Особенности проектирования и реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школа будущего первоклассника»
Автор: Нагаева Оксана Николаевна, к.п.н., зав. кафедрой дошкольного и начального образования ОГБОУ ДПО «РИРО», Черникова Елена Евгеньевна, ст. преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ОГБОУ ДПО «РИРО»Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, разный уровень подготовленности выпускников разных детских садов стало основанием для рекомендации Министерством образования Российской Федерации [2] организовать в общеобразовательных учреждениях занятия по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста. Открытые в большинстве образовательных учреждений страны «Школы будущего первоклассника» (далее ШБП) как структуры предшкольного образования были нацелены на обеспечение нормальной адаптации детей к школьному обучению и создание единых стартовых возможностей для дошкольников, как посещающих разные ДОО, так и не посещающих их.
Сегодня ситуация изменилась. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование позиционируется как один из уровней общего образования, требования к которым задаются федеральными государственными образовательными стандартами. Следовательно, единые стартовые возможности первоклассников должны быть созданы дошкольным образованием, поскольку одной из важнейших задач ФГОС ДО является достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного усвоения ими образовательных программ начального общего образования, а также обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального образования.
Изменения в системе образования требуют иных подходов к организации работы ШБП. Как известно, началом любой деятельности является осознание и формулировка ее цели. В этой связи очевидным становится тот факт, что самым первым вопросом, на который следует ответить, является вопрос о целевой направленности программы ШБП.
Итак, организацию работы ШБП или ее реформирование следует начать с анализа образовательных потребностей населения, составляющего социальное окружение данной общеобразовательной организации. Если большинство будущих первоклассников не посещают ДОО, то целесообразнее, на наш взгляд, открыть дошкольную общеобразовательную группу кратковременного пребывания. При необходимости создания именно ШБП следует уточнить ее направленность, соответствующую выявленным образовательным потребностям, и организовать работу с детьми, посещающими ДОУ, но часто и длительно болеющими, или с детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования (группы коррекционной направленности), или с детьми, не посещающими ДОУ (группы общеразвивающего вида) и т.д.
Вторым шагом организации работы ШБП является изучение нормативных документов, регламентирующих ее деятельность.
Если решено открыть дошкольную общеобразовательную группу кратковременного пребывания, то ее следует рассматривать как особое подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В этом случае необходимо опираться на нормативную базу дошкольного образования:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и др.
В рамках ШБП для детей могут быть предложены лишь дополнительные образовательные услуги (выходящие за рамки установленных основных общеобразовательных программ как дошкольного, так и начального образования). В данном случае общеобразовательной организацией могут быть реализованы только дополнительные общеразвивающие программы, представляющие собой разновидность дополнительных общеобразовательных программ [1; Ст.23, п.4, ч.2; Ст.12, п.1, ч.4.]. Следовательно, при разработке программы ШБП необходимо обратиться к следующим нормативным документам:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Далее на основе действующих федеральных и региональных нормативных документов, регламентирующих деятельность общеобразовательной организации, необходимо разработать нормативную базу ШБП. В пакет документов включаются:
– положение о ШБП;
– приказ об открытии ШБП;
– договор с родителями (лицами, их заменяющими) на оказание образовательных и иных услуг;
– договор о сотрудничестве с организациями культуры, здравоохранения, социальной защиты (при необходимости);
– документы, регламентирующие порядок функционирования ШБП (режим дня, сетка организованной детской деятельности, планы образовательной работы, взаимодействия с родителями и пр.).
Следующий шаг организации работы ШБП – разработка программы.
Подчеркнем еще раз, что принятие решения об открытии дошкольной общеобразовательной группы кратковременного пребывания, требует изучения и использования нормативной базы дошкольного образования и, соответственно, разработки основной образовательной программы дошкольного образования. Причем деятельность этого структурного подразделения общеобразовательной организации направлена в первую очередь на освоение детьми обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Программа обучения в школе будущего первоклассника представляет собой целостную дополнительную общеразвивающую программу. По таким программам какие-либо ФГОС не предусмотрены, поэтому их содержание и сроки обучения определяются образовательными организациями самостоятельно [1; Ст. 75, п. 4].
3. Итак, будучи дополнительной общеразвивающей программой, в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», программа ШБП может включать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
На титульном листе дополнительной общеразвивающей программы ШБП следует указать наименование образовательной организации и название населенного пункта, в котором реализуется программа; зафиксировать название программы и срок ее реализации, обозначить возраст детей, на которых рассчитана программа, а также отметить, когда и кем программа разработана и утверждена.
