РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Мое село родное

Автор: Демина Оксана Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Стенькинский детский сад» Рязанский район, Рязанская область

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

Данная работа представлена в форме методической разработки – конспект занятия. Материал используется для детей старшего дошкольного возраста, он будет интересен воспитателям и родителям.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно обеспечить удовлетворение потребности ребенка в освоении нового. Ребенок и его первые друзья – детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом – все это дает ребенку представления о родном доме, о своей «изначальной» родине. Поэтому задача педагога научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город, село и наш край прекрасен и интересен.

Знания о родном крае, любовь к Родине, своему народу – это фундамент в сознании человека, на котором впоследствии формируется его этические и нравственные идеалы. Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем, его прошлым и настоящим нередко рассматривают как составляющую часть формирования у него начал патриотизма. Ведь чувство Родины связано у малыша с местом, где он родился. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Воспитание любви к родному краю, родной природе, культурному наследию народа – одна из задач патриотического воспитания детей, согласно «Рабочей программы воспитания МБДОУ «Стенькинский детский сад»». Занятие на тему «Мое  село  родное» запланировано на первой неделе ноября в рамках мероприятий, посвященных Дню народного единства.

Основная цель НОД – формирование нравственно-патриотического отношения у детей к своей малой родине.

В ходе занятия у детей формируется представление о Родине. Рассматривание фотографий  помогает закрепить знания детей об учреждениях поселка и его достопримечательности. Обогащается словарный запас детей.

Воспитанию нравственно-патриотического отношения к родному поселку способствует импровизированная прогулка в парк, где дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах. Закрепление материала проходит в игровой форме, дети рассказывают Карлсону про свой  поселок.

Динамическая пауза улучшает общую моторику, координацию движений.

На занятии созданы условия для воспитания у детей доброжелательного, уважительного отношения к своей малой родине.

В  соответствии с  ФОП ДО  в области социально – коммуникативного развития  нужно развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живем, переживать чувства удивления, восхищаться достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего.[6]

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мое село родное»

Цель: Организовать образовательную деятельность детей, направленную на усвоение знаний о родном городе, его прошлом и настоящем. Способствовать пробуждению интереса к историческому прошлому малой родины.

Задачи:
Развивающие:

  • способствовать развитию  связной речи,

  • развивать   логическое мышление, воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к ответу сверстника,

  • воспитание патриотических чувств, любви к малой родине, родному краю,

  • воспитывать интерес детей к истории малой Родины.

Оучающие:

  • пополнять и активизировать словарный запас,

  • учить называть свой домашний адрес,

  • закреплять  знания  детей о  названиях  улиц, достопримечательностях  поселка.

  • формировать гражданскую принадлежность.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная,

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое  развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Материалы и оборудование: ноутбук,  проектор, презентация.

Ход занятия:

1. Проблемная ситуация (появление  Карлсона).  В роли  Карлсона помощник  воспитателя.

Карлсон: Здравствуйте, ребята!  Скажите мне,  пожалуйста,  где  я  нахожусь?  Что  это  за  поселок? Я пролетал над вашим поселком и мне он так понравился, но я о нем ничего не знаю. Расскажите мне о вашем поселке.

Воспитатель: Не огорчайся, дорогой Карлсон, сегодня мы с ребятами отправляемся  в удивительное  путешествие  и  обязательно расскажем много  нового  и  интересного  о  нашем  поселке. Присоединяйся к нам.

2. Беседа – диалог воспитателя  с детьми о нашей Родине:

Воспитатель:

- Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живём? (Ответы детей:  Россия)

- А как называется наш  край?  (Ответы детей:  Рязанский).

- Правильно, Россия, Рязань,  Рязанская  область – наша Родина. Что  такое  Родина? (Ответы детей:  Родина – это место, где ты родился.)

 - Послушайте стихотворение о Родине «Что мы Родиной зовём?»:

          Что мы Родиной зовём?

          Дом, где мы с тобой растём

          И берёзки у дороги,

          По которой мы идём.

          Что мы Родиной зовём?

          Край, где мы с тобой живём.

- Скажите мне, пожалуйста, как называется место, где мы сейчас с вами  живем? (Ответы детей: поселок, село, деревня)

(Слайд 1)

- Карлсон,  наш  поселок  находится  в  Рязанской  области. Ребята,  а как  называется наш  поселок? (Ответы детей: Учхоз  Стенькино.)

