Обучаемся, играя
Автор: Скулкова Наталья Ивановна, учитель-дефектолог, МБДОУ «Детский сад №65», г. Рязань
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением слуха во 2 младшей группе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Создать условия для вызывания звука Н по подражанию учителю - дефектологу;
- Создать условия для вызывания звуков: а, о, у, м, п, н, закрепления их в слогах, словах;
- Создать условия для речевой деятельности детей, направленной на совершенствование навыков произнесения фраз, составленных из 2-х слов;
- Создать условия для побуждения детей к приближенному произнесению изучаемых слов, сопряженно и отраженно, с элементами фонетической ритмики;
- Создать условия для различения на слух лепетных названий животных;
- Создать условия для понимания вопросов: кто это? где живет?
Коррекционно-развивающие:
- Создать условия для развития правильного дыхания, зрительного восприятия, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу;
- Способствовать пробуждению интерес к занятиям по развитию речи.
Оборудование: домик с окошками, таблички, мольберт, фломастеры, колокольчик, картинки, цифры, картинка весны, буквы, бумага, магнитная доска.
Словарь: Что будем делать? Кто там? Кто это? Где? Кошка, корова, собака, лягушка, еж, рыба плавает, птичка, слева, справа, будем слушать, молодец, занималась хорошо.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационный момент.
Фонетическая ритмика.
Работа над слогом, словом, фразой.
МА-МО-МУ ТА-ТО-ТУ
ПА-ПО-ПУ БА-БО-БУ
МАМА, ПАПА ГДЕ? ТУТ? НЕТ
МАМА И ПАПА ДОМА
Дыхательные упражнения
Отработка речевого дыхания. Поднять руки через стороны вверх. По мере поднятия рук говорить слоги: па-па-пап, опускать руки через стороны, сказать: па_____. Повторить несколько раз.
Ребенок садиться за стол. Перед ним лежит изображение дома, с цветными окошками.
Учитель: Что это? (дом).
Где красный цвет. Открой. Там лежит ватка.
«Подуй на ватку и попади в яблочко». Работа над развитием воздушной струи.
Звонит в колокольчик. Ребенок открывает второе окошко, там лошадка .
2. Артикуляционная гимнастика «Лошадка». Поехали на лошадке далеко.
Приехали.
3. Закрепление звука Н в слогах. Ребенок звонит в колокольчик. Открывает третье окошко. Там лежит буква Н, ребенок проговаривает слоги:
на, но, ну, ни, ны.
4. Закрепление звука Н в словах (на вибростоле).
Звонит в колокольчик. Так карточки со словами банан, бубен, барабан, нос, машина, диван. Будем играть «Чего нет?». Закрой глаза. Накрываю поочередно картинку, ребенок отгадывает, что там спрятано.
5. Работа на слуховое восприятие. Открывает окошечко, а там сигнальная карта обозначающая работу на слух.
Будем слушать. Из музыкальной книжки ребенок слышит разные голоса животных и произносит лепетные названия животных (сопряженно, отраженно, самостоятельно).
Достаю мешочек, а там цифры от 1 до 5. Положи по порядку. Слушай. За экраном (один…). Ребенок должен отгадать название цифры.
6. Открывает окошко, а там сигнальная карта-вопросительный знак. Что это?
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет? Как зовут маму? Как зовут папу?
7. Открывает окошко, за окном картинка весны. Какое время года? Весна. Светит солнышко. Ручьи бегут. Птички песенки поют. Ребенок выставляет картинки на магнитную доску и подкладывает таблички.
Весна тут. А еще где? Там.
С помощью фонетической ритмики произносим:
На - на, там - весна. Ло - ло,там - тепло.
8. Мешочек, а там таблички, с написанными животными. Достаю картинки животных, показываю табличку. Ребенок находит животное и выставляет на магнитную доску.
9. Оценка деятельности ребенка (смайлик).
Литература
1. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 1988. – 98 с.
2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений - М., 2001. – 341 с.
3. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. - М., 1971. – 223 с.
4. Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха на основе верботонального метода (из опыта экспериментальной работы) / под ред. Л. И. Руленковой - М., 2007. – 52 с.
5. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха. - М., 2004. – 301 с.
6. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Пособие для учителя-дефектолога. - М., 2003. – 353 с.
Скачать вложение