Мир вокруг нас – сравнение свойств дерева и металла
Автор: Зуйкина Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ Истьинский детский сад «Реченька» Старожиловский муниципальный район Рязанской области
Аннотация
Сенсорное развитие является фундаментом для формирования познавательных, творческих и учебных навыков. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. [2, с.3] Усвоение сенсорной культуры (представлений о цвете, форме, величине) позволяет ребенку анализировать окружающий мир. Например, различение геометрических форм способствует развитию пространственного мышления, а восприятие цвета и пропорций применимо в изобразительном искусстве. Желательно избегать форсирования терминологии. Вместо требований правильно назвать цвет, лучше создать ситуации, где ребенок естественно использует свойства предметов (например, «Дай красный мяч»). Комбинировать сенсорные задания с другими видами деятельности: счет предметов (математика), описание их свойств (развитие речи). Также надо учитывать индивидуальные особенности: например, для детей с трудностями в различении цветов использовать более контрастные оттенки.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Педагог подводит детей к освоению простейших умений в различении формы окружающих предметов, используя эталонные представления о шаре, кубе, круге, квадрате; подборе предметов и геометрических фигур по образцу, различению и сравниванию предметов по величине, выбору среди двух предметов при условии резких различий: большой и маленький, длинный и короткий, высокий и низкий. Поддерживает интерес детей к количественной стороне различных групп предметов (много и много, много и мало, много и один) предметов.[1, с.42] Правильное восприятие сенсорных свойств: формирует базу для творческих способностей (рисование, конструирование), развивает логическое мышление через анализ и сравнение.
В процессе исследовательской деятельности педагог совершенствует способы познания свойств и отношений между различными предметами, сравнения нескольких предметов по 4-6-ти основаниям с выделением сходства, отличия свойств материалов. Педагог поддерживает стремление детей к самостоятельному выбору способов осуществления разных видов познавательной деятельности, обеспечению самоконтроля и взаимоконтроля результатов деятельности и отдельных действий во взаимодействии со сверстниками, использованию разных форм совместной познавательной деятельности. Поощряет умение детей обсуждать проблему, совместно находить способы ее решения, проявлять инициативу. [1]
Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте — это основа для гармоничного развития личности. Использование игровых методов, нестандартных материалов и учет возрастных особенностей делают процесс обучения естественным и увлекательным. Интеграция сенсорных задач в повседневную деятельность (игры, творчество, общение) позволяет детям усваивать эталоны без давления, что способствует формированию устойчивого интереса к познанию мира.
Цель: создать условия для обогащения и обобщения знаний детей о свойствах дерева и металла.
Задачи:
- расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно¬-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов;
- развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;
- поощрять использование логических операций для познания предметов окружающего мира;
- закреплять и расширять представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, развивать чувство собственной компетентности в решении различных познавательных задач.
Активизация словаря: опыт, вывод, металлический, деревянный, прочный, хрупкий, непрозрачное, свойства, дерево, металл.
Демонстрационный материал: колокольчик, сундучок, замок, деревянный кубик, ёмкость с водой, металлическая пластина, скрепка, деревянный брусок, карточки с предметами из дерева, короб ощущений, набор предметов из дерева и металла.
Раздаточный материал: подносы с гвоздиком, спичкой, деревянным брусок; альбомные листы с изображениями предметов из дерева и металла, зелёные и красные карандаши.
Предварительная работа:
- наблюдение на прогулке;
- дидактические игры «Поплывёт-потонет», «Скажи наоборот», «Что лишнее?»;
- беседа «Виды восприятия человека».
Методы и приёмы: беседа, опыт, решение исследовательских задач, вопрос, напоминание, вывод.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель звонит в колокольчик, дети обращают внимание и подходят, встают в круг.
Воспитатель:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева ¬– друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мотивационный этап
Воспитатель: Посмотрите, на столе стоит сундучок. Интересно, что в нём лежит? Как можно узнать, что лежит в сундучке? (Посмотреть, потрогать, определить по запаху, можно определить по звуку.)
Дети: Посмотреть.
Воспитатель: Да, это самый лёгкий способ. А если не смотреть, то, как узнать, что в сундучке?
Дети: Потрогать, понюхать, можно определить по звуку, если потрясти.
Ориентировочный этап
Воспитатель: Хорошо, попробуйте определить по запаху, что в нём лежит.
Дети: Ничем не пахнет.
Воспитатель: Сейчас постарайтесь определить по звуку (трясёт сундучок). Понятно, что лежит в сундучке?