- Наш поселок очень красивый. В нем  много  улиц  и   разных  интересных  мест. Ребята, я вам предлагаю вместе с Карлсоном   совершить экскурсию по нашему поселку. На чем мы поедем? (Ответы детей: На автобусе.)

- Нам нужно выбрать водителя.

3. Игра.

Игровая  обстановка создается до  начала  занятия (игры). Стулья  стоят парами, друг  за  другом. Воспитатель кого-то из детей назначает водителем.)

Воспитатель: Ты  будешь водителем,   я экскурсоводом,   а  все  остальные  пассажирами. Прошу занять вас свои места. (Дети занимают места).

Водитель: Осторожно, двери закрываются. Все заняли места. Автобус отправляется.

Воспитатель: Внимание,  мы прибыли к первой остановке.

(Слайд 2). Ул. Центральная.

Воспитатель:

-Главная  площадь  нашего  поселка,  на  этой  площади  проходят  все  праздники  нашего  села. Рядом  расположены  магазины  и  столовая  для  рабочих. На  праздниках  у  нас  всегда  очень  весело  и  интересно. Много  аттракционов  и  каруселей.

- Ребята, а  какие  праздники  празднуют  у  нас  в  селе? (Ответы  детей)

- А  как  вы  веселитесь  на  праздниках? (Ответы  детей)

- Давайте  обязательно  на  следующий  праздник  пригласим  Карлсона? (Ответы  детей)

- Карлсон, ты  прилетишь  к  нам?

- Ребята, напомните  ещё  раз  название  улицы,  на  которой  мы  находимся. (Ответы  детей: Центральная)

- А  кто  из  вас  живет на этой  улице? А  какой  номер дома? (Ответы  детей)

                                        

Воспитатель: Наш автобус отправляется дальше. В окно мы видим большое здание? Кому оно знакомо? (Ответы  детей)

(Слайд 3) Школа

- Посмотрите,   да,  действительно, это  здание  школы  нашего  поселка.  Ребята  тоже  скоро  пойдут  в  школу…

Карлсон:  Ребята,  а  что  в  школе  надо  делать,  вы  знаете? (Ответы  детей, можно  подсказать  воспитателю)

Воспитатель: Дети, кто  знает,  на  какой  улице  находится  школа? (Ответы  детей: ул. Школьная).

- А кто  из  вас  живет  на  этой  улице? (Ответы  детей) Прошу занять вас свои места. (Дети занимают места).

Водитель: Осторожно, двери закрываются. Все заняли места. Автобус отправляется.

Воспитатель: Мы    с  вами  приехали  на  другую  улицу  нашего  села

(Слайд 4)  ул. Стенькинская  (пруд)

- Посмотрите,  какая  это  красивая  и  большая  улица.  На  этой  улице  находятся  сразу  несколько  прудов.

- Давайте  вы  поможете  рассказать  Карлсону   о  наших  прудах  и  их  обитателя.  (Ответы  детей,  помощь  воспитателя)

Воспитатель: Ребята,  напомните  Карлсону  ещё  раз  название  улицы. (Ответы  детей)

Воспитатель: Проходите    в  автобус,  занимайте  свои  места.  Отправляемся  дальше.

Водитель: Осторожно, двери закрываются. Все заняли места. Автобус отправляется.

(Слайд 5)  Медпункт

Воспитатель:

- Да, это медпункт. Кто там  работает? Что здесь делают?  (Ответы  детей: здесь работает фельдшер. Она  лечит взрослых и детей)

- Что нужно делать, чтобы не болеть? (Ответы  детей: Чтобы не болеть нужно делать зарядку, заниматься спортом, закаляться.)

- Я вам предлагаю сделать остановку, выйти и сделать  разминку.

Физминутка

Чтобы голова не болела,

Ей вращаем вправо – влево.  (Вращение головой)

А теперь руками крутим -

И для них разминка будет.  (Вращение прямых рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания - руки вверх и в стороны)

Повороты вправо - влево,

Плавно производим.  (Повороты туловища влево и право)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол.  (Наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминки.

Воспитатель:  Проходите    в  автобус,  занимайте  свои  места.  Отправляемся  дальше.

Водитель: Осторожно двери закрываются. Все заняли места. Автобус отправляется.

(Слайд 6) Дом  Дубовицких  (липовый   парк)

Воспитатель:

- Главная  достопримечательность  нашего  села  Дом  Дубовицких. В  18 веке  богатый  рязанский  помещик  Петр  Николаевич  Дубовицкий  приобрёл имение  Стенькино  и  превратил его  в  обустроенную дворянскую  усадьбу  с барским домом,  парком,  прудами,  с разными  хозяйственными  постройками и конюшнями.

