Методические рекомендации для родителей по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Автор: Бацуро Валентина Петровна, музыкальный руководитель, Гаврилова Евгения Викторовна, музыкальный руководитель, Изосимова Марина Васильевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №123», г. Рязань
Процесс музыкально-ритмического воспитания дошкольников с нарушенной слуховой функцией, перенесших операцию по внедрению кохлеарного импланта или детей с расстройство аутистического спектра, происходит только в системе целостного коррекционного воздействия, осуществляемого в тесной связи музыкального руководителя, учителя - дефектолога, психолога, воспитателей и родителей.
Творческое овладение сурдопедагогической системой помощи детям - это длительный, накопительный процесс, творческий поиск, непрестанное самообразование и тесная взаимосвязь с родителями всех воспитанников.
«Всего три величайших открытия на счету
у человечества – это цифра, буква и нота»
Д. Дидро
Это высказывание даёт основание считать музыку третьим по значимости предметом в системе образования и становления личности человека.
Возникшее предположение вылилось в идею - найти психологические механизмы музыкальной деятельности, которые будут способствовать опережающему развитию высших психических функций. Однако тут следует заметить, что в федеральных изданиях слабо разработаны методы и подходы к сути данного аспекта воздействия на развитие личности ребёнка с ОВЗ. А ведь вся работа в этом направлении должна строиться в русле лечебно-педагогического и индивидуального подхода к детям с нарушенным развитием.
Музыкальная педагогика - это не только система занятий, но, и прежде всего, система отношений между педагогом и детьми, между различными специалистами, занимающимися с таким ребёнком, между специалистами и их родителями. Такая система отношений способствует укреплению эмоционального контакта между педагогом и ребенком, ребенком и родителем, ибо все мы знаем, что музыка - сильнейший канал, опосредованно через который педагогу удастся проникнуть в своеобразный мир ребёнка.
В своей практике неоднократно убеждались, что это - один из самых действенных путей стимуляции речи, и часто именно музыка помогает словам или звукам прорваться наружу.
В музыкальных занятиях с особыми детьми параллельно развиваются два подхода. Один из них, музыкальная терапия, опирается на различные психотерапевтические направления и ориентирован на установление контакта и развитие психоэмоциональной сферы ребёнка. Второй подход - можно назвать специальной музыкальной педагогикой.
На музыкальных занятиях удаётся создать условия и, в которых ребёнок
продолжительное время сохраняет активность и интерес к происходящему, и включается в музыкально-игровые задания. Соответственно специалист получает всё больше информации о том, что данному ребёнку доступно, а что, возможно, его даже и пугает. Можно условно назвать этот способ термином «музыкальная нейропсихологическая коррекция».
Родители могут организовать подобное музыкальное взаимодействие с ребёнком дома, даже не имея музыкального образования и инструмента. От них требуется лишь желание обогатить общение с ребёнком, открыть дорогу
в окружающий мир и создать возможности для развития. Хотя механизм воздействия музыкой на возникновение эмоции вызывает споры. На пример, имеются свидетельства стимуляции эмоций совсем нежданных и нежелательных ни для педагога, и ни для самого ребёнка: так, повышение звука голоса или музыкального фона побуждает у слушателя гнев, агрессию, переживание хаоса. Интересно, что даже радостная музыка может усилить тревогу, тогда как, напротив, печальная – понижает её. А звучание некоторых музыкальных инструментов в некоторых случаях приводит к напряжению и испугу. Объединение музыки и немузыкальных средств для создания подъёма, стимулирования активности каждого из участников музыкального занятия (использование игр и сказок; немузыкальных образов и предметов для иллюстрации материала; основная форма построения - это круговой хоровод) позволяют значительно увеличить привлекательность данного занятия и эффективность проводимой работы.