Дети: Нет, но что-то тяжёлое.
Воспитатель: Как ещё определить, что же там находится? Определите на ощупь, что лежит в сундучке. (В сундучке лежит металлический замок и деревянный кубик. Воспитатель по очереди вызывает двух детей, и они определяют на ощупь и называют, что лежит в сундучке и говорят из чего сделано.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие свойства есть у дерева? У металла? (ответы детей) Хотите узнать?
Дети: Да
Исполнительный этап
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о свойствах дерева, и чем дерево отличается от металла. В этом нам поможет опыт. Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его. Садитесь за столы, возьмите деревянный кирпичик и посмотрите сквозь него, что-нибудь видно?
Дети: Нет. Через деревянный кирпичик ничего не видно.
Вывод: Дерево не прозрачное.
Воспитатель: На ощупь предметы из дерева, какие?
Дети: Твёрдые.
Воспитатель: Дети, возьмите спичку и попробуйте её сломать. Что у вас получилось?
Дети: Спичка сломалась.
Воспитатель: Теперь возьмите гвоздик и попробуйте сломать гвоздик.
Дети: Гвоздик не ломается.
Вывод: Дерево твёрдое, но металл прочнее, чем дерево.
Воспитатель: Посмотрите, я провела металлической пластиной по деревянному бруску, что получилось?
Дети: Осталась полоса, след.
Вывод: Дерево твёрдое, но мягче, чем металл.
Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне и встаньте вокруг стола. (На столе стоит ёмкость с водой, на подносе – деревянный брусок, металлическая пластина, скрепка)
Воспитатель: Опускаем в воду деревянный брусок. Что с ним происходит?
Дети: Он плавает.
Воспитатель: Опускаем в воду металлическую пластину, скрепку. Что с ними происходит?
Дети: Они потонули.
Вывод: Дерево легче металла.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на брусочек, который плавает в воде. Он изменился?
Дети: Он потемнел, намок.
Вывод: Дерево хорошо впитывает воду.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карточки на доске, назовите предметы и скажите, из чего они сделаны. (Дети рассматривают карточки и называют предметы, они сделаны из дерева и металла.) Значит, что ещё можно сказать про дерево и металл.
Дети: Из дерева и металла делают разные предметы.
Вывод: Дерево и металл хорошо поддаются обработке и красятся.
Физминутка
Ветер дует нам в лицо (взмахи руками на лицо)
Закачалось деревцо (покачивание из стороны в сторону, руки вверх)
Ветер тише, тише, тише (замедленное покачивание)
Деревцо всё выше, выше (потянуться на носочках вверх)
Сел на веточку скворец (присесть)
Вот и песенке конец.
Воспитатель: Садитесь за столы и внимательно послушайте задание. Возьмите альбомные листы, на которых нарисованы разные предметы и зелёным карандашом обведите предметы, сделанные из дерева, а красным карандашом предметы, сделанные из металла. (Дети выполняют задание, воспитатель контролирует работу, затем проверяем, правильно ли они сделали.)
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. А сейчас, поиграем, игра «Волшебный короб ощущений». (Дети определяют на ощупь форму предмета, стараются узнать и назвать предмет, из чего он сделан.)
Воспитатель: Ребята, вспомните и назовите свойства дерева, о которых мы с вами сегодня говорили на занятии.
Дети: Дерево непрозрачное; дерево твёрдое, но мягче металла; дерево легче металла, плавает в воде; дерево впитывает воду; дерево и металл хорошо поддаются обработке, из них делают разные предметы.
Рефлексивный этап
Воспитатель: Ребята, что мы с вами сегодня делали на занятии?
Дети: Делали опыты, рассматривали предметы из дерева и металла, сравнивали их, называли свойства дерева и металла. Мы на листе обводили предметы.
Воспитатель: Какие предметы, каким карандашом вы обводили?
Дети: Предметы, сделанные из дерева, обводили зелёным карандашом, а предметы из металла - красным карандашом.
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?
Дети: Играть в «Короб ощущений», делать опыты.
Воспитатель: Какое задание для вас было трудным?
Дети: Определить, что лежит в сундучке, сделать вывод.
Перспективный этап
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы наблюдательные и сообразительные, поэтому правильно назвали свойства дерева и металла. Но это не все свойства, которые имеют дерево и металл, мы с вами обязательно познакомимся с другими свойствами, и вы узнаете ещё много нового и интересного на следующем занятии.
Литература
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 224с.
2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 28с.
Конспект во вложении (pdf 160Kb)
Скачать вложение