- До  наших  дней  сохранилось  трехэтажное  здание  Барского  дома, в  парке  растут  вековые  липы.

 - Проходите    в  автобус,  занимайте  свои  места.  Отправляемся  дальше.

Водитель: Осторожно, двери закрываются. Все заняли места. Автобус отправляется.

(Слайд 7)    Библиотека

Воспитатель:

- А кто знает, что такое библиотека? Какие книги мы с вами читали? Как нужно обращаться с книгами? (Ответы детей: в библиотеке живут разные книги и для детей и взрослых. Книги можно читать в библиотеке или брать домой. Но если книгу взяли домой, ее нужно прочитать и вернуть назад в библиотеку. С книгами обращаются бережно: не рвать, на них нельзя рисовать.)

- Ребята, я вам предлагаю послушать стихотворение о книге «Будем с книгою дружить!» 

В библиотеке для ребят,

На полках книги в ряд стоят.

Бери, читай и много знай,

Но книгу ты не обижай.

Она откроет мир большой,

А если сделаешь больной,

Ты книжку - навсегда

Страницы замолчат тогда. (Татьяна  Блажнова)

- Ну вот,  наша экскурсия подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Прошу всех в автобус. Вот мы и приехали.

(Слайд 8) Вот наш детский сад.

4. Рефлексия

Воспитатель:

- Ребята, вам понравилась наша экскурсия? (Ответы  детей: да)

- А тебе, Карлсон,  понравился наш поселок?

- Давайте еще раз вспомним, на  каких  улицах  мы  с вами  сегодня были? (Ответы  детей: ул. Центральная,  ул. Стенькинская,  ул. Школьная)

- Что  на этих  улицах  находится? (Ответы  детей: главная  площадь  поселка,  магазин,   столовая, школа, пруд)

- А  давайте   вспомним,  кто  на  какой  улице  живёт? Кто  хочет  назвать  свой  адрес, где  он  живет,  улицу  и дом? (Ответы  детей)

- Какие  достопримечательности  нашего  поселка? (Ответы  детей: Дом  Дубовицких,  Липовый  парк)

Карлсон: Большое спасибо, ребята, вам за интересную экскурсию. Теперь я знаю, как называется ваш поселок. Ребятам  я  на  прощанье  хочу  подарить  альбом,  нарисуйте  мне  рисунки  вашего  поселка  и  пришлите  по  почте,  в этом  вам  поможет  ваш  воспитатель.

Воспитатель: Наш поселок - это наша малая Родина, самое родное место на земле. И мы должны гордиться своим поселком, его достопримечательностями.

Карлсон: Вот и настала пора расставания, я говорю вам: "До свидания".

Список литературы

  1. О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства Просвещения Российской Федерации, касающихся федеральных государственных стандартов общего образования и образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08 ноября 2022 № 955 – Текст: Электронный// Консультант плюс. Версия Проф. – Москва: 2022.

  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ,2005.- 256с.

  3. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). -М.:УЦ «Перспектива», 2011. – 310с.

  4. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. –М.: АРКТИ, 2003. – 168с.

  5. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф.  Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с.

  6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023. – 256 с.

  7. Ушакова О.С. Развитие речи детей 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 336 с.

  8. Усадьба Дубовицких "Стенькино".  Рязанская область. [Электронный ресурс] URL: https://dzen.ru/a/YE3IZ2yGHwEHhAsS  (Дата обращения 2.02.2024)

  9. Владимир  Степанов – Что мы  Родиной  зовем: стих,  текст  стихотворения  полностью. [Электронный ресурс] https://rustih.ru/vladimir-stepanov-chto-my-rodinoj-zovyom/ (Дата обращения 2.02.2024)
    Будем  с книгою  дружить!(Татьяна  Блажнова) / Стихи.ру. [Электронный ресурс] https://stihi.ru/2014/04/02/8219 (Дата обращения 2.02.2024)
    Приказ  Министерства  просвещения  РФ  от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" [Электронный ресурс] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (Дата обращения 2.02.2024)
  10. Будем  с книгою  дружить!(Татьяна  Блажнова) / Стихи.ру. [Электронный ресурс] https://stihi.ru/2014/04/02/8219 (Дата обращения 2.02.2024)
  11. Приказ  Министерства  просвещения  РФ  от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" [Электронный ресурс] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (Дата обращения 2.02.2024)
Текст конспекта во вложении (pdf 251KB)
Скачать конспект с презентацией (архив zip 6MB)

 




Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru