Наш край — природная кладовая
Автор: Ямушина Галина Александровна, Детский сад №51 ОАО «РЖД», г. Рязань, Можаева Галина Викторовна, МДОУ «Сказка», с. Путятино, Рязанская область, воспитателиМетодическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 5-6 лет (с включением ребенка, имеющего задержку психического развития)
Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на формирование первоначальных умений экологически грамотного и безопасного поведения в природе; развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, составлять рассказ по сюжетной картине, побуждать интерес к ответственному и бережному отношению к природе.
Цель для ребенка с ЗПР (задержка психического развития)
Создать условия для включения в общую работу, способствовать развитию наглядно- образного мышления, умению классифицировать предметы по заданному обобщающему слову, активизировать словарный запас «кладовая» «эколята», обратить внимание ребенка на правильное произношение падежного окончания в речи.
Задачи:
1. Организовать мотивацию к экологически грамотному и безопасному в поведению в природе.
2. Организовать открытие детьми темы НОД.
3. Организовать практическую деятельность детей, направленную на закрепление знаний детей о названиях деревьев, кустарников.
4. Организовать контроль усвоенных знаний и рефлексивную оценку детьми своей деятельности, создать условия для открытого выражения эмоций детей.
5. Систематизировать и включить полученные знания в свободной деятельности.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций растительного мира, животного. Просмотр презентации «Кладовая Рыбновского района», чтение стихотворений по теме, дидактические игры, беседы с детьми, тематические прогулки.
Оборудование: фотографии деревьев, компьютер, интерактивная доска, мольберт, Фонограмма- звук пожара
Ход занятия
I этап. Мотивационный.
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, хотите сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему родному краю? И первое куда я хочу вас пригласить это волшебный лес, в котором вы узнаете много интересного. Ну, что отправляемся?
Дети: Да.
Воспитатель: Но прежде чем мы начнем путешествие, в котором проверим как вы знаете лес и его обитателей, и другие интересные факты нашего родного края, я предлагаю Вам произнести волшебные слова, с закрытыми глазами:
«Стою с закрытыми глазами,
В волшебный лес попасть хочу,
Я очень много о природе знаю,
Любого в миг я научу!».
Дети произносят четверостишие.
В момент, пока дети считают, на голову «Умнице» и «Елочке» воспитатель надевает заранее приготовленные шапочки.
Воспитатель: Ну вот, мы и оказались с вами в лесу, ой, посмотрите, а что это за странная табличка РЕБЕНОК ЧИТАЕТ «Школа природных наук». Какое интересное название. Узнать, что изучают в этой школе, нам помогут весёлые сказочные герои “Эколята” – друзья и защитники Природы. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых.
Давайте познакомимся с ними поближе. Умница самая серьёзная, пожалуй. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Елочка- веселая и общительна.
Умница и елочка берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут нам ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её.
- Ребята, а вы хотите побывать в «Школе природных наук»?
Ответ детей: Да.
Воспитатель: Мы с вами оказались в школе, поэтому я предлагаю занять свои места.
Дети садятся за столы
II этап. Ориентировочный.
Умница: Здравствуйте, ребята!
- Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в нашем доме -в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе говорим «нет»!
***
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Елочка:
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Умница:
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Елочка:
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Умница:
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Елочка:
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Умница:
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Елочка:
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Воспитатель: Молодцы ребята! Как чудесно, что вы так хорошо знаете правила поведения в лесу. Ребята, мы с вами живем в очень красивом месте, чудесен не только лес, но и вся природа нашего края красива и разнообразна, наш край - это природная кладовая.
Воспитатель: Хотите узнать почему природу нашего края- Рыбновского района, можно считать природной кладовой?
III этап. Исполнительский
ФОТО ПРИРОДЫ РЫБНОВСКОГО РАЙОНА несколько фото на магнитной доске. (мольберт рядом).
Посмотрите, как прекрасен наш родной край и всю свою сказочную красоту он делит с нами. Ребята, наш край богат различными видами растений: деревьями, кустарниками, лечебными травами и цветами. Кто из вас знает, как называется самая большая река Рыбновского района?
Писатель и большой любитель окружающей среды М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни»
Воспитатель. Ребята, я приготовила для вас вопрос, но для того чтобы вам легче было ответить на него, я предлагаю вам послушать стихотворение В. Орлова «Что нельзя купить?»
