Модели использования информационно – коммуникационных технологий в ДОУ
Автор: Титова Ольга Николаевна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ Сапожковский детский сад №3
Актуальность
Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Обратившись к словарю можно увидеть множество определений, вот одно из них «ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации».
Использование ИКТ в образовании - относительно новое, хотя и интенсивно развивающееся явление. Вместе с тем проблема применения новых технологий к образованию существовало всегда. Будь то изобретение печатных технологий, позволивших издавать учебники, или возникновение глобальных сетей - система образования постоянно пыталась использовать технологию для расширения возможности обучения.
Когда мы говорим об ИКТ, то чаще всего имеем в виду компьютер и интернет. Это не удивительно. Компьютер превратился сегодня в общетехнологическую действительность, которую невозможно игнорировать. Хорошо это или плохо, но компьютеры быстро интегрируются в каждый аспект нашей жизни, от школы до банковских операций и покупок, уплаты налогов и выборов. ИКТ обеспечивают доступ к широкому спектру информации, доступной при известных навыках дома, в офисе, на даче, на пляже. Компьютеры конкурируют с почтой, они практически заменили телефон, газеты, радио и телевидение, приняв на себя роль в оказании развлекательных и новостных услуг.
Общественное мнение в целом согласно, что детям для того, чтобы соответствовать новому уровню социальной, экономической и политической жизни, необходимо иметь навыки использования компьютера. Большинство родителей считают, что интернет может помочь детям в учебе и позволит им открыть для себя увлекательные и полезные вещи. Следующий, казалось бы, логичный вывод, который делают родители и педагоги: чем раньше ребенок познакомится с новыми технологиями, тем лучше. А значит недостаточно использовать компьютер в школе: начинать нужно в детском саду.
Какие же возникают сложности при внедрении ИКТ в дошкольную среду?
1. К сожалению, сегодня, не смотря на обилие игровых, образовательных, обучающих ресурсов, никто не может похвастаться тем, что разработал приемлемую модель использования ИКТ в образовательном процессе, то есть модель, которая позволила бы уравновесить угрозы здоровью и развитию ребенка с пользой, приносимой новыми технологиями.
2. Телевизионные передачи, фильмы, мультфильмы используются в образовании не первый год. Наряду с этим можно отметить потерю уважения к книге, как источнику знания и превращение ее в некое подобие СМИ - это только источник информации.
3. Количество аудиоинформации, которая имеется в интернете, огромно, и каждый день прибавляются новые радио- и телепередачи, новые музыкальные ресурсы. Например, на одном общедоступном сайте находится 20 вариантов записи «Полета шмеля» Н.А. Римского – Корсакова. Возникла обратная проблема: избыточность информации делает ее почти недоступной.
4. В целях образования и воспитания можно использовать разнообразные любительские съемки, которых в сети тоже очень много, однако только специалист может определить, подходит ли тот или иной фильм для детской психики, и только специалист может увязать всю эту систему медиаресурсов в информационно – образовательную систему.
5. Компьютер в детском саду – явление неоднозначное, так как, действуя с электронными явлениями (образами), ребенок наделяет их своеобразной символикой, которая, возможно, данному образу не присуща. Заменяя деятельность (часто творческого свойства) на механическую, ребенок привыкает к готовым ответам на экране.
Учитывая все эти сложности, наша задача: определить, как можно использовать новые технологии в детском саду, выбирая самое полезное и безопасное и применить их для пользы детей, родителей и коллектива детского сада.
Использование ИКТ в образовании - относительно новое, хотя и интенсивно развивающееся явление. Вместе с тем проблема применения новых технологий к образованию существовало всегда. Будь то изобретение печатных технологий, позволивших издавать учебники, или возникновение глобальных сетей - система образования постоянно пыталась использовать технологию для расширения возможности обучения.
Когда мы говорим об ИКТ, то чаще всего имеем в виду компьютер и интернет. Это не удивительно. Компьютер превратился сегодня в общетехнологическую действительность, которую невозможно игнорировать. Хорошо это или плохо, но компьютеры быстро интегрируются в каждый аспект нашей жизни, от школы до банковских операций и покупок, уплаты налогов и выборов. ИКТ обеспечивают доступ к широкому спектру информации, доступной при известных навыках дома, в офисе, на даче, на пляже. Компьютеры конкурируют с почтой, они практически заменили телефон, газеты, радио и телевидение, приняв на себя роль в оказании развлекательных и новостных услуг.
Общественное мнение в целом согласно, что детям для того, чтобы соответствовать новому уровню социальной, экономической и политической жизни, необходимо иметь навыки использования компьютера. Большинство родителей считают, что интернет может помочь детям в учебе и позволит им открыть для себя увлекательные и полезные вещи. Следующий, казалось бы, логичный вывод, который делают родители и педагоги: чем раньше ребенок познакомится с новыми технологиями, тем лучше. А значит недостаточно использовать компьютер в школе: начинать нужно в детском саду.
Какие же возникают сложности при внедрении ИКТ в дошкольную среду?
1. К сожалению, сегодня, не смотря на обилие игровых, образовательных, обучающих ресурсов, никто не может похвастаться тем, что разработал приемлемую модель использования ИКТ в образовательном процессе, то есть модель, которая позволила бы уравновесить угрозы здоровью и развитию ребенка с пользой, приносимой новыми технологиями.
2. Телевизионные передачи, фильмы, мультфильмы используются в образовании не первый год. Наряду с этим можно отметить потерю уважения к книге, как источнику знания и превращение ее в некое подобие СМИ - это только источник информации.
3. Количество аудиоинформации, которая имеется в интернете, огромно, и каждый день прибавляются новые радио- и телепередачи, новые музыкальные ресурсы. Например, на одном общедоступном сайте находится 20 вариантов записи «Полета шмеля» Н.А. Римского – Корсакова. Возникла обратная проблема: избыточность информации делает ее почти недоступной.
4. В целях образования и воспитания можно использовать разнообразные любительские съемки, которых в сети тоже очень много, однако только специалист может определить, подходит ли тот или иной фильм для детской психики, и только специалист может увязать всю эту систему медиаресурсов в информационно – образовательную систему.
5. Компьютер в детском саду – явление неоднозначное, так как, действуя с электронными явлениями (образами), ребенок наделяет их своеобразной символикой, которая, возможно, данному образу не присуща. Заменяя деятельность (часто творческого свойства) на механическую, ребенок привыкает к готовым ответам на экране.
Учитывая все эти сложности, наша задача: определить, как можно использовать новые технологии в детском саду, выбирая самое полезное и безопасное и применить их для пользы детей, родителей и коллектива детского сада.
Модели использования ИКТ
Рассмотрим модели использования информационно-коммуникационных технологий:
- в организации воспитательно – образовательного процесса,
- в работе с родителями и связью с общественностью.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования осваивается в процессе совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. В свою очередь, совместная деятельность взрослого и детей разделяется на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности, и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов. Следовательно, и формы организации воспитательно- образовательного процесса следует выстраивать для каждого из трех описанных компонентов.
Перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача – найти место ИКТ в рамках действующего законодательства, то есть описать место ИКТ в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Какие же модели использования ИКТ в ДОУ существуют сегодня, и какие из них использую я?
Визуальная и аудио модель
Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Решая образовательные задачи, я применяю ИКТ во всех направлениях развития ребенка-дошкольника.
В своей работе я использую презентации, видеофрагменты фильмов и мультфильмов с наложением звука, в группе раннего возраста - модули действий для обучения детей самостоятельной деятельности – последовательности умывания, одевания, конструирования различных предметов, презентации по изобразительной деятельности, по предметам народных промыслов.
Именно презентация помогает мне показать такие моменты жизни, явления природы, которые нельзя или сложно показать на занятии, либо увидеть в повседневной жизни, в воспроизведение звуков природы и т.д.. Задача схем и моделей - наглядно представить такие процессы в неживой природе, как смена времен года, круговорот воды и др.
Все эти средства обеспечивают наглядность, дающую возможность выстроить объяснения на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, не только обратиться к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему, более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Так, например, прочтение художественных произведений, закрепляется последующим просмотром мультфильмов или видеоматериалов.
Игровая модель
Игровая модель опирается на использование ИКТ в детском саду для игр. При этом использую не только традиционные ИКТ, но и электронные игрушки, включенные в процесс учебно-образовательной деятельности. Среди последнего можно назвать: детские компьютеры, интерактивные обучающие игрушки, электронные игры, интерактивные развлекательные игрушки.
