Опыт работы МБДОУ «Детский сад № 109» г. Рязани с семьями воспитанников
Автор: Царькова Е. В., заведующая МБДОУ «Детский сад № 109» г. Рязани; Недопёкина И. Ю., заместитель заведующей по ВМР МБДОУ «Детский сад № 109» г. РязаниСовременные наука и практика убедительно доказывают, что семья играет определяющую и уникальную роль в формировании личности ребёнка, ее не может заменить ни один из социальных институтов общественного воспитания. Даже высококвалифицированные педагоги, работающие по самым современным программам, не смогут конкурировать с родителями.
В семье происходит первичная социализация, формируется мировоззрение ребенка, его отношение к миру, к другим людям, к себе самому. Родительская забота, безусловная любовь и принятие способствуют становлению у ребенка открытости и доверия к миру, возникновению чувства собственного достоинства и веры в себя.
Очень важно, чтобы у родителей была возможность принимать непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости – обратиться за квалифицированной помощью в освоении способов построения эффективных детско-родительских отношений, коррекции методов воспитания по мере взросления детей.
Один из позитивных стратегических ориентиров в развитии системы дошкольного образования, которые определены Министерством образования и науки РФ, – ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями. Семья признается равноправным партнером в образовательной политике государства.
Статья 44, п. 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, психологического и интеллектуального развития личности ребёнка».
В тексте ФГОС ДО подчеркивается, что дошкольная образовательная организация обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Следовательно, современный детский сад должен выступать инстанцией не только развития ребенка, включённого в образовательный процесс, но и психолого-педагогической поддержки родителей. При этом семья также оказывает влияние на педагогов, побуждая их к непрерывному развитию, поиску оптимальных методов и форм сотрудничества.
Именно поэтому в нашем дошкольном учреждении выстроена целая система взаимодействия с семьями воспитанников. Основной целью данной работы является создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Достижение данной цели невозможно без решения следующих задач:
Существует своеобразная формула партнерства, которая складывается из:
1) нежелание участников ничего менять и меняться самим;
2) размытость цели и непонимание перспектив;
3) амбициозность и авторитарность – «Кто ты такой, чтобы мне давать советы или учить меня?»;
4) наличие основных типов воспитания, которые неосознанно копируются родителями;
5) внутренняя враждебность и агрессивность участников.
Наше дошкольное учреждение в течение последних 3 лет реализует общеобразовательную программу «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсон, и взаимодействие детского сада с семьей строится на основе единых для всей программы принципов, рассматриваемых с позиции взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания.
«1. Принцип психологической комфортности предполагает создание доброжелательной атмосферы в общении с родителями, учет потребностей каждой семьи, социально-психологических характеристик и тех ограничений, которые имеются (отсутствие свободного времени, финансовых ресурсов, доступности Интернета и пр.). Важнейшие условия доверительных отношений с родителями – уважение, конфиденциальность, стремление к диалогу, внимательность, проникновенность, неторопливость, которые не должны исключаться никакими обстоятельствами.
Очень важно, чтобы взрослые воспринимали детский сад не только с точки зрения комфортности, безопасности и полезности для ребенка, но также видели в нем ресурс для своего развития как родителей.
2. Принцип деятельности заключается в выстраивании взаимоотношений детского сада с родителями в логике взаимного влияния и активности всех участников образовательного процесса в качестве равноправных партнеров. Важно понимать, что партнерские отношения не возникают сами по себе, это довольно длительный и сложный процесс.
Одним из необходимых условий эффективного взаимодействия является отказ от предвзятости в отношениях между педагогами и семьей, так как совершенно очевидно, что партнерские отношения не могут строиться в атмосфере недоверия. Очень важно создавать позитивный имидж педагогов и детского сада в целом, одновременно освобождаясь от шаблонов и «ярлыков» в отношении родителей.
3. Принцип целостности основан на понимании неразделимости семейного и общественного институтов воспитания, обеспечении возможности реализации единой, целостной программы воспитания и развития детей в детском саду и семье. Данный принцип определяет необходимость согласования стратегии работы с ребенком в детском саду и его воспитания в семье, а также выработку тактических действий в совместной воспитательной деятельности.
