Обитатель Окского заповедника
Автор: Жук Светлана Александровна, воспитатель; Романова Елена Александровна, воспитатель; Салангина Наталья Викторовна, учитель-логопед; МБДОУ "Детский сад № 121" г. Рязань
Комплексное занятие по экологии, речевому развитию и конструированию в подготовительной к школе группе.
Цель - организовать познавательно- речевую деятельность, направленную на понимание детьми важности бережного отношения к природе.
Задачи:
- Организовать познавательно – речевую деятельность, направленную на отработку первичных умений способов словообразования (суффиксальный способ словообразования, сложение основ), подборку слов к звуковой схеме; подбор пар антонимов, предложений по образцу и выполнение ритмичного рисунка по заданному примеру.
- Организовать практическую самостоятельную деятельность детей по конструированию из бумаги в технике оригами, направленную на развитие мелкой моторики и глазомера.
- Создать условия для знакомства детей с «аистом», его отличительными особенностями.
- Создать условия для понимания детьми зависимости сохранности птиц от деятельности людей.
- Создать условия, способствующие развитию координации речи с движением и операций мышления.
- Создать условия, способствующие организации рефлексивной оценки и подведению итогов занятия.
Программное содержание:
Тетушка-сказительница. - Здравствуйте, дети! Я тетушка – сказительница. Вы любите сказки? Сегодня я расскажу вам об одной птице, а о какой догадайтесь сами.
Это старый наш знакомый
Он живет на крыше дома
Длинноногий, длинношеий,
Он шагает гордо тут, догадайтесь, как зовут? (аист)
Я вам принесла картинки птиц, но что-то напутала, где же тут аист? (аист, голубь, лебедь, утка)
Как вы догадались? (У него длинные ноги).
У аиста длинные ноги, значит он (какой?) – длинноногий.
А еще у него длинная шея, значит он …(длинношеий).
- Чем питается аист? (Любимая пища аистов мелкие водные животные, рыбы и лягушки).
- Как вы думаете, почему у него такой внешний вид? (Чтобы можно было найти пищу на мелководье).
- Для чего аисту нужны такие ноги? Для чего у аиста такой клюв?
- Верно, но не только. Сильная эта птица, большая, может и мышонка поймать на поле и больного зайчонка, зернышком такая птица не наестся.
Тетушка-сказительница - Устали детушки мои, давайте покажем аиста.
Физкультминутка
«Аист»
(координация речи с движением)
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
(Шаги на месте, руки держать произвольно.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
(Руки над головой в замке, как крыша домика).
Тетушка-сказительница – Молодцы! Ну да ладно, продолжу дальше свой рассказ.
Прилетел однажды из теплых краев аист (Показ презентации. Слайд №1) и решил он построить дом. А как называется жилище, дом птиц? (Гнездо).
Для чего птицам нужны гнезда? (Это их дом, в них они откладывают яйца и высиживают своих птенцов). (Слайд №2)
А где строить? Пробовал на земле, а здесь лисица хитрая рыщет, или зверь может разорить. Гнездо-то знаете какое? Покажите руками – вот какое (руки в стороны).
Ходил, ходил аист, да решил на дереве построить. Дерево скрипит от тяжести, ветер его качает, того и гляди – упадет гнездо.
Тогда аист построил гнездо свое на крыше дома и не пожалел. Увидел хозяин и обрадовался.
Аист на крыше – счастье в доме. У кого аист поселится, значит у того скоро в доме появится малыш.
А давайте и мы найдем, в каком гнезде поселится наш аист.
Звуковая схема
Подбор слова «аист» к звуковой схеме. (Слайд №3)
На экране изображены 3 гнезда, на которых нарисованы звуковые схемы. Необходимо подобрать схему , которая соответствует слову «аист».
А |
И |
С |
Т |
С |
О |
В |
А |
Г |
Р |
А |
Ч |
Дети объясняют свой выбор.
- Какой первый звук? (второй, третий, четвертый). Дети дают характеристику звука.
- Назовите сколько слогов в слове «аист»?
Упражнение на подбор антонимов
Вышла курочка во двор погулять, увидела аиста. Аист большой, а курочка - …(Слайд № 4). У курочки клюв короткий, а у аиста…, у аиста ноги…, а у курочки… Рада курочка такому соседу. Птица большая, строгая, побоится злой ястреб во двор прилететь, да цыпленка украсть.