Интерактивные, обучающие и развивающие товары выпускаются с четко заданной целью – развитие определенных знаний, умений или навыков. Мягкие развивающие игрушки предназначены для детей самого юного возраста и расчитаны на развитие моторики и двигательной активности. Они позволяют мять, колотить, бросать их. Все это нужно для того, чтобы у малыша наилучшим образом развивался опорно-двигательный аппарат. Наряду с обучающими функциями интерактивных игрушек, важным является тот факт, что современные дети часто страдают аллергическими реакциями на шерсть животных и т.д., поэтому интерактивные «животные», оказывают хорошую услугу в воспитании заботливого отношения к живому существу.
Например, интерактивная собачка или кошка, которая в ответ на действия ребенка радостно виляет хвостиком, лает, сообщая о радостной встрече, или мурлыкает, когда ее гладишь. Кроме того, интерактивные игрушки могут смеяться, когда их щекочут, или плакать, если ударяются. Перечень действий, которые могут выполнять интерактивные игрушки, достаточно обширен.
Такие игрушки я очень люблю использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и на занятиях по развитию речи.
Некоторые интерактивные игрушки развивают мелкую моторику, благодаря всяческим кнопкам, расширяют словарный запас ребенка, побуждают к речи, развивают сенсорное восприятие, память, внимание.
- в организации воспитательно – образовательного процесса,
- в работе с родителями и связью с общественностью.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования осваивается в процессе совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. В свою очередь, совместная деятельность взрослого и детей разделяется на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности, и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов. Следовательно, и формы организации воспитательно- образовательного процесса следует выстраивать для каждого из трех описанных компонентов.
Перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача – найти место ИКТ в рамках действующего законодательства, то есть описать место ИКТ в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Какие же модели использования ИКТ в ДОУ существуют сегодня, и какие из них использую я?
Визуальная и аудио модель
Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Решая образовательные задачи, я применяю ИКТ во всех направлениях развития ребенка-дошкольника.
В своей работе я использую презентации, видеофрагменты фильмов и мультфильмов с наложением звука, в группе раннего возраста - модули действий для обучения детей самостоятельной деятельности – последовательности умывания, одевания, конструирования различных предметов, презентации по изобразительной деятельности, по предметам народных промыслов.
Именно презентация помогает мне показать такие моменты жизни, явления природы, которые нельзя или сложно показать на занятии, либо увидеть в повседневной жизни, в воспроизведение звуков природы и т.д.. Задача схем и моделей - наглядно представить такие процессы в неживой природе, как смена времен года, круговорот воды и др.
Все эти средства обеспечивают наглядность, дающую возможность выстроить объяснения на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, не только обратиться к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему, более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Так, например, прочтение художественных произведений, закрепляется последующим просмотром мультфильмов или видеоматериалов.
Игровая модель
Игровая модель опирается на использование ИКТ в детском саду для игр. При этом использую не только традиционные ИКТ, но и электронные игрушки, включенные в процесс учебно-образовательной деятельности. Среди последнего можно назвать: детские компьютеры, интерактивные обучающие игрушки, электронные игры, интерактивные развлекательные игрушки.
Интерактивные, обучающие и развивающие товары выпускаются с четко заданной целью – развитие определенных знаний, умений или навыков. Мягкие развивающие игрушки предназначены для детей самого юного возраста и расчитаны на развитие моторики и двигательной активности. Они позволяют мять, колотить, бросать их. Все это нужно для того, чтобы у малыша наилучшим образом развивался опорно-двигательный аппарат. Наряду с обучающими функциями интерактивных игрушек, важным является тот факт, что современные дети часто страдают аллергическими реакциями на шерсть животных и т.д., поэтому интерактивные «животные», оказывают хорошую услугу в воспитании заботливого отношения к живому существу.
Например, интерактивная собачка или кошка, которая в ответ на действия ребенка радостно виляет хвостиком, лает, сообщая о радостной встрече, или мурлыкает, когда ее гладишь. Кроме того, интерактивные игрушки могут смеяться, когда их щекочут, или плакать, если ударяются. Перечень действий, которые могут выполнять интерактивные игрушки, достаточно обширен.
Такие игрушки я очень люблю использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и на занятиях по развитию речи.
Некоторые интерактивные игрушки развивают мелкую моторику, благодаря всяческим кнопкам, расширяют словарный запас ребенка, побуждают к речи, развивают сенсорное восприятие, память, внимание.