Очень важно, чтобы педагоги и родители могли обмениваться опытом воспитания и развития детей, обогащая и расширяя воспитательные возможности друг друга.
4. Принцип минимакса предполагает дифференцированный подход к каждой семье, разноуровневое тактическое (помощь, взаимодействие) и содержательное многообразие в общении с родителями. В процессе знакомства с семьями воспитанников педагог постепенно вырабатывает индивидуальный стиль взаимоотношений с каждой семьей, планомерно создает условия для повышения степени ее активности, заинтересованности и ответственности в сотрудничестве.
5. Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора содержания общения, форм участия и степени включенности в образовательный процесс.
В арсенале педагогов должны быть различные формы взаимодействия с родителями: традиционные и нетрадиционные, индивидуальные и групповые, очные и дистанционные. Выбор родителями содержания и форм зависит от многих факторов: мотивационной готовности к взаимодействию с детским садом; актуальности предлагаемых тем для общения; индивидуальных различий каждого родителя, связанных с семейными традициями, социальным положением, особенностями здоровья членов семьи и др.
6. Принцип непрерывности предполагает устранение «разрывов» в воспитании детей в семье и в детском саду за счет согласования стратегий работы с ребенком в детском саду и воспитания в семье, обеспечения преемственности в содержании и тактических действиях общественного и семейного институтов воспитания.
Так, например, задачи развития детской самостоятельности решаются не только педагогами в рамках различных видов деятельности в детском саду, но и дома родители поддерживают стремление ребенка помогать взрослым, стараются развивать соответствующие возрасту навыки самообслуживания, поощряют активность и инициативу в игровой, элементарной трудовой и других видах детской деятельности.
7. Принцип творчества означает создание возможностей для всех участников образовательного процесса в проявлении творческой инициативы, ориентацию педагогического коллектива на творческий подход к процессу взаимодействия с семьей, поддержку социальной активности родителей во взаимодействии с детским садом» [ с. 316]
В зависимости от решаемых задач в нашем дошкольном учреждении используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:
«1. Информационные (например, рекламные буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации, выступления в СМИ; информационные корзины, ящики; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого-педагогическая пропаганда и др.).
2. Организационные (родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.).
3. Просветительские (родительские гостиные; Школа для родителей; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.).
4. Организационно-деятельностные (совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей; совместные детско-родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; совместные вернисажи; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); совместное творчество детей, родителей и педагогов; создание семейного портфолио; помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей; участие в ремонте и благоустройстве детского сада; помощь в подготовке журналов для родителей, буклетов, видеофильмов о жизни детей в детском саду; участие в качестве модераторов и участников родительских форумов на интернет-сайте ДОО; помощь в подготовке электронной рассылки с советами для родителей или фотоотчётом о прошедшем мероприятии; участие в экспертизе качества развивающей предметно-пространственной среды и др.).
5. Участие родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; чтение детям сказок, рассказывание историй; беседы с детьми на различные темы; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья, благотворительных марафонах и др.)». [с. 319]
Более подробно хотелось бы остановиться на таких формах работы с родителями, как детско-родительский клуб «Гнездышко» и консультационный Центр для детей и родителей, не посещающих дошкольные учреждения.
Детско-родительский клуб «Гнездышко» существует в нашем ДОУ с 2012 года. Деятельность клуба направлена на оказание психолого-педагогической поддержки семьям, всестороннее сопровождение воспитания и развития детей, посещающих дошкольное учреждение, проведение комплексной профилактики различных отклонений в их физическом, психическом и социальном развитии. Руководит работой клуба педагог-психолог Н.Ю. Семенюк, однако его деятельность строится на основе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения. Встречи в детско-родительском клубе проводятся 1 раз в месяц. Каждая встреча посвящена работе над определенной проблемой: «Режим дня в жизни детей дошкольного возраста», «Поощрения и наказания», «Взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми», «Эмоциональное благополучие детей на этапе адаптации к ДОУ», «Цирк зажигает огни», «Скоро в школу», «Общение без проблем», «Взаимоотношения родителей и детей».