Адаптация музыкального занятия к нуждам конкретного ребёнка в наибольшей степени требует анализа тех возможностей, которые оно представляет для коррекционного воздействия. Однако часто оказывается невозможным не только провести стандартное обследование и наметить перспективы работы, но и предложить ребёнку отдельные задания. Понятно, что ребёнка, не обращающего внимания на происходящее вокруг него, очень трудно, а зачастую и невозможно вовлечь даже в самую простую игру, в хоровод по настоящим правилам и тем более - в выполнение задания. Однако нередко после того как ребёнок начал посещать регулярные занятия и адаптироваться в новой ситуации, его поведение менялось, многие симптомы исчезали, педагог становился другом, а фортепиано - желанным источником звука.
Музыкальные занятия проводятся в таких формах, как групповые и индивидуальные, а если это «лекотека», то и вместе с родителями. Время, которое отводится на индивидуальное занятие, зависит от разных факторов: настроение ребёнка, поставленные задачи и условия в которых они могут быть решены. Поскольку участие родителей в коррекционно-развивающей работе имеет действительно решающее значение, а их заинтересованность в результате намного превышает интерес специалистов, необходимо помочь им понять, что именно происходит на занятиях, какие ближайшие цели ставят специалисты, что именно им предстоит делать дома и, что особенно важно, чего не стоит делать или позволять делать.
Основываемся мы изначально в своей работе на таких авторов, как Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А книга «Я не хочу молчать!», программу воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста, авторы: Л.П.Носкова, Л.А.Головчиц, Н.Д.Шматко.
Все адаптированные тексты, слова уточняются с учителем – дефектологом. В работе используется широко пальчиковый театр, который помогает детям пропеть мелодекламации и звонкую азбуку. Звонкая азбука используется на вызывание голосовых реакций. Музыкальное звучание на занятиях чередуется, то громко, то тихо, то весело, то грустно, сначала медленно, а затем быстро и т.д. Особенности предметной среды музыкального руководителя схожи с особенностями занятий и требований учителя – дефектолога, воспитателя. Все педагоги могут на занятиях использовать и таблички, и наборное полотно, интерактивную доску, картинки, видеоматериалы, ноотбуки и другое.
Просто на музыкальных занятиях не обойтись без флажков, ленточек, платочков, музыкальных инструментов и т.д.…Если пошагово, то каждую новую тему а) озвучиваем, б) стараемся проговорить с помощью дактиля, в) прописываем на табличках, г) просматриваем на картинках, слайдах, д) зарисовываем, е) поем адаптированный текст по заданному занятию, ж) прохлопываем, то быстро, то медленно, то громко, то тихо; З) танцуем, используем логоритмику, жестовую речь, фонетическую ритмику... Часто предлагаем и дома, чтобы родители с детьми зарисовали пройденную тему, записали, проговорили, затем пропели, все вместе дома, так как, только таким образом, дети с нарушением слуха лучше запомнят пройденный материал. Темы взаимосвязаны у всех педагогов, чтобы детям с нарушением слуха было легче их усваивать. Очень много разных разделов, много видов деятельности используется музыкальным руководителем, вся информация, консультации даются дозированно. Много учим в группе, на занятиях, некоторый материал дается на домашнее задание. Широко используем в работе колокольчики, металлофоны, бубенцы, бубны, дудки, различные погремушки, которые делаются из любого природного материала: каштанов, гороха, фасоли, пшена, песка и т.д. Основа музыкального воспитания - это формирование восприятия музыки, голоса, ритма речи и ритмичности движений. Родители всегда активные участники музыкального воспитания в совместных детско - родительских музыкальных проектах, утренниках, развлечениях, конкурсах, праздниках вместе с детьми.
Все музыкальные упражнения для дошкольников с нарушением слуха строятся с учетом их возрастных возможностей и от простого к более сложному, используем современные образовательные технологии:
- игровые технологии (были рассмотрены выше);
- здоровьесберегающие технологии;
- обучение в сотрудничестве взрослых и детей.
Маленьким детям предлагается выполнять имитационно-двигательные задания: кошка-мяу, мишка-топ-топ, собака (ам, ам). Детям постарше - уметь изменять высоту своего голоса в звукоподражательных упражнениях. Родители могут это выполнять с детьми в домашних условиях, по дороге в детский сад, могут поучаствовать на совместных занятиях. Протяжные музыкальные звуки помогают закрепить навык чтения с губ. Пение способствует обучению произношению отдельных звуков и слов, а также речь становится эмоциональной, окрашенной. Голос ребенка приобретает звонкость, становится модулированным.