Методическая модель
Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательного процесса играет методическая модель применения ИКТ, которая формируется буквально у нас на глазах. Методическая модель включает следующие части: методические видеозанятия, дидактические аудиокниги, система вебинаров, дистанционные семинары и лекции, электронные педагогические СМИ и методические интернет-ресурсы.
Я активно использую ИКТ с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, для обмена опытом с коллегами, знакомством с периодикой, наработками других педагогов (многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет).
Методические видеозанятия представляют собой большую, но разрозненную коллекцию занятий. Такие занятия пока не стали частью методической поддержки образовательной системы и используются эпизодично.
Я активно использую ИКТ с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, для обмена опытом с коллегами, знакомством с периодикой, наработками других педагогов (многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет).
Методические видеозанятия представляют собой большую, но разрозненную коллекцию занятий. Такие занятия пока не стали частью методической поддержки образовательной системы и используются эпизодично.
Подготовительная модель
Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, применяемая довольно широко – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников.
Часто, найдя хорошую книгу с упражнениями и заданиями для детей, приходится делать копии, чтобы обеспечить всю группу индивидуальным материалом. Использование обычных сканера и принтера, а также наличие элементарных навыков работы в любом графическом редакторе помогает решить эту проблему. Всегда можно выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам задания, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости. Так же использую ИКТ для оформления групповой документации, отчетов, оформления группы.
Итак, подготовительная модель позволяет изготовить:
Часто, найдя хорошую книгу с упражнениями и заданиями для детей, приходится делать копии, чтобы обеспечить всю группу индивидуальным материалом. Использование обычных сканера и принтера, а также наличие элементарных навыков работы в любом графическом редакторе помогает решить эту проблему. Всегда можно выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам задания, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости. Так же использую ИКТ для оформления групповой документации, отчетов, оформления группы.
Итак, подготовительная модель позволяет изготовить:
- необходимые дидактические пособия;
- раздаточный материал;
- предметные и сюжетные картинки;
- маски, медальоны для подвижных игр;
- атрибуты для театральной деятельности.
- создать библиотеку электронных ресурсов,
- создавать и использовать мультимедийные презентации разной тематики,
- подбирать и разрабатывать методические материалы по образовательной деятельности (сценарии праздников, конспекты НОД, демонстрационный материал),
- создать картотеку пальчиковой гимнастики, физкультминуток;
- картотеки игр, наблюдений, прогулок,
- дидактические игры для развития речи, логики, мелкой моторики.
Диагностическая модель
Проведение диагностики сопровождается заполнением большого количества бумаг, таблиц. Для этих целей в моей работе ИКТ являются крайне необходимым средством.
Коммуникационная модель
Очевидно, что в наше время современных технологий старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большего объема информации. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Отмечу преимущество использования мною ИКТ во взаимодействии с родителями:
- подбор иллюстративного и информативного материала к оформлению родительских уголков, стендов, папок-передвижек;
- возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
- на родительских собраниях, открытых мероприятиях показываю в презентации фото и видеоматериалы различных видов деятельности детей, чтобы повысить интерес родителей.
Я представляю события из жизни группы в виде фоторепортажей, веду портфолио группы, как в печатном, так и в электронном виде.
Использование видеокамеры и программы MovieMarker помогает быстро создать незамысловатые фильмы с добавлением титров, переходов между сценами, фоновую музыку или наложение голоса.
Для работы с родителями я активно использую сайт нашего детского сада: размещаю новости группы, веду фотоотчеты из жизни воспитанников.
Как видите – ИКТ внедрился во все сферы жизни дошкольного учреждения.
Исходя из собственного опыта работы, могу сказать, что ИКТ является таким средством, которое открывает перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.
- подбор иллюстративного и информативного материала к оформлению родительских уголков, стендов, папок-передвижек;
- возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
- на родительских собраниях, открытых мероприятиях показываю в презентации фото и видеоматериалы различных видов деятельности детей, чтобы повысить интерес родителей.
Я представляю события из жизни группы в виде фоторепортажей, веду портфолио группы, как в печатном, так и в электронном виде.
Использование видеокамеры и программы MovieMarker помогает быстро создать незамысловатые фильмы с добавлением титров, переходов между сценами, фоновую музыку или наложение голоса.
