На лесной прогулке
Автор: Наумичева Наталья Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Турлатовский детский сад», Рязанский муниципальный район, Рязанская область.Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы. Экологическое воспитание.
Аннотация
В последние годы человечество стало понимать, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться человеку, который пагубно влияет на него. Именно поэтому на первый план были выдвинуты задачи экологического воспитания подрастающего поколения.
Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры. Экологическое воспитание тесно связано с познавательным развитием ребенка, ознакомлением его с миром природы. Влияние природы на ребёнка огромно. Дети каждый день в той или иной форме соприкасаются с её объекта или явлениями. Объекты природы привлекают детей своей красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником знаний и радостных переживаний. Такое общение не только обогащает чувственный опыт ребенка, но и способствует возникновению различных вопросов и интересов ребёнка- дошкольника Дошкольники любознательны и всегда проявляют интерес к явлениям и объектам природы. Знакомясь с миром природы, ребенок учится бережному отношению ко всему живому и неживому, учится понимать не только себя, но и все что происходит вокруг. Знакомство детей дошкольного возраста с миром природы является важнейшим средством формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, обладающей знаниями и навыками экологически целесообразного поведения в природе.[5]
В дошкольном возрасте дети открывают для себя мир природы, а поддерживая элементарный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от изучения природы к ее пониманию, к тому, что они захотят заботиться о растениях и животных, беречь землю и охранять природные ресурсы. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать поэтапно, со времени младшего дошкольного детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. [2]
Разработчики ФОП ДО не выделяют экологическое воспитание, как отдельное направление воспитания. Задачи экологического воспитания интегрированы в содержание других образовательных областей и направлений воспитания: патриотическое, трудовое воспитание, познавательное и художественно-эстетическое развитие. [6]
Согласно ФОП ДО экологическое воспитание дошкольников начинается с младенческого возраста, и уже к трем годам ребенок имеет представление об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам.
К четырем годам ребенок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы; имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой; положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред.
К пяти годам ребёнок знает о разнообразных представителях живой природы родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой природы, сезонных изменениях в жизни природы, явлениях природы; интересуется природой, экспериментирует, положительно относится ко всем живым существам, знает правила поведения в природе, стремится самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их.
К шести годам ребёнок имеет представление о живой природе разных регионов России, может классифицировать объекты по разным признакам; имеет представление об особенностях и потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно относится к ним.
К семи годам ребёнок знает о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ, свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе; наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе; осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней. [6]
Представленная мною методическая разработка позволяет в игровой форме дать детям элементарные экологические знания, составлена с учетом требований ФГОС и ОП ДО МБДОУ «Турлатовский детский сад».
Программное содержание:
Цель: Организовать образовательную деятельность, направленную на формирование элементарных экологических представлений у детей 4-5 лет через игровую деятельность.
Задачи:
- обучающие: уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах поведения в природе, диких животных и их детёнышах, птицах и насекомых;
- развивающие: развивать познавательный интерес, наблюдательность, диалогическую речь, навыки правильного экологически грамотного поведения в природе; обогащать двигательный опыт детей, развивать двигательные навыки умение соотносить движения с текстом;
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, пробудить чувство сострадания, вызвать желание оказать помощь.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Предварительная работа: Рассматривание альбомов: «Дикие животные и их детеныши», «Насекомые», «Птицы», наблюдение за насекомыми и птицами, просмотр презентации о жизни диких животных, птиц, насекомых, чтение литературных произведений о диких животных, птицах, насекомых, беседы о диких животных, птицах, насекомых, разгадывание загадок.
Методы и приемы:
Наглядные: демонстрация, рассматривание.
Словесные: художественное слово, повторное проговаривание, постановка вопросов, пояснение, поощрение.
Практические: упражнение, прослушание аудиозаписи.
Игровой: создание игровой ситуации, дидактическая игра, игровое упражнение.
Материалы и оборудование: контейнер с орбизами, маркеры, мольберт, музыкальный центр;
демонстрационный: картинки, с изображением правил поведения в природе, дерева с гнездом, птиц, уменьшенные модели насекомых, карточка с изображением диких животных и их детёнышей.
Ход деятельности
1. Мотивационный этап.
Дети входят в группу, берутся за руки, встают в круг с воспитателем.
