Наша малая Родина
Автор: Сорокина Елена Владимировна, Вострилова Лидия Анатольевна, воспитатели; Захарова Яна Вячеславовна, инструктор по ФИЗО МБДОУ "Детский сад №121", г. РязаньКонспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста.
Данное занятие может проводиться с группой детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) в рамках программы по изучению окружающего мира.
Одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Знать историю своей малой Родины очень важно для человека. Без знаний прошлого трудно понять настоящее и предугадать будущее. Знания о своем родном крае, об исторических и духовных корнях помогут нам стать хранителями культурного наследия.
Реализуя данное направление, формируя патриотические чувства детей, нам следует сделать акцент на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре малой Родины.
Патриотизм – чувство, сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм также включает в себя чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, город, местность где родился и рос гражданин. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Воспитание чувств патриотизма является одной из главнейших задач в воспитании будущих граждан Российской Федерации.
Цели:
· Организовать образовательную деятельность детей, направленную на формирование у детей понятия «малая Родина», «семья».
· Создать условия для развития у детей таких качеств как, сочувствие, находчивость, любознательность, ответственность, и умение отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями.
· Способствовать пробуждению у детей патриотических чувств.
Задачи:
- Организовать:
1. Знакомство детей с понятием «Малая Родина».
2. Понимание значимости родственных отношений и систематизировать представление о семье, родителях.
3. Расширять словарный запас детей за счет существительных, прилагательных, глаголов и совершенствовать интонационно-выразительные навыки детей при чтении стихотворений.
4. Рефлексивная оценка результатов образовательной деятельности детей на занятии.
Словарь: учить понимать смысл образных выражений в загадках и пословицах.
Оборудование: картинка «Семейная фотография», фото детей, семейная фотография детей.
Предварительная работа: чтение сказок «Кукушка», «Айога», рассказы о природе, о Родине; беседы о семье, о городе Рязани, о своем микрорайоне, экскурсии и прогулки по своему микрорайону.
Ход образовательной деятельности:
I. Мотивационный этап
Дети встречают Незнайку, здороваются с ним.
Незнайка:
- Здравствуйте ребята! Я сегодня услышал от Знайки о «семье», «малой Родине», мне стало очень интересно, что же это такое и где же это находится. Может вы сможете рассказать мне подробнее и объяснить что же это все значит?
Воспитатель:
- Незнайка, ты всегда попадаешь в разные истории. Ты так мало всего знаешь, и поэтому тебя зовут - «Незнайка». Мы постараемся тебе помочь.
- Правда ребята? А как мы сможем помочь Незнайке?
Незнайка:
- Отлично! Спасибо ребята!
II. Ориентировочный этап
Воспитатель:
- Дети, для того чтобы помочь Незнайке, нам нужно отгадать загадки.
Ласково и нежно обнимает,
Лучшими словами в мире называет,
Самая красивая, самая родная,
Это же, конечно (мама) дорогая.
Кто в семье высокий, смелый,
Самый сильный и умелый? (папа)
Волосы седые, добрые глаза,
Всех внучаток любит (бабушка) моя.
Добрый, бородатый – это папин папа.
С внуками играет.
Кто ж его не знает? (дедушка)
Воспитатель:
- Ребята, а как мы можем назвать вместе одним словом маму, папу, бабушку, дедушку? ( ответы детей )
Воспитатель:
- Правильно, семья. Сейчас я предлагаю вам побеседовать на эту тему.
III. Исполнительский этап
Воспитатель:
- У нас есть семейная фотография (схематичная), давайте рассмотрим ее и расскажем, кто на ней изображен. (ответы детей)
Кто, кому и кем приходится в этой большой семье?
Сколько всего человек в семье?
Как, кто в семье называет друг друга?
Дедушка и бабушка называют детей внуками. А папа и мама?
Кто младший?
Кто с кем в каком родстве?
Воспитатель:
- Ну, понял, Незнайка, кто кому кем приходится.
Незнайка:
- Ох и сложно конечно, но кажется понял.
Воспитатель:
- Ребята, а теперь давайте рассмотрим фото ваших семей и поговорим о них подробнее.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какая у вас семья? (дружная, большая и т.д.)
А кого вы любите больше всего? Почему?
Как зовут маму, папу, братика, сестричку?
Какими делами занимаются взрослые?
Как отдыхают?
Что делают дети?
Кто о ком заботится? Как?
Как вы помогаете взрослым?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята, а как вы думаете, если мы будем помогать нашим мамам с домашними делами, то у них останется больше времени чтобы с вами поиграть? (ответ детей)
- Правильно ребята, ведь не зря говорят: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».
Воспитатель:
- Подскажите мне, а как вы понимаете пословицу: «При солнышке тепло, при матери – добро». (ответы детей)
Незнайка:
- Ребята, знаете я немного устал, может поиграем ?
Воспитатель:
- Правда, нужно немного отдохнуть! Давайте сделаем физкультминутку.
