать такие понятия, как «холодно», «прохладно», «тепло», «жарко» и др.
«Календарь наблюдений за погодой» представляет собой точную запись наблюдений с помощью условных знаков. В нем мы отражаем наблюдения за метеорологическими явлениями. Сложность работы заключается в умении использовать и расшифровывать условные знаки и символы.
С точки зрения умственного воспитания календарь помогает детям закрепить свои представления об изменениях в окружающем мире, развивать способность к абстрактному мышлению, наглядному схематическому мышлению, поскольку календарь наполнен не изображениями, а символами (знаками). Заполнение календаря является способом формирования логического мышления. Исследование одной и той же области в разное время года, регулярная запись символами отражает закономерность последовательных изменений. Кроме того, при обсуждении результатов наблюдений дети сравнивают явления, зафиксированные на страницах календаря, отслеживают взаимосвязь отдельных компонентов, характер изменений, тем самым они учатся обнаруживать временные и причинно-следственные связи и устанавливать простейшие закономерности.
Составление итоговой сводки вызывает огромный интерес у детей. Ребенка удивляет, сколько пасмурных, дождливых или солнечных дней было в данном месяце. У него развивается желание внимательно изучать все богатства окружающего мира, а не только сезонные изменения. Таким образом, насыщается словарный запас, развивается логическое мышление, формируется связная речь, заметны значительные изменения в коллективной форме речи - беседе воспитателя с группой, когда высказывания взаимно дополняются.
Календарь является объектом логически структурированного обсуждения и способствует развитию навыков рассуждения, анализа, сравнения событий и отражения их в речи. Воспитанники детского сада развивают умение делать выводы, наблюдать и обобщать, что нужно для общего развития ребенка, ведь работа с погодным календарем - это первый и самый простой шаг к формированию навыков экспериментально-исследовательской деятельности. Наряду с этим проявляется неподкупный интерес детей к природе, развивается наблюдательность и любознательность.
Формирование представлений о сезонных явлениях посредством экспериментальных исследований на метеорологической станции может быть использовано для развития интеллектуальных навыков, поскольку дает обширный материал для сравнения, применения знаний в новой ситуации и установления причинно-следственных связей. Эксперименты в детском саду помогают пробудить интерес к науке. Насколько интересными и яркими будут наши эксперименты, зависит от того, насколько сильно повысится познавательный интерес ребенка к исследовательской деятельности.
Основы гармоничного развития личности и ее ценностных ориентаций закладываются дошкольном возрасте. Вот почему так важно на этапе дошкольного детства развивать потребность в познавательном общении с окружающей средой, воспитывать правильное понимание природы, научить бережнои заботливоотноситься к ее объектам.
Ежедневно дошкольники с удовольствием и интересом ходят на метеостанцию, чтобы наблюдать за сезонными явлениями и изменениями в природе. Ими движет желание вновь почувствовать свою ответственность. Ведь быть настоящим метеорологом - это интересно! А для нас ,педагогов, нет ничего важнее и значимее, чем любопытные детские глаза и их живой, неподдельный интерес к изучаемому!
Список литературы:
1. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир //Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Зюзгина Л.А. Приобщаем ребенка к природе // Управление ДОУ, 2010.
3. Марудова. Е.В.Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб.: Детство-пресс, 2010.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.– М.: Мозаика-Синтез, 2011.
5. Николаева С.Н. Юный эколог. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Скачать вложение