Следующая форма работы – консультационный центр для родителей и детей Железнодорожного района, не посещающих дошкольные учреждения. Его работа нацелена на оказание диагностической, психологической, методической и консультационной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
План работы консультационного центра составляется на 1 год. Тематика мероприятий различна, определяется в соответствии с наиболее часто встречающимися проблемами или по запросам родителей. Например: «Давайте познакомимся», «Наши дети – какие они?», «Игра и игрушка в жизни детей», «Новогодняя сказка», «Путешествие в страну здоровья», «В гости в деревню», «По дороге в зоопарк». Методы и формы работы консультационного центра разнообразны и постоянно совершенствуются.
В работу центра вовлечены все специалисты ДОУ. Помимо ежемесячного консультирования родителей педагоги детского сада проводят совместные детско-родительские встречи, на которых оказывают помощь родителям в организации образовательной деятельности с детьми.
Эти встречи пользуются большой популярностью у родителей. На них решаются различные задачи по развитию детей, такие как адаптация к условиям дошкольного учреждения, развитие психических процессов, развитие мелкой моторики, формирование умения эмоционально откликаться на настроение музыкальных произведений, совершенствование общения родителей, детей, их психоэмоционального контакта в совместной игровой деятельности. В ходе занятий могут проводиться индивидуальные консультации, если в этом возникает необходимость.
В заключение хочется сказать, что современные родители нуждаются в помощи в осознании новых реалий и жизненных ценностей, в поддержке в освоении новых способов общения со своими детьми, а современный детский сад призван стать детско-родительским центром, где каждая семья найдет поддержку и помощь в столь трудном вопросе, как воспитание детей.
Список используемой литературы:
1. Примерная основная образовательной программа дошкольного образования «Мир открытий» // науч. рук. Л.Г. Петерсон ; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М. : Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с. – 2 изд-е, перераб. и доп.
В семье происходит первичная социализация, формируется мировоззрение ребенка, его отношение к миру, к другим людям, к себе самому. Родительская забота, безусловная любовь и принятие способствуют становлению у ребенка открытости и доверия к миру, возникновению чувства собственного достоинства и веры в себя.
Очень важно, чтобы у родителей была возможность принимать непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости – обратиться за квалифицированной помощью в освоении способов построения эффективных детско-родительских отношений, коррекции методов воспитания по мере взросления детей.
Один из позитивных стратегических ориентиров в развитии системы дошкольного образования, которые определены Министерством образования и науки РФ, – ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями. Семья признается равноправным партнером в образовательной политике государства.
Статья 44, п. 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, психологического и интеллектуального развития личности ребёнка».
В тексте ФГОС ДО подчеркивается, что дошкольная образовательная организация обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Следовательно, современный детский сад должен выступать инстанцией не только развития ребенка, включённого в образовательный процесс, но и психолого-педагогической поддержки родителей. При этом семья также оказывает влияние на педагогов, побуждая их к непрерывному развитию, поиску оптимальных методов и форм сотрудничества.
Именно поэтому в нашем дошкольном учреждении выстроена целая система взаимодействия с семьями воспитанников. Основной целью данной работы является создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Достижение данной цели невозможно без решения следующих задач:
- установление доверительных, партнерских отношений с каждой семьей;
- создание условий для участия родителей в жизни ребёнка в детском саду;
- оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребёнка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
- непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Существует своеобразная формула партнерства, которая складывается из:
- интереса к партнеру;
- уважения – признания ценности партнера и его мнения;
- наличия общей цели;
- диалога как формы общения;
- понимания и соблюдения собственных прав и прав партнера;
- разделения ответственности – т. е. принятие на себя ответственности за свои действия в отношении себя и партнера и передача ответственности партнеру за его действия.
