НЕЙРОЛОЖКИ: приемы игры на музыкальных ложках как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста
Автор: Русанова Анна Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №4 «Улыбка», г. Скопин Рязанской областиАннотация
Статья рассматривает приемы игры на нейроложках — соединенных попарно алюминиевых ложек — как средства развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста. Автор основывается на исследованиях А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной, О. А. Захаровой и др. ученых, которые доказывают положительное влияние нейроигр на развитие межполушарных связей у детей. В статье рассматриваются преимущества игры на нейроложках, включая улучшение слухового восприятия, координации движений и повышение быстроты реакции. А также приводятся методические приемы игры на нейроложках, разработанные автором.
Ключевые слова: нейроложки, межполушарные связи, нейроигры, приемы игры на нейроложках, развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Теоретическая основа нейропсихологического подхода в работе с детьми была разработана А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной и другими исследователями [3]. Они утверждают, что деятельность головного мозга наиболее эффективна тогда, когда полушария хорошо взаимодействуют между собой и активно обмениваются информацией [4]. Захарова О. А. пишет, что нейроигры могут способствовать развитию межполушарных связей у детей дошкольного возраста [2].
Обучение с использованием ритмических закономерностей является очень важным в современных условиях, когда многие дети имеют недостаточную физическую активность. Они часто испытывают трудности с передачей ритма песни, движением под музыку и другими ритмическими активностями. Музыка активизирует эмоциональную и творческую сторону правого полушария, тогда как ориентация в ритме и структуре требует аналитического мышления, характерного для левого полушария.
Участие в музыкальных занятиях может способствовать развитию пространственных функций дошкольника. А использование музыкальных нейроигр на музыкальных занятиях помогает формированию новых нейронных связей [5]. Одним из инструментов для нейроигры являются нейроложки.
Нейроложки — это инструмент, созданный для того, чтобы помочь детям развивать навыки во время игры и музицирования. Он состоит из двух алюминиевых ложек, которые соединены между собой черенками и образуют пространство между черпаками [1]. (Приложение 1.)
Игра на нейроложках — это увлекательный и эффективный способ развития способностей у детей дошкольного возраста. Ее преимуществами являются развитие слухового восприятия, совершенствование координации движений, повышение быстроты реакции и развитие мелкой моторики при исполнении музыки. Игра на нейроложках развивает и способность ребенка анализировать и понимать различные свойства музыкального звука, такие как длительность, сила, высота и тембр [1].
Дошкольники учатся познавать мир через творческую деятельность, развивают свое слуховое восприятие и музыкальную память. Игра на ложках позволяет им активно взаимодействовать со звуками, создаваемыми инструментом, и улучшать свои навыки в музыкальной интерпретации.
Одним из главных преимуществ игры на нейроложках является развитие координации движений. Для того чтобы играть на ложках, дети должны научиться контролировать движения своих рук и пальцев, чтобы правильно ударяться ложками и создавать определенные звуки. Это требует от них сосредоточенности и точности движений, постепенно улучшающих их моторные навыки и координацию движений.
Быстрота реакции — еще одно важное умение, которое развивается при игре на нейроложках. Музыкальные ритмы требуют от детей быстрого и точного реагирования на изменения звуков и темпа. Они должны быть готовы настраиваться и соответствовать новым ритмам, следуя требуемому темпу игры.
Игра на нейроложках предоставляет детям возможность познакомиться со свойствами музыкального звука. Они учатся распознавать и различать разные характеристики звука, такие как его длительность, сила, высота и тембр. Дети анализируют эти свойства и соотносят их с разными движениями и нажатиями на ложки, чтобы создать конкретный звук. Такая практика развивает их аналитическое мышление и способность самостоятельно рассуждать и интерпретировать музыку.
Игра на ложках предлагает детям не только развить свои индивидуальные навыки, но и выступить в коллективе. Они могут играть на нейроложках вместе с другими детьми. Это помогает им научиться слушать и сотрудничать с другими детьми. Коллективное музицирование стимулирует творческую инициативу и укрепляет чувство приобщенности к группе.