Упражнение по отработке ритмической стороны речи
(работа с музыкальным инструментом –трещоткой)
И аист наш обжился, стал приглядывать себе невесту. Стоит в гнезде, да вот беда-клюв у аиста длинный, а голоса нет ( показать щипцы). Как же аисту песню спеть, подругу позвать? Верно, клювом постучать. Стал аист петь громко, на всю деревню, как трещотка стучит. Хотите попробовать? Идите да выберите себе инструменты, чем можно песню аиста спеть.
(Детям предлагаются на выбор различные музыкальные инструменты. Среди них нужно выбрать трещотку.) Дети исполняют музыку по схеме (Слайд №5).
1) _ _ .. _ _ ..
2) __... __... __...__
Услышала самка аиста ту песню, прилетела, стали они вместе жить. Снесла самка яички. Через 33 дня вывелись у них птенцы (Слайд №6).
Как называются птенцы аиста? (аистята). Ухаживали за ними мама (как зовут маму?) и папа – аист, кормили, водички давали.
Дидактическая игра «Накорми птицу»
(согласование существительных в Творительном падеже)
У нас на столе разложены картинки с изображениями корма животных и птиц. Ребята, выберите корм для аистов.
А теперь составьте предложение по образцу: « Я накормлю аистов…(лягушками, …мелкими водными животными, … рыбой, …змеями, …саранчой)».
Тетушка-сказительница. Стали аистята расти, стали с родителями сами летать на болото. Давайте поиграем.
Пальчиковая гимнастика
«Аист»
Пальчики – головка, ладошка – крылышки.
Аист-мама, аист-папа
Гнёздышко на крыше свили,
Аистёнка-малыша
С клювика кормили.
Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.
Тетушка-сказительница. Через 70 дней выросли аистята, встали крепко на крыло, да полетели в теплые края, в далекую Африку.
Давайте сделаем летящего аиста.
Оригами «Аист»
Тетушка-сказительница.
Почему птицы строят свои гнезда в укромном месте? (чтобы сохранить кладку яиц и уберечь птенцов от врагов).
Кто может разорить птичьи гнезда? (Птичьи гнезда могут разорить злые люди, а яйца или птенцов могут съесть звери, хищные птицы).
Как можно помочь сохранить птиц?( В заповеднике).
Что же такое заповедник? ( Заповедник – охраняемая территория, на которой оберегаются и сохраняются в нетронутом виде редкие животные, растения...)
У нас в Рязанской области есть Окский заповедник (Показать на карте. Слайд №7). Здесь выращивают птиц, в том числе и аистов, чтобы их было много, и они приносили счастье людям.
Давайте поселим в заповедник наших аистов (на столе находится макет заповедника).
Тетушка-сказительница
Какие вы молодцы! Вот и поселили мы наших аистов в заповедник.
А что вы сегодня узнали нового?
Как нужно относиться к птицам?
Давайте выскажем наши пожелания людям, которые помогут сохранить аистов и других редких птиц.
Не разоряйте птичьих гнезд!
Охраняйте птиц!
Берегите птиц!
Покормите птиц зимой!
Тетушка-сказительница. Вот мы и заканчиваем сегодня наше знакомство с аистом. Вы все отлично работали, занимались, играли.
А какое задание вам больше всего понравилось, почему?
Что у тебя получилось лучше всего?
Что у тебя не получилось и почему?
Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?
Что было самым трудным?
Что было самым интересным? (индивидуальные ответы детей).
Презентация.
Слайд №1. Аист.
Слайд №2. Гнездо аиста.
Слайд №3. Подбор слова «аист» к звуковой схеме.
Слайд №4. Аист и курочка. Сравнение.
Слайд №5. Схемы для игры на трещотке.
Слайд №6. Птенцы аиста.
Слайд №7. Окский заповедник на карте Рязанской области.
Литература
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. – Издательство «Мозаика-Синтез», 2016. – 368 с.
2. Т.А Шорыгина «Птицы, какие они». Издательство «Гном и Д», 2006 -
96с.
3. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
4. Е.А. Алябьева. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие – Москва: ТЦ Сфера, 2005.
5. Е.А. Пожиленко. Энциклопедия развития ребенка: Для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей.- СПб.: КАРО, 2006. – 640с.
Презентация к занятию во вложении (pptx, 1MB)
Скачать вложение