1) нежелание участников ничего менять и меняться самим;
2) размытость цели и непонимание перспектив;
3) амбициозность и авторитарность – «Кто ты такой, чтобы мне давать советы или учить меня?»;
4) наличие основных типов воспитания, которые неосознанно копируются родителями;
5) внутренняя враждебность и агрессивность участников.
Наше дошкольное учреждение в течение последних 3 лет реализует общеобразовательную программу «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсон, и взаимодействие детского сада с семьей строится на основе единых для всей программы принципов, рассматриваемых с позиции взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания.
«1. Принцип психологической комфортности предполагает создание доброжелательной атмосферы в общении с родителями, учет потребностей каждой семьи, социально-психологических характеристик и тех ограничений, которые имеются (отсутствие свободного времени, финансовых ресурсов, доступности Интернета и пр.). Важнейшие условия доверительных отношений с родителями – уважение, конфиденциальность, стремление к диалогу, внимательность, проникновенность, неторопливость, которые не должны исключаться никакими обстоятельствами.
Очень важно, чтобы взрослые воспринимали детский сад не только с точки зрения комфортности, безопасности и полезности для ребенка, но также видели в нем ресурс для своего развития как родителей.
2. Принцип деятельности заключается в выстраивании взаимоотношений детского сада с родителями в логике взаимного влияния и активности всех участников образовательного процесса в качестве равноправных партнеров. Важно понимать, что партнерские отношения не возникают сами по себе, это довольно длительный и сложный процесс.
Одним из необходимых условий эффективного взаимодействия является отказ от предвзятости в отношениях между педагогами и семьей, так как совершенно очевидно, что партнерские отношения не могут строиться в атмосфере недоверия. Очень важно создавать позитивный имидж педагогов и детского сада в целом, одновременно освобождаясь от шаблонов и «ярлыков» в отношении родителей.
3. Принцип целостности основан на понимании неразделимости семейного и общественного институтов воспитания, обеспечении возможности реализации единой, целостной программы воспитания и развития детей в детском саду и семье. Данный принцип определяет необходимость согласования стратегии работы с ребенком в детском саду и его воспитания в семье, а также выработку тактических действий в совместной воспитательной деятельности.
Очень важно, чтобы педагоги и родители могли обмениваться опытом воспитания и развития детей, обогащая и расширяя воспитательные возможности друг друга.
4. Принцип минимакса предполагает дифференцированный подход к каждой семье, разноуровневое тактическое (помощь, взаимодействие) и содержательное многообразие в общении с родителями. В процессе знакомства с семьями воспитанников педагог постепенно вырабатывает индивидуальный стиль взаимоотношений с каждой семьей, планомерно создает условия для повышения степени ее активности, заинтересованности и ответственности в сотрудничестве.
5. Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора содержания общения, форм участия и степени включенности в образовательный процесс.
В арсенале педагогов должны быть различные формы взаимодействия с родителями: традиционные и нетрадиционные, индивидуальные и групповые, очные и дистанционные. Выбор родителями содержания и форм зависит от многих факторов: мотивационной готовности к взаимодействию с детским садом; актуальности предлагаемых тем для общения; индивидуальных различий каждого родителя, связанных с семейными традициями, социальным положением, особенностями здоровья членов семьи и др.
6. Принцип непрерывности предполагает устранение «разрывов» в воспитании детей в семье и в детском саду за счет согласования стратегий работы с ребенком в детском саду и воспитания в семье, обеспечения преемственности в содержании и тактических действиях общественного и семейного институтов воспитания.
Так, например, задачи развития детской самостоятельности решаются не только педагогами в рамках различных видов деятельности в детском саду, но и дома родители поддерживают стремление ребенка помогать взрослым, стараются развивать соответствующие возрасту навыки самообслуживания, поощряют активность и инициативу в игровой, элементарной трудовой и других видах детской деятельности.
7. Принцип творчества означает создание возможностей для всех участников образовательного процесса в проявлении творческой инициативы, ориентацию педагогического коллектива на творческий подход к процессу взаимодействия с семьей, поддержку социальной активности родителей во взаимодействии с детским садом» [ с. 316]
В зависимости от решаемых задач в нашем дошкольном учреждении используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:
«1. Информационные (например, рекламные буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации, выступления в СМИ; информационные корзины, ящики; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого-педагогическая пропаганда и др.).