Если деньги накопить,
Можно многое купить -
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Воспитатель: Ребята. есть ли что-нибудь такое, чего нельзя купить, как вы думаете? Дети отвечают.
- Молодцы!
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
Воспитатель: Богата природа нашего края. Красота, которую она нам дарит, нельзя купить ни за какие деньги!
Мы не можем с вами, например, купить большое, красивое дерево. А что нужно сделать?
Дети: Украшают улицы, дворы, помогают нам спрятаться от жары, очищают воздух от вредных веществ.
Воспитатель: Посадить дерево мы сейчас с вами, конечно не можем, т.к. мы находимся в группе детского сада, но собрать из отдельных частей дерево мы с вами можем прямо сейчас! Давайте пройдем к столам. Внимательно посмотрите на то, что находиться на столах. На ваших столах лежат конвертики, давайте откроем их. Сейчас мы разделимся парами и поиграем с вами. Вам нужно будет собрать картинку.
(В парах стоя, детям предложены разрезные картинки из 6 частей, сложность заключается в том, что к основному рисунку который собирают дети, добавлены три лишних элемента.
Для ребенка с ЗПР предложены разрезные картинки из 6 частей. Индивидуальная помощь при возникновении трудностей в выполнении задания).
Игра «Разрезные картинки деревьев»
- Ребята, как называются ваши деревья, ответы по цепочке.
- Молодцы, все справились с заданием!
Умница: Ребята, мы приготовили для вас волшебный ларец, и хотим узнать, что вы знаете о деревьях.
Елочка:
*Какое дерево не меняет окрас в течение года? (ель, сосна) ФОТО ДЕРЕВЬЕВ
*Плод, какого дерева называется желудь? (дуб) ДУБ
*У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина) ФОТО ОСИНЫ
*Из плодов какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина, калины) ФОТО РЯБИНЫ, КАЛИНЫ
Воспитатель: Хотите сейчас мы все с вами вместе превратимся в деревья?
Для этого нам нужно встать и закрыть глаза.
Дети встали.
Релаксация «Если бы я был деревом» (под музыку).
«Наши ноги – это корни. Крепко держат нас на земле, они ищут нам воду, чтобы пить. Они растут все глубже и глубже (сидят на стуле, твердо поставив ноги). Наша кожа – это кора. Она твердая и жесткая, вся в буграх и бороздах. Она защищает нас от ран. И все поймут, что нельзя вырезать надписи и знаки на этой коже, которая называется кора (гладят себя руками). Наши руки – это ветки. Они тянутся, тянутся к солнцу. На них могут отдохнуть птицы и даже свить гнездо (поднимают руки вверх). Наши кулачки – это почки. Каждую весну наши почки раскрываются и появляются листочки. Как чудесно быть деревом! В летний зной давать прохладу и тень. А дунет легкий ветерок, и мы закачаемся влево вправо, чуть слышно переговариваясь между собой (раскачаются с поднятыми вверх руками).
- А скоро деревья вырастут.
- А теперь мы снова возвращаемся в школу природных наук. Мне хотелось бы вам напомнить, что деревья, кустарники и другие растения- это удивительное творение природы, недаром в народе говорят: "Растения-земли украшение". Я хочу предложить вам веселую игру "ЧТО РАСТЕТ В РОДНОМ КРАЮ". Сейчас я буду называть названия растений и кустарников, а вы выберите только те, что растут у нас. Если растут хлопайте в ладоши, если нет молчим. Итак, да-хлопок, нет - молчок.
ИГРА:
яблоня, груша, малина, мимоза,
ель, саксаул, облепиха, береза,
вишня, черешня, лимон, апельсин,
липа клен, баобаб, мандарин,
слива, осина, каштан, кофе,
рябина, платан, дуб, кипарис,
алыча, тополь, сосна, каланча!
Ребенку с ЗПР предлагается задание «Определи, где деревья». Из предложенных картинок, на которых изображены деревья и кустарники ребенок на мольберт прикрепляет, только картинки с изображением деревьев.
По завершению задания, ребенку с ЗПР задается вопрос, в ответе на который ему необходимо перечислить найденные деревья и назвать одним словом, т.е. обобщить понятие «деревья».
При неправильном выполнении задания, исправляются ошибки и проговариваются правильное выполнение.
Воспитатель: Молодцы ребята, никто не ошибся. В царстве растений много жителей. Самые большие-деревья, поменьше-кустарники. А какие самые маленькие?
