Научные основы процесса формирования активного словаря у детей раннего возраста
Автор: Лукашова Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 138", г. РязаньАктуальные проблемы:
- Выявление механизмов формирования активного словаря у детей 2 – 3 летнего возраста;
- Определение наиболее важных факторов, влияющих на развитие активного словаря детей раннего возраста.
Аннотация: Любая задержка в становлении речи ребенка, неважно что будет являться первопричиной – скудный запас слов-названий и слов-понятий или элементарное непонимание речи собеседника, снижает коммуникативные навыки. В данной статье раскрывается важность развития активного словаря, как части психического и умственного развития, описываются механизмы формирования активного словаря детей двух – трехлетнего возраста.
Ключевые слова: педагогика, словарь ребенка, активный словарь, формирование активного словаря у детей раннего возраста.
Lukashova E.V.
Scientific basis of the process of forming an active dictionary in young children
Actual problems:
- Identification of the mechanisms of formation of the active dictionary in children 2-3 years of age;
- Identification of the most important factors affecting the development of an active dictionary of young children.
Abstract: Any delay in the formation of the child's speech, no matter what will be the root cause – a meager supply of words-names and words-concepts or an elementary misunderstanding of the interlocutor's speech, reduces communication skills. This article reveals the importance of the development of active vocabulary as part of mental and mental development, describes the mechanisms of the formation of active vocabulary of children two to three years of age.
Keywords: pedagogy, the child's vocabulary, active vocabulary, the formation of active vocabulary in children of early age.
Все начинается со слова. Формирование словаря у детей раннего возраста является незыблемой основой для последующего речевого, а, следовательно, также и умственного развития. Любая задержка в процессе становления речи, будь то плохое понимание того, что говорят собеседники, либо скудный запас слов-названий и слов-понятий, снижает коммуникативные навыки, и даже в какой-то мере изолирует ребенка в социуме. Такие познавательные процессы, как восприятие, мышление, память воображение, непосредственно связаны появлением самых первых слов ребенка. Поэтому отставание в развитии речи зачастую ведет к задержке и психического развития. Бывают случаи, когда данная проблема связана с причинами, скорректировать которые могут лишь врач либо логопед, но стоит отметить, что чаще всего причина кроется в недостаточном внимании окружающих взрослых к развитию ребенка.
Изучению формирования словаря у детей раннего возраста посвящены многочисленные работы, как отечественных, так и зарубежных педагогов, психологов и лингвистов: Л.С. Выготского, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Ф.А. Сохиной и т.д. Их исследования создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач по формированию детей раннего возраста.
Современная методика формирования словаря предполагает целенаправленную педагогическую деятельность, направленную на освоение словарного состава родного языка, выраженного словарем.
Словарь – это совокупность основных единиц речи (слов), предназначенных для обозначения предметов, признаков предметов и действий в окружающей действительности [15]. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
При изучении словаря, следует учитывать, что он бывает двух видов – активный и пассивный. Отличие заключается в том, что если пассивный словарь является частью языка, понятной ребенку и зависящей от возраста и психических особенностей ребенка, то активный словарь – часть словарного состава языка, свободно употребляемая в речи в повседневной жизни ребенка.
Активный словарь в первую очередь предназначен для обозначения лишь тех предметов и явлений, которые доступны понимаю ребенка. В связи с чем, стоит говорить, что развитие представлений ребенка об окружающем мире влияет на развитие лексики, т.е. пассивный словарь первичен [16].
Словарь дошкольника на третьем году жизни активно пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.
С появлением первых слов ребенка связывают такие сложные психические процессы, как восприятие, мышление, память, воображение, поэтому значительную роль сперва в предварительной, а затем и в формирующей активный словарь работе стоит уделять психическому развитию. Данные разносторонних современных психологических и психолингвистических исследований, несмотря на свою многогранность и разносторонностью, сводятся к тому, что речевую деятельность ребенка предвосхищают два процесса – речевое общение со взрослым и неречевая деятельность самого ребенка. Речевое общение на начальном этапе во многих понятиях сводится к элементарному разговору, можно даже сказать монологу, взрослого, тогда как неречевая деятельность ребенка подразумевает предметную деятельность, направленную на расширение связей с окружающим миров через чувственное восприятие [14].
Предметная деятельность ребенка предшествует, а после сопутствует речевому общению.
В процессе совершения предметных манипуляций наполняется пассивный словарь. Ребенок в силу наглядно-действенного образа мышления овладевает названиями лишь тех предметов, их свойств и качеств, а также явлений, которые входят в его прямую зону деятельности. В возрасте двух лет возникает потребность обозначить словесно знакомые и доступные пониманию объекты и явления – происходит превалирование активного словаря над пассивным.
Некоторые исследователи, например, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [9;10] связывают развитие активного словаря непосредственно с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и с развитием основных компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи, с другой. Освоение окружающего мира ребенком осуществляется в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через непосредственное общение со взрослыми.
Первоначальной и главной функцией речи ребенка является функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер. Н.В. Серебрякова [8] подчеркивает, что гармоничное развитие речи детей определяется не только непосредственным обогащением словаря в ходе речевой деятельности взрослых и их непосредственного общения с ребенком, но и неречевой, предметной деятельностью самого ребенка, т.е. расширением его связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие.
Учитывая выше описанные данные, можно утверждать, что развитие активного словаря во многом зависит от такого фактора как социальная среда воспитания. Определяется это значительным колебанием уровня я словарного запаса детей одной и той же возрастной категории в зависимости от социального уровня семьи [9]. Уровень качества общения с ребенком в значительной мере определяет, как4 усваиваются и понимаются воспроизводимые взрослым слова. Особенно заметно это становится в период от двух до трёх лет, когда ребенок начинает реализовывать свой багаж пассивного словаря в речи. Этот э\тап развития активного словаря характеризуется воспроизведением знакомого слова соответствии с его соотнесением с непосредственным предметом, который оно обозначает [12]. Только приблизительно к трём годам этот процесс завершается, и предметная соотнесенность слова приобретает достаточно устойчивый характер, то есть ребенок может говорить о том, чего нет в поле его зрения. Далее формирование активного словаря происходит по типу уточнения значения слова, когда ребенок может назвать предмет по описанию его признаков [16].
Отдельным моментом стоит отметить, что в возрасте 2 – 3 лет для ребенка важно интонационное сопровождение слов, которое зачастую перемежается с активной жестикуляцией. Эмоциональная окраска слова усиливает его значение, а как следствие оно эффективней включается в активный словарь.
Формирование активного словаря происходит не только по типу уточнения значения слова, но и по развитию структуры значения слова. Значение слова развивается в процессе онтогенеза, и цитируя Л.С. Выготского [2, 12]: "Всякое значение слова. представляет собой обобщение. Но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово. развитие слова не закончилось, оно только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий". Таким образом, развитие связи между языковыми знаками и действительностью представляется главным процессом формирования речевой деятельности в развитии активного словаря детей раннего возраста.
Процесс формирования активного словаря у детей в период от двух до трех лет характеризуется растяжением значения слова, что означает перенесение названия одного знакомого предмета на ряд других, которые могут быть связаны с ним по типу ассоциаций. Ассоциации осуществляются по целому ряду общих признаков – форма, размер, материал, звучание самого слова и даже вкусовые качества. Ребенок 2 – 3 лет может назвать одним словом и предметы, имеющие общее функциональное назначение. Только по мере развития активного словаря растяжение значения слова постепенно сужается. Объясняется э\тот процесс просто – по мере общения со взрослым происходит дальнейшее накопление пассивного словаря, что позволяет ребенку уточнять значение слова и корректировать правильное употребление. Поэтому мы говорим, что в процессе формирования активного словаря происходит изменение смысловой структуры слова, система связей обогащается и обобщение групп слов производится по более высокому типу [2].
Лексическое значение слова в период раннего детства развивается в двух аспектах: смысловом и системном [12]. Если развитие смыслового значения слова было затронуто выше, то системное развитие стоит уточнить. Системное развитие значения слова определяет систему логических связей, которые определяют включение каждого конкретного слова в иерархию понятий [2]. Данный механизм отличается изменениями системы психических процессов, стоящих за данным словом. В период раннего детства в системном значении слова ведущую роль играет аффективный смысл, который уступает место наглядному опыту и памяти в дошкольном возрасте, когда у ребенка появляется возможность воспроизвести определенную ситуацию. И опять большое влияние оказывает социальная среда воспитания [1].
Таким образом, проанализировав научную педагогическую литературы и результаты педагогических исследований, мы можем говорить, что формирование активного словаря – это процесс преобразования пассивного словаря ребенка в речь.
Развитие активного словаря происходит по двум аспектам:
- уточнение значения слова;
- определение системного значения слова в системе логических связей.
На формирование активного словаря влияют три фактора:
- предметно-манипулятивная деятельность ребенка;
- общение со взрослыми людьми;
- социальная среда воспитания.
Чем качественней общение взрослого и ребенка, чем богаче его социальный опыт, тем эффективней происходит формирование активного словаря ребенка раннего возраста.
Литература.
1. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М., 1948г.
2. Выготский Л.С. Развитие устной речи. // Детская речь. - М., 1966. Ч.1. С.51-78.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология. - М., 2000.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: 1961.
5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников // Дети с ОНР (Кн. для логопеда - 2-е изд.) - М., 1985. С.55-78.
6. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод. пособие. М: Соц-полит. журн., 1994г.
7. Захарова А.В. К вопросу о развитии грамматического строя у детей дошкольного возраста. - М., 1955.
8. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей // Усвоение ребенком родного языка. - СПб., 1995.
9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб, 2003.
10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - СПб., 2004.
11. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. Л., 1941.
12. Логинова В.И. Формирование словаря /Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984.
13. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет. - СПб.: КАРО, 2004.
14. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: ТОО "Гринго", 1995.
15. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М., 1966.
16. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического и грамматического строя речи // Методы обследования нарушений речи у детей. - М., 1982.
17. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников // Развитие речи и речевого общения дошкольников/ Под ред.О.С. Ушаковой. - М., 1995. - С.21-25.
18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М., 1981.
19. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб., 1997.
20. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. - 2004. - №5. С.7-14.
21. Ушакова О.С. Придумай слово. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
Скачать вложение