Воспитатель:
- Чтоб расти сильными и здоровыми мы будем заниматься физкультурой!
- Незнайка, делай упражнение с нами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
1,2 – выше голова
3,4 – руки шире
5,6 – можно и присесть
7,8 – лень отбросим и начнем сначала
Воспитатель:
- Дети, в какой стране мы живём?
- Мы живём в России — она одна на всех и мы её любим так же, как свою маму. Потому и говорят «Родина – Мать». Родина заботится о нас, а мы о ней. Взрослые работают, чтобы наша страна, наша Родина была ещё краше и богаче. А наши солдаты защищают её от врагов. Поэтому народ придумал пословицы о Родине.
Воспитатель:
- Кто знает пословицы о Родине? (ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята, а послушайте какие пословицы знаю я.
«Родина – мать, успей за неё постоять!»,
«Родина любимая, как мать родимая»,
«Бережём мы Землю Родимую, как мать любимую»
Воспитатель:
- Итак, Родина наша – это наша Россия! Это большая наша Родина. А мы с вами в каком городе живем? (ответы детей)
Воспитатель:
- Правильно! Рязань – это наша малая Родина — это дом, где мы живем. Улицы наши, наш детский сад, наша школа, наши парки и скверы. Мы все это любим и бережём, как свою родную, любимую маму. Поэтому мы сегодня и говорим о семье, о наших мамах, которые создают тепло, нежность, ласку. Мама, для каждого человека, большого и маленького — самое дорогое так же, как и наша Родина.
(Воспитатель читает рассказ)
«На улице заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит и ищет свою маму. Народ спрашивает у неё: - «Какая твоя мама?»
Девочка сквозь слёзы говорит: - «А разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!».
Воспитатель:
- Почему девочка так сказала?
- А что вы, ребята, можете сказать о своей маме? Какая она?
(заботливая, весёлая и т.д.)
- А кто кроме мамы вас ещё очень любит? (Бабушка, дедушка)
- О чём вы любите расспрашивать бабушку и дедушку?
- А они о чём вам рассказывают?
Воспитатель:
- Они уже старенькие, вы, дети заботьтесь о них, чтоб они не болели и жили подольше.
Воспитатель:
- Незнайка, а наши дети знают стихи о бабушке и дедушке, о маме, папе, о сестре и брате.» (дети читают стихи)
Воспитатель:
- Дедушки и папы проводят чаще всего время с мальчиками (сыновьями), а сыновья — любят помогать папам ремонтировать машины, забивать гвозди и чинить что – то. Многие мальчики мечтают стать такими же, как их папы. А папы этому очень рады. Хорошо, когда большая дружная семья. Есть сестрёнки и братишки. У кого-то есть старшая сестра, у кого-то младший брат. Ребята, а расскажите мне о своих близких и родных вам людях. ( ответы детей )
Воспитатель:
- Сегодня мы говорили о маме и папе, дедушке и бабушке, о братьях и сестрах, говорили о большой и дружной семье, о нашей России и о нашей малой Родине о родном крае, о Рязани.
Воспитатель:
- Незнайка, теперь ты узнал, что такое «Малая Родина», как дети любят своих родных и какие стихи они знают.
Незнайка:
- Да, я многому у вас научился. Спасибо, что мне всё рассказали. Я пойду в свою сказочную страну. До свидания.
Дети:
- До свидания. Приходи к нам ещё в гости!
(дети провожают Незнайку)
IV. Рефлексивный этап
Воспитатель:
- О чем мы сегодня говорили?
- Как вы думаете, смогли ли мы помочь Незнайке?
- Правильно ли мы объяснили ему понятия «семья» и «малая Родина»?
- Дети, было вам интересно? А Незнайке?
- А было нам с вами легко или может быть кому-то было трудно? А Незнайке?
V. Перспективный этап
Воспитатель:
- Ребята, с каждым днем наш город становится все краше и краше. Мы любим свою Рязань и гордимся ей. Как вы думаете, что хорошего вы сможете для нее делать, когда станете взрослыми людьми? ( ответы детей )
- Дети, а вы знаете что уже сейчас можете сделать наш город крепким и могучим, если будете любить своих близких и друзей, не будете ссорится.
Давайте все дружно скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка.»
Используемая литература:
1. Веракса Н.Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 333 с.
2. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Старшая группа. – М: Центр педагогического образования, 2016. – 176 с.
3. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа. – М: Центр педагогического образования, 2016. – 176 с.
4. Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно – исследовательской деятельности. - Волгоград: Учитель, 2015. – 116 с.
5. МулькоИ.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7. – М: Творч. центр Сфера, 2004. – 95 с.
6. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2004. – 252 с.
7. Шорышка Т.А. Общительные сказки. – Москва: Книголюб, 2006. – 79с.
8. Гербова В.В., Ильчук Н.П. Книга для чтения в детском саду и дома. – Оникс-Лит, 2014. – 288 с.
9. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – Москва «Просвещение», 2009. – 24 с.
Скачать вложение