Мотивация общение (игра-приветствие) - создание положительного эмоционального настроя.
Солнце проснулось и сладко зевнуло.
Солнышко лучик тебе протянуло,
Солнышко щечки тебе приласкало,
Доброго утра тебе пожелало. [3]
Мотивация личной заинтересованности.
Педагог предлагает детям прослушать аудиозапись. Интересуется у детей, чей голос они услышали, о чем говорила ворона и хотят ли они помочь зайчику найти маму-зайчиху.
2. Ориентировочный этап.
Педагог предлагает детям вспомнить правила поведения в лесу.
Игровое упражнение: «Назови правило».
Педагог выставляет на мольберт условные картинки с изображением правил поведения в лесу, дети называют соответствующее правило.
Далее дети совместно с педагогом отравляются в лес на помощь зайчику.
3. Исполнительский этап.
Педагог обращает внимание детей на следы, оставленные на лесной полянке, интересуется у ребят кому они могут принадлежать.
Игровое упражнение «Найди, кто спрятался».
Дети, следуя по оставленным на полу следам, находят зайчика. Здороваются с ним, рассматривают его и сообщают о том, что пришли ему на помощь.
Игровое упражнение «Перейди через ручеёк».
Педагог обращает внимание детей дерево, интересуется о том, что они видят на дереве, можно найти маму зайчиху в гнезде.
Дидактическая игра «Отгадай загадку, найти отгадку».
Педагог загадывает детям загадки. Ребенок, правильно отгадавший загадку, находит соответствующую картинку и помещает ее на мольберт.
В случае необходимости педагог напоминает детям правила отгадывания загадок.
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.(Дятел).[4]
Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей! Кто это?…(Воробей).[4]
Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета:
Верещунья, белобока,
А зовут ее…(Сорока).[4]
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Да это ….(Снегири). [4]
Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный ... (Клёст). [4]
Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? ... (Ворона). [4]
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.(Сова)[4]
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.(Грач)[4]
После выполнения задания, педагог предлагает детям еще раз назвать птиц, изображенных на картинках.
Педагог обращает внимание детей на травку (контейнер с орбизами), интересуется можно ли найти маму зайчиху в траве.
Сидя на ковре.
Дидактическая игра «Отгадай на ощупь».
Педагог предлагает детям опустить руку в контейнер с орбизами, найти насекомое, назвать его и убедиться в правильности своего ответа.
Стоя полукругом у мольберта.
Игровое упражнение «Соедини правильно».
Педагог выставляет на мольберт карточку, на которой изображены дикие животные и их детёныши. Дети при помощи маркера рисуют дорожку от мамы к ребенку, рассказывают о том, какого малыша они привели к мама. Выполнив задание, находят маму для зайчика.
4. Рефлексивный этап.
Педагог от имени зайчика благодарит детей за оказанную помощь, интересуется, можно ли сказать, что прогулка была полезной, почему?
Педагог предлагает детям отправиться обратно в детский сад.
5. Перспективный этап.
Педагог предлагает детям обменяться полученными впечатлениями с членами семьи, пригласить прогуляться в лес в выходные дни.
Литература
1.Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Турлатовский детcкий сад», 2023. —293 с.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Сфера, 2024. – 208 с.
2. Лаптева А.М. Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/11/09/plan-samoobrazovaniya-formirovanie-na... (Дата обращения: 19.02.2025).
3. Наумичева Н.А. В гости к бабушке Тане [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://rirorzn.ru/publication/doshkolnoe-obuchenie/v-gosti-k-babushke-tane/ (Дата обращения: 19.02.2025).
4. Приходько Т.Л. Картотека «Загадки о птицах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/01/17/kartoteka-zagadki-o-ptitsah (Дата обращения: 19.02.2025).
5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.¬ – М.: Карапуз, 2001. – 432 с.
6. Сафонова А.С. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФОГС ДО И ФОП ДО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/10/14/ekologicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozras... (Дата обращения: 21.02.2025).
7. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они.— М.: ООО Издательство Гном, 2022.—48 с.
8.Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу. — М.: ООО Издательство Гном, 2023. — 80 с.
9.Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу. — М.: ООО Издательство Гном, 2022.— 96 с.
Конспект во вложении (pdf 106Kb)
Скачать вложение