Таким образом, в общей системе работы с дошкольником с нарушением слуха и с его семьёй, музыкальные занятия могут выполнять различные функции, и это зависит от членов нашей команды, которые подготавливают основу для решения и коллективных задач, намеченных на данный период образовательного процесса и календарных праздников.
Итак, следует помнить родителям, что самое главное это:
- чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится;
- чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее встречи с ней;
- чем радостнее и желаннее встречи с музыкой во всех её проявлениях, тем коммуникабельнее становится ваш ребёнок;
Практические задания:
1. «Что такое звук?» (Звук - вибрация, имеющая свои, присущие формы и особенности)
Уметь различать особенности или свойства звуков (шумовых и музыкальных).
Из музыкальных звуков складывается любая песня, мелодия, любое музыкальное произведение. У таких звуков и название особое - мелодичные.
2. Прочитайте, пожалуйста, с детьми стихотворение Е.Королёвой
Все на свете дети знают, звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот, самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка, тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые, только есть ещё другие:
Не шуршание, не стуки…
М у з ы к а л ь н ы е есть звуки!
(рассмотрите похожие по сюжету картинки и попросите ребёнка назвать или показать на изображении когда он и чего слышит)
3. «Слушаем тишину» (крик – это некрасиво). «Тихий, громкий, умеренный голос» - это то, благодаря чему наша речь становится выразительной.
4. «Сказка про кота»
Жил кот Василий. Ленивый был кот.
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо он всегда ходил.
Но громко и настойчиво кушать просил.
Да чуть потише на печке храпел –
Вот вам и всё, что он делать умел.
Как то раз кот видит сон вот такой:
Будто затеял он с мышками бой.
Громко кричал он и всех исцарапал
Своими зубами и когтистою лапой.
В страхе тут мыши Тихо взмолились
«Ох, пожалей, пощади, сделай милость!»
Тут чуть погромче воскликнул кот: «Брысь!»
И врассыпную они понеслись.
(а на самом деле, пока кот Василий спал произошло вот что:)
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя съели хлебные корки,
Потом чуть потише смеялись над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся внезапно и громко чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над Васькой смеялись. (Вот и вся сказка)
Напевая гамму (звукоряд)
«ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО – простая песенка» (мелодия вверх) 1.
«ДО, СИ, ЛЯ, СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО – до неба лесенка»(мелодия вниз) 2.
«ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ,СИ, ДО- мы повстречаемся»(мелодия вверх) 3.
«ДО, СИ, ЛЯ, СОЛЬ,ФА, МИ,РЕ,ДО - и не расстанемся». (мелодия вниз ) 4.
(Желательно использовать Ритмопластику: 1. Подъём рук вверх. 2.Подъём рук вниз. 3. Рукопожатие. 4. Объятия)
Литература:
1. Башина, В. М. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом / В. М. Башина, Н. В. Симашкова. // Исцеление: альманах — М., 1993.
2. Девятова Т.Н Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Звук-волшебник» - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. 206с.
3. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л. А. Головчиц, 2003.
4. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г. «Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье», 1991.
5. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования (Методическое пособие) 2001.
6. Леонгард Э.И. и др. Я не хочу молчать!: Из опыта работы/ Э.И. Леонгард, Э.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. – М.: Просвещение, 1990. – 112 с.
7. Музыкотерапия сегодня: наука, практика, образование: материалы Международной конференции, г. Москва, 22–23 марта 2019 г. / под общ. ред. В.П. Петрушина; Московский педагогический государственный университет. Институт изящных искусств [Электронное издание] – Москва: МПГУ, 2019.
8. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста» (М., «Просвещение» 1991 г. Авторы: Л.П.Носкова, Л.А.Головчиц, Н.Д.Шматко) Л.П. Носковой.
Скачать вложение