Дети: Мхи, лишайники, грибы, травы.
Елочка. Да о деревьях и кустарниках вы знаете много, мне очень это приятно! А как называется место, где рядом друг с другом произрастают и травы, и кустарники, и деревья, где мы можем полюбоваться и насладиться всей красотой царства растений. (Лес)
Воспитатель: Да, ребята лес. А вы знаете, что у каждого животного есть свой дом в лесу? Я хочу вам предложить по играть еще в одну игру, она называется «Кто, где живет?». Помоги найти каждому животном свой домик проводя от животного к его домику дорожку. Проходите на свои места. Елочка и Умница, а хотите ли вы проверить свои знания?
Ответы героев. Дети садятся.
ИГРА «КТО, где живет?»
Воспитатель. Вы очень грамотные ребята, и знаете кто и где живет. А сейчас я предлагаю вам подойти ко мне. Внимание на экран.
На интерактивной доске появляются различные кормушки.
Воспитатель. Когда диким животным не хватает естественных кормов, к ним на помощь приходит человек. В местах, где численность животных превышает кормовые возможности угодий, подкормку зверей и птиц ведут в течение всего года.
Воспитатель: Ребята вы очень многое знаете. И я думаю, что вы сможете помочь эколятам. Защитники природы мне рассказали печальную новость,
в соседнем лесу случилось несчастье. Давайте узнаем, что там произошло!
(Фонограмма- звук пожара).
Умница: Как вы думаете, что здесь произошло?
Елочка: Почему это могло случиться?
Воспитатель. Ребята, почему после пожара лес умирает?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. От лесного пожара и дыма нечем дышать, дым закрывает солнце, огонь пробирается глубоко в землю и губит корни растений. Почву ничто не держит, ее уносят ветер и вода, образуются овраги. Все обитатели леса исчезают, гибнут.
Воспитатель. Ужасна картина погибшего леса! Но можем ли мы чем- то помочь лесу, чтобы он возродился?
Ответы детей.
Предлагают посадить новые растения, поселить животных.
Воспитатель. Что мы сделаем сначала, чтобы восстановить лес
Дети: посадим траву, появились насекомые, мелкие грызуны, появились насекомоядные птицы и хищники, выросли кустарники, деревья, появились звери и птицы, живущие на них.
IV этап. Рефлексивный.
Умница: Как вы думаете, какие правила необходимо соблюдать, чтобы помочь лесу. Елочка: Посмотрите, в лесу еще остались обгоревшие деревья, для восстановления леса потребуется очень много времени.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось, наше путешествие? А, что вам сегодня больше всего понравилось из путешествия? А какое доброе дело мы с вами сегодня совершили? Мне было очень приятно с вами путешествовать
Воспитатель: Да, ребята, мы, и только мы можем и должны помочь нашему родному краю стать чище и красивее, мы должны заботиться о ней. Воспитатель: (обращение к конкретным детям)
- …, что было самым легким?
-…, было тяжело?
-…, что тебе показалось самым сложным?
-…, а что ты запомнил?
-…, что было самым интересным?
-…, что тебе больше всего понравилось?
-…, а какое доброе дело мы с вами сегодня совершили. (Ответы детей)
V этап. Перспективный
(обращаясь индивидуально к 2-3 детям)
-…, кому ты сегодня хочешь рассказать о том, что ты сегодня узнал? (Ответы детей)
Ребята в уголке природы для вас подготовлены раскраски, которые. А сейчас мы с вами возвращаемся в нашу группу, давайте пригласим эколят к себе!
Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружно
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить
Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка- земля!
И будет она пышная,
Цвести, благоухать.
Природа наша русская.
Список литературы.
1. Ершов А. «О защите природы» [Электронный ресурс] // URL: http: https://www.stihi.ru/2006/11/03-2737 (дата обращения 10.12.2018 г.)
2. Орлов В. «Что нельзя купить?» [Электронный ресурс] // URL: http: http://lukoshko.net/orlov/orlov14.shtml (дата обращения 10.12.2018 г.)
3. «Певец русской природы- Михаил Пришвин» [Электронный ресурс] // URL: http: http://vokrugknig.blogspot.com/2018/02/blog-post_94.html (дата обращения 10.12.2018 г.)
4. План-программа образовательно- воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей / Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. – СПб: Акцидент, 1997. – с.221/ (Библиотека программы «Детство»)
Скачать вложение