2. Организационные (родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.).
3. Просветительские (родительские гостиные; Школа для родителей; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.).
4. Организационно-деятельностные (совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей; совместные детско-родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; совместные вернисажи; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); совместное творчество детей, родителей и педагогов; создание семейного портфолио; помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей; участие в ремонте и благоустройстве детского сада; помощь в подготовке журналов для родителей, буклетов, видеофильмов о жизни детей в детском саду; участие в качестве модераторов и участников родительских форумов на интернет-сайте ДОО; помощь в подготовке электронной рассылки с советами для родителей или фотоотчётом о прошедшем мероприятии; участие в экспертизе качества развивающей предметно-пространственной среды и др.).
5. Участие родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; чтение детям сказок, рассказывание историй; беседы с детьми на различные темы; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья, благотворительных марафонах и др.)». [с. 319]
Более подробно хотелось бы остановиться на таких формах работы с родителями, как детско-родительский клуб «Гнездышко» и консультационный Центр для детей и родителей, не посещающих дошкольные учреждения.
Детско-родительский клуб «Гнездышко» существует в нашем ДОУ с 2012 года. Деятельность клуба направлена на оказание психолого-педагогической поддержки семьям, всестороннее сопровождение воспитания и развития детей, посещающих дошкольное учреждение, проведение комплексной профилактики различных отклонений в их физическом, психическом и социальном развитии. Руководит работой клуба педагог-психолог Н.Ю. Семенюк, однако его деятельность строится на основе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения. Встречи в детско-родительском клубе проводятся 1 раз в месяц. Каждая встреча посвящена работе над определенной проблемой: «Режим дня в жизни детей дошкольного возраста», «Поощрения и наказания», «Взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми», «Эмоциональное благополучие детей на этапе адаптации к ДОУ», «Цирк зажигает огни», «Скоро в школу», «Общение без проблем», «Взаимоотношения родителей и детей».
Следующая форма работы – консультационный центр для родителей и детей Железнодорожного района, не посещающих дошкольные учреждения. Его работа нацелена на оказание диагностической, психологической, методической и консультационной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
План работы консультационного центра составляется на 1 год. Тематика мероприятий различна, определяется в соответствии с наиболее часто встречающимися проблемами или по запросам родителей. Например: «Давайте познакомимся», «Наши дети – какие они?», «Игра и игрушка в жизни детей», «Новогодняя сказка», «Путешествие в страну здоровья», «В гости в деревню», «По дороге в зоопарк». Методы и формы работы консультационного центра разнообразны и постоянно совершенствуются.
В работу центра вовлечены все специалисты ДОУ. Помимо ежемесячного консультирования родителей педагоги детского сада проводят совместные детско-родительские встречи, на которых оказывают помощь родителям в организации образовательной деятельности с детьми.
Эти встречи пользуются большой популярностью у родителей. На них решаются различные задачи по развитию детей, такие как адаптация к условиям дошкольного учреждения, развитие психических процессов, развитие мелкой моторики, формирование умения эмоционально откликаться на настроение музыкальных произведений, совершенствование общения родителей, детей, их психоэмоционального контакта в совместной игровой деятельности. В ходе занятий могут проводиться индивидуальные консультации, если в этом возникает необходимость.
В заключение хочется сказать, что современные родители нуждаются в помощи в осознании новых реалий и жизненных ценностей, в поддержке в освоении новых способов общения со своими детьми, а современный детский сад призван стать детско-родительским центром, где каждая семья найдет поддержку и помощь в столь трудном вопросе, как воспитание детей.
Список используемой литературы:
1. Примерная основная образовательной программа дошкольного образования «Мир открытий» // науч. рук. Л.Г. Петерсон ; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М. : Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с. – 2 изд-е, перераб. и доп.
Скачать вложение