Методические рекомендации по использованию коррекционных игровых ситуаций на шахматной доске для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста
Автор: Грачева Виктория Викторовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №6 «Родничок», г. Скопин
Актуальность:
Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. (Р. И. Лалаева,1997)
Существует несколько классификаций дисграфии.
Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена). Выделяются следующие виды дисграфий:
1) Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание.
2) Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (Акустическая дисграфия) Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно.
3) Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
4) Аграмматическаядисграфия. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.
5) Оптическая дисграфиясвязана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Вероятность возникновения дисграфии выше у:
- левшей и правшей, переученных из левшей;
- детей с ОНР, которые не посещали логопедические группы;
- детей, в семьях которых говорят на двух и более языках;
- детей с вялой артикуляцией, нечётко произносящих звуки;
- детей, родители которых стремятся как можно раньше научить ребёнка читать;
- детей, которые слишком рано пошли в школу и начали изучать иностранный язык;
- детей, которым невропатолог поставил диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или ЗПР.
Проблема профилактики дисграфии у дошкольников относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых. По данным Л.Г.Парамоновой, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30%.
Ведущая деятельность детей старшего дошкольного возраста – игровая.
Для предупреждения дисграфии нами были разработаны игровые упражнения с использованием шахматной доски.
Игра в шахматы очень увлекательное занятие. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, но и эффективное средство их умственного развития. Начинать обучение шахматам нужно с изучения шахматной доски. Изучить расположение клеток, их цвета, возможность передвижения по шахматной доске. Двухцветная доска легче воспринимается глазом, на ней проще ориентироваться, чем на одноцветной. Наши игры помогают достичь положительных результатов и в предупреждении дисграфии и в обучении детей дошкольного возраста шахматной игре.
Цель: предупреждение дисграфии с помощью игровых ситуаций на шахматной доске у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов, фонематические представления.
- Расширять словарный запас, обогащать активный словарь.
- Развивать мышление, память, слуховое и зрительное внимание.
- Формировать связную речь.
- Совершенствовать пространственно-временные ориентировки.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Подготавливать к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.
Описание и использование в работе игровых упражнений с шахматной доской.
Предлагаемые игры (см. приложение) для профилактики дисграфии могут использоваться как логопедами, так и воспитателями.
Игровые упражнения я использую как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Дети могут выполнять задания как по одному, так и парами. Для родителей воспитанников были разработаны консультации по применению дидактических игр дома.
Название игры или упражнения |
Цель |
Описание |
«Лабиринт» |
Профилактика акустическойдисграфии. |
Детям даем задание пройти от одного края доски, до другого. Попадая на белую клетку – называем звонкий звук, на черную - парный глухой (б-п, з-с) (или парные твердый – мягкий). Можно с помощью спичек или счетных палочек построить дорожку от одного края доски до другого (строит педагог), ребенок проходит по дорожке фигуркой и называет звуки или ребенок сам выбирает путь. В дальнейшем усложняем: называть парные звуки (ба – па, за-са), далее называть слово на заданный звук (баран, палач, бабочка (каждый раз новое слово)). |
«Повтори рисунок» |
Профилактика оптическойдисграфии. |
На нижней стороне шахматной доски делаем рисунок с помощью счетных палочек или просто расставляем фигурки в определенной последовательности. Просим ребенка повторить на другой стороне. |
«Найди домик» |
Профилактика оптическойдисграфии. |
Логопед говорит, что белые фигурки должны стоять на белом (жить в белом домике), черные на черном. Несколько фигурок стоят не правильно. Белая на черном квадратике, черная на белом. Нужно найти эти фигуры и поставить их на место (вернуть в домик). |
«Неправильная шахматная доска» |
Профилактика оптическойдисграфии |
Ребенку дается доска с неправильно расположенными клетками (неправильный цвет) и несколько квадратиков черных и белых из бумаги или из любого другого материала.Ребенку нужно найти где ошибка и поставить нужный квадратик. |
«Кто где живет» |
Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза |
Детям предлагаются картинки (на любой выбранный педагогом звук), встречающийся в начале и в конце слова. Необходимо на белые клетки расположить картинки с заданным звуком в начале слова, на черные клетки расположить картинки, где заданный звук стоит в конце слова. |
«Шахматный логоребус» |
Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза |
На шахматных клетках в ряд расположены картинки. Нужно выделить первый звук у названия каждой картинки и составить целое слово, но при этом мы пропускаем картинки, которые стоят на белых клетках и используем только изображения на черных клетках. |
Список литературы:
1) Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия.: методическое пособие по коррекции письменной речи / Л. Н. Ефименкова - М.: Книголюб, 2006.
2) Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи у младших школьников.: методическое пособие для логопедов /И. Н. Садовникова. - М.: ВЛАДОС, 1997.
Скачать вложение