Для работы с родителями я активно использую сайт нашего детского сада: размещаю новости группы, веду фотоотчеты из жизни воспитанников.
Как видите – ИКТ внедрился во все сферы жизни дошкольного учреждения.
Исходя из собственного опыта работы, могу сказать, что ИКТ является таким средством, которое открывает перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.
Результаты и выводы
Одним из показателей успешности педагога и качественности его образовательной деятельности являются достижения его воспитанников.
В своей группе издаю экологические журналы «Лес», «Вода», «Насекомые», «Птицы родного края», «Дикие и домашние животные».
В декабре 2014 г. в рамках семинара-совещания руководителей муниципальных органов управления образования и методических служб муниципальных систем образования Рязанской области на тему «Современные подходы к управлению системой образования, обеспечивающие качество общего образования» мною было проведено открытое мероприятие с использованием ИКТ на тему «Где прячется воздух?», которое получило высокую оценку.
В 2015 г. наш детский сад, в том числе я и дети моей группы, участвовали в районном конкурсе «Зеркало природы». Трое из моих воспитанников заняли почётные места в конкурсе в номинации «Работа с бумагой»
Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время.
С помощью ИКТ мною были разработаны и реализованы проекты:
«На лесной опушке»,
«Мы прадеды Великой Победы»,
«Моя малая Родина»,
«Юный исследователь».
Участвуя в профессиональных конкурсах на различных уровнях - «Воспитатель года-2014» (первое место в районе и лауреат на областном этапе конкурса), я непременно использовала в своей работе ИКТ.
Таким образом, использование информационно – коммуникативных технологий в деятельности воспитателя даёт возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, значительно расширяет возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста, способствует повышению качества образовательного процесса, служит развитию познавательной мотивации воспитанников. Я уверена, что использование ИКТ в ДОУ может вполне принести большую пользу для развития всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя.
Хочу закончить словами немецкого философа и социолога Георга Зиммеля (1858 — 1918): «Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».
В своей группе издаю экологические журналы «Лес», «Вода», «Насекомые», «Птицы родного края», «Дикие и домашние животные».
В декабре 2014 г. в рамках семинара-совещания руководителей муниципальных органов управления образования и методических служб муниципальных систем образования Рязанской области на тему «Современные подходы к управлению системой образования, обеспечивающие качество общего образования» мною было проведено открытое мероприятие с использованием ИКТ на тему «Где прячется воздух?», которое получило высокую оценку.
В 2015 г. наш детский сад, в том числе я и дети моей группы, участвовали в районном конкурсе «Зеркало природы». Трое из моих воспитанников заняли почётные места в конкурсе в номинации «Работа с бумагой»
Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время.
С помощью ИКТ мною были разработаны и реализованы проекты:
«На лесной опушке»,
«Мы прадеды Великой Победы»,
«Моя малая Родина»,
«Юный исследователь».
Участвуя в профессиональных конкурсах на различных уровнях - «Воспитатель года-2014» (первое место в районе и лауреат на областном этапе конкурса), я непременно использовала в своей работе ИКТ.
Таким образом, использование информационно – коммуникативных технологий в деятельности воспитателя даёт возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, значительно расширяет возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста, способствует повышению качества образовательного процесса, служит развитию познавательной мотивации воспитанников. Я уверена, что использование ИКТ в ДОУ может вполне принести большую пользу для развития всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя.
Хочу закончить словами немецкого философа и социолога Георга Зиммеля (1858 — 1918): «Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».
Литература:
1. И.И. Комарова, А.В.Туликов «Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании», М.,2013г.
2. Ю.М.Горвиц «Новые информационные технологии в дошкольном образовании». / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.
3. О.Б.Богомолова «Искусство презентации» О.Б. Богомолова – М., 2010.
4. А.И. Гусева, И.А.Смольникова, М.А.Чиркова « Применение ИКТ в учебном процессе». Электронное пособие АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе».
5. Интернет – ресурсы http://school- collection.edu.ru
2. Ю.М.Горвиц «Новые информационные технологии в дошкольном образовании». / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.
3. О.Б.Богомолова «Искусство презентации» О.Б. Богомолова – М., 2010.
4. А.И. Гусева, И.А.Смольникова, М.А.Чиркова « Применение ИКТ в учебном процессе». Электронное пособие АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе».
5. Интернет – ресурсы http://school- collection.edu.ru
Скачать вложение