РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Моя любимая семья

Автор: Илюшина Ольга Петровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад№85»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Аннотация

Работа в дошкольных учреждениях строится на принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа и соответствуют возрасту детей. Направления воспитания, которые предусматривает ФОП ДО [1].
Патриотическое направление.

В основе — любовь и уважение к своей стране, малой родине, ощущение принадлежности к своему народу.

Духовно-нравственное направление основано на таких ценностях, как доброта, забота о других и хорошие поступки. Это помогает детям понимать, что такое правильное и неправильное поведение.

Социальное воспитание направлено на формирование доброжелательного отношения к семье, другим людям, развитие навыков сотрудничества, а также культуры поведения.

Познавательное воспитание направлено на развитие у ребенка ценности знаний, помогает осваивать и формировать целостную картину мира. Это развивает в том числе самостоятельность.

Семья – это важнейший институт социализации личности, исторической трансляции культурных, нравственных ценностей. У каждого человека существует свое представление о семье и семейных отношениях. Именно семья формирует человека, систему его ценностей и взглядов, в ней формируется личность человека. Эта тема на данный момент очень актуальна, она призвана помочь ребятам разобраться, в чем ценность каждой семьи, помочь сформировать взгляд на доверительные взаимоотношения между членами семьи. 

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Цель: Обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении.

Задачи:

  • Учить детей определять и находить родственные связи, составлять древо своей семьи.

  • Совершенствовать диалогическую и монологическуюформы речи. Продолжить учить составлять небольшие рассказы из личного опыта.

  • Воспитывать чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях. 

  • Прививать  потребность радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением.

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», составление рассказов о своей семье; разучивание пословиц о семье; дидактические игры «Собери папины инструменты», «Помоги маме сварить борщ», подвижные игры «Мы весёлые ребята», «Баба сеяла горох», сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения», «Гости».

Оборудование: альбом «Мое генеалогическое древо», альбом «Герб моей семьи», карточки с пословицами о семье, картинки с членами семьи.

Ход занятия

1.    Мотивационный этап.

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться со мной в страну под названием «Семейный очаг». Давайте закроем глазки и произнесём:

«Раз - мы низко приседаем, Два - мы глазки закрываем,

Три - попробуем мы встать, Глазки надо открывать!».

2.Ориентировочный этап.

Воспитатель: Посмотрите, где это мы с вами очутились? Да мы в стране Семейный очаг! А это что такое? Письмо. Наверно, это письмо для нас, что же в нём написано?! «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Искорка - я хранительница домашнего очага. Я очень рада, что вы решили отправиться ко мне в гости, в страну «Семейный очаг». У меня для вас есть подарок – Волшебная книга. На каждой её страничке есть задания, выполнив которые, вы узнаете, что же такое Семейный очаг. Желаю удачи!». Так вот, кто такая Искорка! Ну, что ребята, хотите поиграть с книгой? Тогда открываем первую главу, она называется «Вопрос – ответ». Искорка предлагает поиграть в дидактическую игру «Четвертый лишний». Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником?

-      Мама, соседка, бабушка, сестра.

-      Бабушка, подруга, сестра, мама.

-      Сестра, продавец, бабушка, брат.

-      Дворник, брат, папа, дедушка.

-      Дедушка, папа, водитель, отец.

Воспитатель: Ребята, а что такое семья?(Семья – это родные люди, живущие вместе).Правильно! Ещё можно сказать – родственники.

Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире?»
1,2,3,4, кто живёт у нас в квартире?

(Дети загибают пальцы, считая их.)
1,2,3,4,5, всех могу пересчитать.
Мама, папа, брат, сестра, кошка Мурка, два котёнка,
Мой сверчок, щегол и я - вот и вся моя семья!

3. Исполнительский этап.

Воспитатель: Садитесь все на стульчики. Итак, глава вторая, «Генеалогическое древо».

Это не просто древо –

Жизни дерево растет!

Ветка вправо, ветка влево –

Получился род.