Нейроложки используются педагогами в различных видах музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста. Процесс обучения игре на нейроложках уместнее всего вести среди детей от четырех лет. Обучение должно идти от простого к сложному: от одной соединенной пары нейроложек до двух [2].
Ритм играет огромную роль в развитии музыкальных способностей детей. Его эмоциональная природа позволяет детям выразить свои чувства и эмоции через музыку. Использование различных шумовых инструментов в том числе и нейроложек, в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста способствует развитию их слухового восприятия и понимания различных ритмических, динамических и тембровых соотношений. Начать лучше всего с простейших ритмов, постепенно усложняя его или дополняя занятие новыми элементами, в том числе и танцевальными.
Очень хорошо воспринимаются дошкольниками ритмические упражнения, основанные на фольклорных элементах:
Раз-дава-три, - мы играем до зари.
Чок-чок-чок-чок, есть у ложки черпачок,
Чок-чок-чок-чок, есть у ложки черенок.
Раз-два-три-четыре-пять, ложками стучим опять.
Можно использовать следующие приемы:
1. Предложите детям ударять одной ложкой о другую.
2. Предложите детям ударять ложками по различным предметам или поверхностям, таким как деревянный стол или пластиковая коробка. При этом они должны обратить внимание на различные звуки, которые они создают, варьируя силу и место удара ложками.
3. Предложите детям ударять одной ложкой то по черенку, то по черпачку другой ложки, меняя тон.
4. Попросите детей создать простые ритмические удары, используя нейроложки. Они могут играть поочередно или одновременно.
5. Задайте конкретный паттерн или последовательность ударов для детей. Они должны повторить этот паттерн, используя нейроложки. Увеличивайте сложность паттернов по мере продвижения в упражнении. Это развивает у детей память, внимание и способность следовать инструкциям. (Приложение 2)
6. Предложите детям играть на нейроложках совместно с другими детьми, использующими маракасы, бубны или ксилофон. Они могут играть в соответствии с общим ритмом или создавать собственные вариации, чтобы обогатить звуковую палитру. Это упражнение помогает детям слушать других участников и взаимодействовать в музыкальном ансамбле.
7. Предложите детям использовать нейроложки во время танцев. Они могут играть на них, двигаясь в соответствии с ритмом музыки или создавая собственные танцевальные движения. Это упражнение сочетает в себе музыкальность и физическую активность, способствует развитию координации движений и эмоционального выражения.
Выводы:
Игра на нейроложках способствует развитию чувства ритма, слухового и восприятия, координации движений, быстроты реакции у детей дошкольного возраста. Она также позволяет детям развивать коммуникативные навыки.
Обучение игре на нейроложках рекомендуется начинать с детей от четырех лет и постепенно усложнять задания.
Отдавая приоритет игре на нейроложках в развитии межполушарных связей, мы способствуем формированию у детей дошкольного возраста более комплексных и гибких мыслительных структур, что является основой для их будущего развития.
Список литературы:
1. Досманова С.П. Нейроложки. Приемы игры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста. –URL: https://www.maam.ru/detskijsad/samobrazovanie-neirolozhki.html (Дата обращения: 03.03.2024). – Текст: электронный.
2. Захарова О.А. Межполушарное взаимодействие, как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста. URL: https://uabcdo.rh.muzkult.ru/media/2020/08/18/1256351854/Zaxarova_O.A.pdf (дата обращения: 03.03.2024). – Текст: электронный.
3. Исаева, Г.И. Влияние разных видов деятельности на развитие межполушарных связей у детей / Г. И. Исаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 126-129. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86674/ (Дата обращения: 4.03.2024).
4. Хомская, Е.Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. — 4-е изд. — СПб: Питер, 2005. — 496 c. — Текст: непосредственный.
5. Цветков А.В., Кушнир И.С. Нейрологопедия: к определению понятия // Символ науки. 2021. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyrologopediya-k-opredeleniyu-ponyatiya (Дата обращения: 03.03.2024)
Полный тест статьи с приложениями во вложении (pdf 215KB)
Скачать вложение