Некоторые вопросы обучения детей письму и чтению
Автор: Гусева Елена Владимировна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №79», г. РязаньКонсультация для родителей.
Когда начинать обучение грамоте?
Некоторые родители считают, что обучение грамоте можно отложить до школы.
Но в первые месяцы учебы в школе на ребенка обрушивается новый мир отношений со взрослыми и сверстниками. Школа заставляет маленького человека найти и освоить новое место не только в классе, но и в жизни, усвоить новые формы поведения, новые обязанности, новый режим. Трудно переоценить серьезность этих перемен. И если ко всем школьным новостям прибавится еще и знакомство с письмом и чтением, то ребенок может просто не успеть что-то освоить.
Чаще всего страдает именно чтение. А в результате неважные отметки, накапливающееся недовольство учителя и домашних (а их оценка так важна для душевного благополучия ребенка!) И едва ли не самое печальное – возможная непопулярность у одноклассников, для которых школьная успеваемость надолго становится мерой человеческих достоинств ученика.
Уважаемые родители!
Обучение ребенка грамоте – дело непростое, требующее терпения, времени, а также некоторых специальных знаний.
Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками звукового анализа и синтеза слов.
Без умения соединить звуки в слоги и слова, выделять звуки из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать.
Прежде чем обучать ребенка, давайте вспомним некоторые сведения о звуках русского языка.
Начнем с гласных звуков.
Гласный звук –это такой звук, который произносится одним голосом, поэтому он и называется гласный (от слова голос, глас). Произнесите с ребенком гласные звуки:а о у э ы и. Напомните ему, что при произношении гласных звуков никакие речевые органы не соприкасаются между собой; воздух, который выходит изо рта, не встречает преграду, выходит свободно. Рот всегда открыт и только губы принимают немного разную форму. Все гласные звуки обозначаются фишкой красного цвета.
Итак, гласные звуки произносятся одним только звуком голоса. Их можно тянуть, даже петь. Поэтому они и образуют слоги. Слог – это часть слова с гласным. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Дети часто путают понятия «слог» и «слово». Поэтому, идя из детского сада, поиграйте в игру «Что я назвала: слог или слово?» Называйте в разбивку слова и слоги: ла, дома, дорога, до, га, небо и т.д. И каждый раз интересуйтесь: «Слог это или слово?» Напоминайте: «Слог – это часть слова с гласным».
Чтобы узнать количество слогов в слове, я учу прикладывать руку к подбородку так, чтобы между ладонью и подбородком можно было бы просунуть пальчик. При произнесении гласных звуков рот открывается шире и подбородок упирается в ладонь. Посмотрите, как это делаю я. Попробуйте сами. Правило такое: «Сколько в слове гласных, столько и слогов». Заучите это правило с детьми, когда идете домой из детского сада. На занятиях я знакомлю детей с тем, что один гласный может быть слогом, а один согласный – нет. Поделите слово осы на слоги вместе с ребенком и объясните ему это. На гласный звук всегда падает ударение: звук, на который падает ударение в слове, называется ударным. По опыту работы я знаю, что дети иногда называют согласные ударными. Предостерегайте их от этого. Мы выделяем в слове ударный слог или ударный гласный. А научить ребенка выделять ударные гласные легче всего в игре: «Позови». Напомните малышу, как вы его окликаете, когда он загулялся во дворе или далеко убежал в лесу: «Коооля!» (но ни в коем случае не скандируйте Ко-ля!) После этого скажите, что все куклы и зверята, которые есть у вас в доме «разбежались в лесу». И помогите ребенку позвать их правильно: так, чтобы голосом ударить на самый громкий – гласный звук в слове. А потом поясните: «Тот звук, который я произношу с большей силой голоса - ударный». Поупражняйтесь дома в определении ударной гласной в игре «Позови».
Гласные буквы е ё я ю могут обозначать один звук и два звука.
звук один |
два звука |
После согласных звук один |
в начале слова (яблоко, ель, ёжик) после гласной (моя, поел, поет) после Ъ и Ь (объявление, съел, пьет, лью) |
я - [а] е - [э] ё - [о] ю -[у] |
я - [йа] е - [йэ] ё - [йо] ю -[йу] |
Согласный звук – это звук, который произносится при участии каких-нибудь речевых органов (языка и зубов, губ, губы и зубов).
Скажите ребенку, что согласные так называются, потому что в слове всегда идут вместе с гласными. Перечислите ребенку согласные звуки. Обратите внимание малыша на то, что согласные звуки произносятся четко и отрывисто, поскольку воздушная струя встречает препятствия в ротовой полости – зубы (з, с, ц), губы (м, б, п), язык (ш, р, г), губы и зубы (в, ф).
Выучите с ребенком правило:
Если воздух, который выходит изо рта, встречает преграду, то образуется согласный звук. Его мы произносим коротко, отрывисто.
Если нет преграды воздуху, выходящему изо рта – воздух выходит свободно и звук можно пропеть – это гласный.
Необходимо обратить внимание на следующее: когда ребенок будет произносить согласный звук, он должен произносить его так, чтобы вслед за ним не появилось призвука какого-нибудь гласного звука (например, вместо [п] - [пэ]), так как это будет затруднять звуковой анализ слов и чтение. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки и соответствующие буквы одинаково – т.е. так, как звучит звук. Называние буквы должно полностью совпадать со звучанием звука (т.е. буква Р должна называться не [рэ], а [р]).
Если у ребенка закрепится навык называния согласных букв с призвуком гласной, малыш начинает читать и писать слово, подставляя не существующие в нем звуки, а на письме – буквы.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, глухие и звонкие.
Согласные звуки делят на твердые и мягкие. Например, в слове кон [н] – твердый согласный, а в слове конь [н´] – мягкий согласный. Мягкий согласный обозначается фишкой зеленого цветом. Твердый согласный обозначается фишкой синего цветом.
Запомните:
звуки [ш], [ж], [ц] – всегда твердые
звуки [й], [ч], [щ] – всегда мягкие
все остальные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими:
[к]-[к'] [т]-[т'] [м]-[м']
Если после согласной стоят и е ё ю я, то согласные смягчаются. Они всегда смягчают впереди стоящую согласную (кроме всегда твердых [ш], [ж], [ц]).
Глухость или звонкость согласного можно определить, если положить ладонь на горло и произнести звук. Вот так. Попробуйте сами. Я учу детей: «Если горлышко дрожит, голосок звенит в горлышке – значит это звонкий согласный. Если голосок «спит» - это глухой согласный».
Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.
Буква – это знак звука. Детям я иногда говорю: «Буква – это изображение, фотография звука». Буква – то, что мы пишем, видим и читаем.
А звук – это то, что мы произносим и слышим. Не забывайте об этом и сами приучайте детей различать звук и буквы.
Изучив звук, я сразу же знакомлю детей с графическим его образом – буквой. Вводя буквы, я даю только их печатные образцы. Начертанию письменных букв детей учат в школе.
Показав букву, я на занятиях постоянно задаю вопрос: «На что похожа буква?» Дети высказывают свои предположения, а я потом знакомлю их с тем, как эту букву изобразил художник и читаю стихи о ней. Предложите ребенку изобразить собой букву Р. Встаньте и попытайтесь это сделать. А вот так мы изображаем букву Ф. Руки в бока и ноги вместе. А чтобы изобразить букву М, нужно встать в пары.
Если у ребенка возникают трудности в запоминании зрительного образа буквы, рассмотрите букву, попросите обвести ее пальчиком, предложите сконструировать букву из палочек, ниточек, фасолин, горошин; дописать недостающие элементы, вылепить букву из пластилина, теста. Важно уделить достаточно времени изучению оптического образа каждой буквы, чтобы ребенок четко помнил и понимал, как выглядит буква, из каких элементов состоит и в какую сторону повернута буква. Многие дети путают похожие по написанию буквы, переворачивают буквы при написании, пишут их как бы «зеркально». Исправлению этого недостатка поможет игровое упражнение «Зеркальные буквы». Напишите ряд из правильно и зеркально написанных букв: С, Р, Е, И, К, Г, З, Б, В, Ю и попросите зачеркнуть неправильно написанные.
Как научить ребенка читать правильно?
Первое: произносить буквы так, как произносится звук б-б, а не бэ, р-р, а не эр.
Второе: учите ребенка читать сразу слитно весь слог, а не читать сначала буквы в слоге отдельно, а уже потом повторять этот слог целиком. Не допускайте чтения по буквам.
Третье: если слог закрытый – гласная и согласная, например АП, то первую гласную можно тянуть, пока внимание ребенка не обратится на следующую букву – таким образом, слог не обрывается, а читается слитно: АААП.
Четвертое: особенность обучения чтению открытых слогов такова: чтобы правильно прочитать согласную букву, надо сначала взглянуть на последующую гласную букву, потом перевести взгляд снова на согласную букву и слитно прочитать слог. Если после согласной стоят гласные буквы, смягчающие впереди стоящую согласную такие как и я ё е ю, то читать надо мягко: пи, ки, тя.
Выучите с ребенком правило в стихах, которое висит в логопедическом уголке:
Буква И прекрасная
Смягчающая гласная.
Коль за согласною стоит,
Её погладит и смягчит.
В последующем и про другие смягчающие согласные вы увидите там же такие стихи.
Чтобы научиться писать, необходимо научиться выделять в слове отдельные звуки. Учите ваших сыновей и дочерей интонировать, то есть выделять голосом, протягивать заданный звук или все звуки в слове. Когда ребенок уже хорошо научился определять первый и последний звуки в слове, определять место звука в слове, можно переходить к выделению звуков в коротких словах. Игра «Назови первый, второй, третий звуки в слове» (а в дальнейшем и четвертый и т.д.)поможет детям в дальнейшем правильно писать слова. Слова сначала берите простые: ах, ох, он, ты, вы, нос, мак, бок, лук. Затем посложнее: лапы, соки. Если ребенок затрудняется выделить второй звук в слове, нарисуйте полоску с клеточками по количеству звуков в слове и попросите проинтонировать, протянуть каждый звук. На ходу, идя в детский сад или возвращаясь из него, стоя на остановке или ожидая, когда закипит чайник, можно поиграть в игры: «Назови последний звук в слове», «Назови гласный в середине слова» (в таких словах как сыр, ток, суп, рак и т.д.), «Скажи, сколько звуков в слове», «Произнеси слово по звукам». В этой игре взрослый произносит слово обычно - слитно, а ребенок – раздельно. (СЫН: С|Ы|Н)
Уважаемые родители!
Главное, что вы должны понять, это то, что чем ответственнее вы отнесетесь к логопедическим занятиям с ребенком дома, тем легче ребенку и вам будет в школе.
Библиография
1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г. А. «Учимся читать и писать» - М., 1994.
Скачать вложение