Корни – это наши предки,

Мама с папой – это ветки,

Ну, а мы с тобой

Зашумим листвой.

Древо слева, древо справа

Тянут ветки на восход –

Получается держава,

Получается народ.

Воспитатель: А у нас в группе тоже есть альбом! Посмотрите внимательно, и вы увидите здесь свои фотографии. Ребята, кто здесь изображён? Как одним словом сказать? (семья). Искорка хотела, чтобы вы рассказали о своей семье: кто живёт в вашей семье, как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестрёнку. Может, у вас есть дяди и тёти? Расскажите и о них тоже. (Дети составляют рассказ о своей семье).

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть.

Игра называется «Кем члены семьи приходятся друг другу?»

Мальчик для папы и мамы кто? (СЫН)

Мальчик для дедушки и бабушки? (ВНУК)

Девочка для папы и мамы? (ДОЧЬ)

Девочка для дедушки и бабушки? (ВНУЧКА)

Папа для дедушки и бабушки? (СЫН)

Мама для дедушки и бабушки? (ДОЧЬ)

Мальчик для девочки в семье кто? (БРАТ)

Девочка для мальчика в семье кто? (СЕСТРА)

(Ответы детей).

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Так хорошо рассказали о своих семьях! И на вопросы ответили правильно. Да, ребята, семья может быть большой и дружной. Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к другу. Давайте откроем третью главу, «Поиграй - ка». Хотите поиграть?

Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною, летом и зимою

Мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Воспитатель: А теперь снова садитесь на стульчики игра вторая.

Дидактическая игра «Подбери признаки».

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, седая, отзывчивая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у каждого народа есть герб, гимн, флаг. Вы с родителями изобразили герб своей семьи. Давайте рассмотрим и расскажем о них. Дети рассказывают, что символизирует герб их семьи.

Воспитатель: Ребята, семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. Я сейчас буду начинать пословицу, а вы продолжать.

«При солнышке тепло,………………….. при матери – добро» 

«Нет милее дружка,……………………… чем родная матушка»

«Вся семья вместе, ……………………….так и душа на месте»

«В семье и …………………………………каша гуще».

«В хорошей семье ………………………..хорошие дети растут».

«Дружная семья не знает ………………..печали».

«Русский человек без родни …………….не живет».

– А как вы понимаете смысл этих пословиц?

– А какие вы знаете пословицы о семье?

4. Рефлексивный этап.

- Вот и прочитана последняя глава Волшебной книги. Наше путешествие подошло к концу и нам пора отправляться в детский сад. Возьмитесь все за руки, закройте глаза.

«Раз - мы низко приседаем, Два - мы глазки закрываем,

Три - попробуем мы встать, Глазки надо открывать!».

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше сказочное путешествие по страницам Волшебной книги? Что вам больше всего понравилось на занятии? Возникали ли у вас трудности при выполнении каких-нибудь заданий? (Ответы детей).

- Так что же такое Семейный очаг? (Ответы детей).

5. Перспективный этап.

Семья – это слово родное, сколько в нём света, добра и тепла

Как мы гордимся своими родными за все их заслуги, за все их дела!

А что бы вы хотели пожелать своей семье?» (Пожелания детей своей семье).

 Литература

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Издательство ТЦ «Сфера», 2023г.

2. В.В. Малова «Конспекты занятий по духовно – нравственному    воспитанию дошкольников». М Владос 2020.

3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа/ авт.-сост. О. П. Власенко [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2019. - 292 с.

4. Н.В. Нищева «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста» Детство – пресс 2022.

5. Маханева, М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие.»/ М.Д. Маханева. – М. ТЦ Сфера, 2019. – 96

6. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 192 с.

7. Петрова Т. Н. Конспект НОД по обучению рассказыванию в рамках проекта «Вместе дружная семья»/ Т. Н. Петрова // Дошкольная педагогика. – 2021. - № 12. – С. 16-18.

Конспект во вложении (pdf 140KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru