РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Одуванчик - луговой цветок

Автор: Седова Ирина Витальевна, Сакаева Ирина Васильевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 65», г. Рязань

Конспект интегрированного  занятия по  рисованию и ознакомлению с окружающим миром  для детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) с нарушением слуха.

Наш детский сад много лет работает с детьми с нарушением слуха. В группе могут быть, как слабослышащие (тугоухие) дети, так и практически абсолютно глухие. Тугоухость у детей является предметом изучения детской отоларингологии, сурдологии. Комплексная реабилитация детей, страдающих тугоухостью, включает в себя помощь логопеда, сурдопедагога, дефектолога, детского психолога. Своевременная помощь   детям с нарушением слуха,   позволяет часто избежать задержку речевого развития, потому что у таких   детей     сильное нарушение   речи или вообще ее отсутствие. Обучающая и воспитательная работа в нашей группе - это взаимодействие   всего педагогического коллектива: дефектолога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в дошкольном учреждении: педагога - психолога, музыкального руководителя. Взаимодействие специалистов   реализуется в таких сторонах деятельности, как организация изучения детей младшей группы, тщательный анализ программ по различным разделам воспитания и обучения, перспективное и ежедневное планирование, взаимное посещения и анализ занятий, проведение комплексных, интегрированных занятий, организация досуга и развлечений детей, работа с родителями. Работа ведется повседневно и вне занятий – утром и вечером, в группе и на прогулке. Обучение проводится воспитателями и дефектологом по рабочей программе первой младшей группы для детей с нарушением слуха в возрасте от 2-3 лет, разработанной на основе программы воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста, авторами которой являются   Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., а также по примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. 1 младшая группа — возраст детей от 2 до 3 лет, 2 младшая группа – возраст детей от 3 до 4 лет – по ФГОС. Задания по занятиям даются в зависимости возраста, и педагоги стараются к каждому ребенку найти свой подход.
В работе воспитателя можно выделить два основных направления:
1. Коррекционно-воспитательное.
2. Общеобразовательное.
Воспитатели совместно с учителем – дефектологом участвуют в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с ним. Кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада. К ним относятся умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое воспитание детей, привитие им культурно-гигиенических навыков и пр. Понятно, что коррекционно-воспитательное направление – является наиболее значимым, ведущим, а второе – общеобразовательное – подчиненным. Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем учителя - дефектолога. Это объясняется тем, что учитель лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:
- закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя - дефектолога;
- проведение фронтальных занятий по развитию речи;
- пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
- развитие у детей внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью;
- совершенствование словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;
- обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений;
- развитие у детей артикуляционной пальцевой моторики, также связанной с речевой функцией.
В качестве методов формирования речи дошкольников с нарушениями слуха используются: подражание речи педагога в различных видах предметной и игровой деятельности; дидактические игры, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, ручной труд); работа с картинками, специальные речевые упражнения и т. д.
Развитие слухового восприятия и обучение произношению
В качестве методических приемов развития слухового восприятия используются: демонстрация предметов или картинок, выполнение действий, ответы на вопросы, рисование, работа с сюжетной картинкой, серией картин по знакомой тематике, складывание разрезной картинки с изображением предмета, название которого предлагается на слух, работа с использованием фланелеграфа, дидактические игры, сюжетные, театрализованные игры и многое другое. Используются музыкальные инструменты, звучащие игрушки; серии звуковых плакатов; фонотека со звуками окружающими нас, голосами животных, птиц, различных мелодий: вальса, марша, польки. Наглядно – иллюстративный материал по различению и опознаванию речевых единиц.
В качестве основных методических приемов обучения произношению: используются отраженное и сопряженное проговаривание; фонетическая ритмика; специальные игры; некоторые логопедические приемы постановки звуков; речевые игры и упражнения, в соответствии с условиями которых используется называние предметов и их изображений, ответы на вопросы, выполнение поручений, чтение предложений, текстов, описаний, стихов, загадок, составление рассказов по картинкам, составление текста из отдельных предложений, подбор пропущенных слов.
В качестве основных методических приемов по развитию мышления дошкольников: используются отраженное и сопряженное проговаривание; словесные игры-задания ответы на вопросы, дидактические игры и пособия, наглядный практический материал, использование чтения предложений, текстов, описаний, стихов, загадок, составление рассказов по картинкам, составление текста из отдельных предложений.
Интегрированные занятия, построенные с использованием картинок, презентаций,   помогают детям лучше ориентироваться на занятиях, активизируется речевая активность детей, повышается интеллект. На таких занятиях решаются задачи, направленные на развитие основных психических процессов внимания, памяти, воображения и образного мышления младших дошкольников. Презентация к занятию включает не только картинки, но и слова, фразы, игры, физкультурные минутки по заданной теме деятельности. На занятиях с детьми младшего дошкольного возраста постоянно используется фонетическая ритмика   для вызывания звуков, и постоянно заучиваются слова на табличках - глобальное чтение, также обращается внимание на слухо-зрительное восприятие произносимых педагогами слов. Авторами метода "Глобальное чтение" можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. Сильной стороной детей с "особенностями развития" является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком или глобально - это означает, что мозг ребёнка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.
Также мы рассматриваем систему работы по обогащению и уточнению словаря и по формированию грамматического строя речи, которая освещена в работах А.Г.Зикеева, К.Г.Коровина и других авторов. Например, при ознакомлении слабослышащего ребенка с новым словом важно обеспечить его полноценное восприятие. Это достигается за счет достаточно громкого и отчетливого произнесения слова, в особенности безударной его части за счет одновременного предъявления написанного слова (глобальное чтение) и привлечения внимания ребенка к артикуляции говорящего.
Особое место в системе обучения неслышащих детей занимает дактильная, а точнее, устно - дактильная речь, поскольку учитель, обращаясь к учащимся, одновременно дактилирует и проговаривает слова. Дактилология и ранее использовалась, как некоторое вспомогательное средство. Профессор И. А Соколянский указывал на ее исключительную роль в использовании словесной речью при общении с неслышащими, преимущества в четкости и безошибочности восприятия слова, удобства пользования ею в учебном процессе.
Воспитатель является активным помощником учителя – дефектолога в формировании устной речи дошкольников с нарушением слуха.

Полный вариант статьи с презентацией во вложении (zip, 3Mb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru