Мост через реку Трубеж
Автор: Елуфимова Юлия Алексеевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 125", г. РязаньКонспект организованной образовательной деятельности по конструированию из строительного материала для детей старшей группы.
Ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Как показывают исследования А.Н. Давидчук, Л.Р Лурия, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям детей, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников формируются обобщенные способы анализа, сравнения и соотнесения; развивается умение планировать свою деятельность, умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач. Значение педагогического руководства в конструктивной деятельности подтверждают и исследования З.В. Лиштван и В.Г. Нечаевой. О необходимости создания определенных условий, которые будут способствовать формированию у дошкольников обобщенных механизмов применения знаний говорят многие исследования (Н.И. Непомнящая), однако подробно раскрывают их в своих трудах Л.В. Куцакова, Л.А. Парамонова, З.В. Лиштван: наличие строительного материала, рисунков, иллюстраций, чертежей, создание интересной, увлекательной обстановки, умелое руководство педагогом конструктивными действиями дошкольников, использование различных форм обучения конструктивному умению, учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Несмотря на большой объем исследований, посвященных теме детского конструирования, авторы сходятся во мнении, что каждая предлагаемая детям тема должна быть представлена несколькими постепенно усложняющимися конструкциями одного и того же объекта, которые дети осваивают на занятиях в разных формах конструирования (по образцу, по условиям, по замыслу). Каждой теме необходимо посвятить несколько следующих друг за другом занятий, на которых дети осваивают варианты конструкций одного и того же объекта.
Так, младшие дошкольники, знакомясь с материалом, его свойствами, строят простейшие конструкции: короткие и длинные дорожки, низкие и высокие заборчики, башенки и т.п. Под руководством взрослого (показу или образцу) учатся изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в длину и высоту. В средней группе, обращая внимание на различные здания и сооружения вокруг детского сада, рассматривая на прогулках и во время игр машины, тележки и автобусы дошкольники могут применить уже полученные знания для создания более сложных построек.
В старшей дошкольной группе следует продолжать развивать умения детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни. При создании разнообразных конструкций, важно учить выделять их основные части и характерные детали.
Такие авторы, как В.Г. Неваева, А.Н. Давидчук, Ф.В. Изотова и другие предлагают различные методы организации учебного процесса по конструированию в этом возрасте. Например, это может быть работа с готовыми образцами и моделями. Хорошо применяется в современной работе с дошкольниками предложенное еще Н.Н. Поддьяковым конструирование по условиям, где воспитанники не получают готового образца. Так же им не показывают порядок работы. Дети получают информацию об условиях, которым должна соответствовать их постройка и ее практической функции.
Таким образом, целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию, начиная с младшего дошкольного возраста, способствует тому, что в подготовительной к школе группе можно будет уделить особое внимание организации конструирования по теме или замыслу, ориентируясь на поддержку творческих проявлений детей, их самостоятельности и инициативности.
Опираясь на вышеизложенное, было разработано занятие по конструированию из строительного материала моста через реку Трубеж. Детям было предложено воссоздать в постройке то, что они видели на прогулке с родителями, узнавали в беседах о родном городе Рязань. При этом была поставлена проблемная задача: мост должен соответствовать определенным условиям. В заданных условиях нашли отражение уже сформированные навыки работы с конструктором. Дети уже возводили пешеходные и автомобильные мосты. Так же, ими было освоено возведение моста определенной высоты и ширины. Поэтому главной задачей стал анализ основных частей Кремлевского моста через реку Трубеж.
Это сооружение интересно тем, что при анализе фото легко можно выделить его особенности: он имеет две дополнительные опоры, которые стоят не на берегах, а уходят в воду прямо под пролетом моста. Четыре колонны, в которых находится подъемный механизм можно передать в постройке, поставив на узкое ребро такую деталь конструктора как арка. Все эти особенности рязанского моста отличают его от многих знаменитых мостов мира и России, о чем можно говорить на предворительном этапе работы, в беседе о мостах.
Из бросового материала воспитанниками, а так же их родителями готовятся атрибуты для украшения построек (фонари, клумбы). Подбираются в достаточном количестве фигурки людей и машинки в соответствии с размером деталей конструктора.
На ориентировочном этапе работы с детьми используются фотографии других мостов города Рязани (Астраханского и Глебовского). Прием сравнения этих конструкций подталкивает детей к выбору более подходящего заданным условиям моста, а так же формирует интерес к архитектуре родного города. Так, в дальнейшем, полученные детьми знания о рязанских мостах, можно использовать в конструировании, объединенном общей темой "Город".
Конструирование моста через реку Трубеж из строительного материала направлено не только на развитие конструктивных навыков дошкольника, но и на формирование интереса к архитектуре родного города.
Цель занятия: конструирование из строительного материала моста по заданным условиям.
Задачи:
- продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем что дети видят в окружающей жизни;
- формировать умение самостоятельно подбирать необходимый строительный материал, находить конструктивные решения и планировать создание постройки в зависимости от поставленных условий;
- закреплять навыки коллективной работы;
- формировать интерес к архитектуре родного города.
Обогащение словаря: опоры моста, пролеты моста, арка, брусок.
Планируемый результат: создание постройки на основе анализа фотографии, самостоятельный выбор конструктивных решений для достижения поставленных целей по заданным условиям.
Предварительная работа: конструирование пешеходных, автомобильных мостов, беседа по теме «Достопримечательности города Рязань», организация фотовыставки «Прогулка по родному городу Рязань».
Оборудование: отдельно стоящий стол, ленточные столы, стулья, наборы настольного строителя, голубая лента, фигурки людей, в конверте фотографии рязанских мостов (Кремлевского, Астраханского, Глебовского), набор фотографий «Кремлёвский мост», украшения для построек (цветные трубочки, макеты фонарей и др.), листы синего картона.
Литература:
1. Куцакова Л.В., Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 48 с.
2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - 6-е изд.,доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. — 368 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ Сфера, 2021. — 80 с.
Полный вариант статьи с приложениями и презентацией к занятию (zip, 8Mb)
Скачать вложение