В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей раскрываются:
– направленность дополнительной образовательной программы;
– новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
– цель и задачи дополнительной образовательной программы;
– отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
– возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
– сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
– формы и режим занятий;
– ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
– формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Считаем необходимым подробно остановиться на формулировании целей программы ШБП. Подчеркнем еще раз, что они не должны дублировать цели реализации основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Для определения целей и задач ШБП, и, как следствие, ее содержания, необходимо обратиться к выявленным образовательным потребностям населения. Как уже было отмечено выше, ШБП может быть организована и для детей, посещающих ДОУ, но часто и длительно болеющих, и для детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, и для детей, не посещающих ДОУ. Следовательно, цели реализации программы ШБП могут быть разнообразны: развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребёнка; первичная адаптация к условиям школьного обучения; установление продуктивных взаимоотношений между участниками образовательного процесса; формирование у старших дошкольников «внутренней позиции школьника»; развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика; развитие эмоционально-волевой сферы будущих первоклассников; оказание помощи родителям в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей дошкольников и др.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать перечень разделов, тем с указанием количества часов на их изучение.
Содержание программы ШБП целесообразно представить в виде краткого описания тем и видов занятий по каждой теме.
Раздел «Методическое обеспечение» может содержать список используемых дидактических материалов; разработки игр, бесед, походов, экскурсий; тематику и рекомендации по проведению исследовательской работы и пр.
Список использованной литературы должен отражать теоретические и методические основания, на которые опирался автор при составлении программы, а также включать методические пособия и рекомендации, применяемые при подготовке к занятиям.
Немаловажным шагом в организации работы ШБП является подготовка педагогов к работе с детьми дошкольного возраста. Проблема готовности учителя начальных классов к работе с дошкольниками чаще всего возникает в связи с тем, что педагоги незнакомы со спецификой образования этих детей, их возрастными особенностями, с новыми подходами к работе с дошкольниками.
В настоящее время в ряде ШБП образовательный процесс строится по учебно-дисциплинарной модели, дублируются цели, задачи, формы и методы начальной школы, практикуется раннее обучение детей письму, чтению и т.п. При этом игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка дошкольного возраста, а значит, и его интересы.
Нарушение требований к содержанию, формам и методам работы с дошкольниками влечет за собой целый ряд проблем:
– акцент на обучение детей чтению и письму, ознакомление с началами математических знаний не позволяет создать условия для разностороннего развития детей, не посещающих ДОУ;
– использование «школьных» форм и методов работы с дошкольниками влечет за собой формирование негативного отношения детей к школе;
– отбор содержания, не соответствующего уровню интеллектуального и психического развития старших дошкольников, ориентированность на учебную модель взаимодействия с ними приводит к перегрузке дошкольников, посещающих и ДОУ, и ШБП.
Для предупреждения этих и других проблем администрации школы необходимо организовать специальную подготовку педагогов к работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ШБП: к организации разных видов игры как ведущего вида деятельности дошкольников, к обеспечению баланса разных видов активности детей, к интеграции предметных областей знаний, к отказу от использования занятий в качестве преобладающей формы организации обучения и пр.
В ШБП также часто нарушаются базовые требования к материально-техническим условиям, в которых проходит образовательный процесс. Занятия обычно организуются в стандартных учебных классах, не приспособленных для занятий с дошкольниками. В таких помещениях мебель оказывается детям не по росту, отсутствуют зоны для игр и отдыха, не представлена развивающая предметно-пространственная среда.
Поэтому еще одним шагом организации работы ШБП должна стать подготовка МТБ, соответствующей «Санитарно-эпидемиологическим требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (САНПИН 2.4.1.3049-13).
В заключение еще раз обозначим последовательность действий по организации работы ШБП (или ее реформированию), выполнение которых позволит преодолеть основные трудности и недостатки, возникающие при проектировании и реализации программ ШБП, и обеспечить адаптивность программы и образовательного процесса ШБП к уровню и особенностям развития и подготовки дошкольников.
Алгоритм организации работы ШБП
1. Анализ образовательных потребностей населения.
2. Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность ШБП.
3. Подготовка нормативной базы ШБП.
4. Разработка программы ШБП.
5. Подготовка педагогов к работе с детьми дошкольного возраста.
6. Создание материально-технической базы реализации программы ШБП.
2. Письмо Министерства образования России от 22 июня 1997 г. № 990/14-15 «О подготовке детей к школе» // http://sinref.ru/000_uchebniki/03800pedagog/004_nastolnaia_kniga_vospit_detskogo_sada_chestanova_2005/023.htm
Сегодня ситуация изменилась. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование позиционируется как один из уровней общего образования, требования к которым задаются федеральными государственными образовательными стандартами. Следовательно, единые стартовые возможности первоклассников должны быть созданы дошкольным образованием, поскольку одной из важнейших задач ФГОС ДО является достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного усвоения ими образовательных программ начального общего образования, а также обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального образования.
Изменения в системе образования требуют иных подходов к организации работы ШБП. Как известно, началом любой деятельности является осознание и формулировка ее цели. В этой связи очевидным становится тот факт, что самым первым вопросом, на который следует ответить, является вопрос о целевой направленности программы ШБП.
Итак, организацию работы ШБП или ее реформирование следует начать с анализа образовательных потребностей населения, составляющего социальное окружение данной общеобразовательной организации. Если большинство будущих первоклассников не посещают ДОО, то целесообразнее, на наш взгляд, открыть дошкольную общеобразовательную группу кратковременного пребывания. При необходимости создания именно ШБП следует уточнить ее направленность, соответствующую выявленным образовательным потребностям, и организовать работу с детьми, посещающими ДОУ, но часто и длительно болеющими, или с детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования (группы коррекционной направленности), или с детьми, не посещающими ДОУ (группы общеразвивающего вида) и т.д.
Вторым шагом организации работы ШБП является изучение нормативных документов, регламентирующих ее деятельность.
Если решено открыть дошкольную общеобразовательную группу кратковременного пребывания, то ее следует рассматривать как особое подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В этом случае необходимо опираться на нормативную базу дошкольного образования:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и др.
В рамках ШБП для детей могут быть предложены лишь дополнительные образовательные услуги (выходящие за рамки установленных основных общеобразовательных программ как дошкольного, так и начального образования). В данном случае общеобразовательной организацией могут быть реализованы только дополнительные общеразвивающие программы, представляющие собой разновидность дополнительных общеобразовательных программ [1; Ст.23, п.4, ч.2; Ст.12, п.1, ч.4.]. Следовательно, при разработке программы ШБП необходимо обратиться к следующим нормативным документам:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Далее на основе действующих федеральных и региональных нормативных документов, регламентирующих деятельность общеобразовательной организации, необходимо разработать нормативную базу ШБП. В пакет документов включаются:
– положение о ШБП;
– приказ об открытии ШБП;
– договор с родителями (лицами, их заменяющими) на оказание образовательных и иных услуг;
– договор о сотрудничестве с организациями культуры, здравоохранения, социальной защиты (при необходимости);
– документы, регламентирующие порядок функционирования ШБП (режим дня, сетка организованной детской деятельности, планы образовательной работы, взаимодействия с родителями и пр.).
Следующий шаг организации работы ШБП – разработка программы.
Подчеркнем еще раз, что принятие решения об открытии дошкольной общеобразовательной группы кратковременного пребывания, требует изучения и использования нормативной базы дошкольного образования и, соответственно, разработки основной образовательной программы дошкольного образования. Причем деятельность этого структурного подразделения общеобразовательной организации направлена в первую очередь на освоение детьми обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Программа обучения в школе будущего первоклассника представляет собой целостную дополнительную общеразвивающую программу. По таким программам какие-либо ФГОС не предусмотрены, поэтому их содержание и сроки обучения определяются образовательными организациями самостоятельно [1; Ст. 75, п. 4].
3. Итак, будучи дополнительной общеразвивающей программой, в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», программа ШБП может включать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
На титульном листе дополнительной общеразвивающей программы ШБП следует указать наименование образовательной организации и название населенного пункта, в котором реализуется программа; зафиксировать название программы и срок ее реализации, обозначить возраст детей, на которых рассчитана программа, а также отметить, когда и кем программа разработана и утверждена.
В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей раскрываются:
– направленность дополнительной образовательной программы;
– новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
– цель и задачи дополнительной образовательной программы;
– отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
– возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
– сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
– формы и режим занятий;
– ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
– формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Считаем необходимым подробно остановиться на формулировании целей программы ШБП. Подчеркнем еще раз, что они не должны дублировать цели реализации основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Для определения целей и задач ШБП, и, как следствие, ее содержания, необходимо обратиться к выявленным образовательным потребностям населения. Как уже было отмечено выше, ШБП может быть организована и для детей, посещающих ДОУ, но часто и длительно болеющих, и для детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, и для детей, не посещающих ДОУ. Следовательно, цели реализации программы ШБП могут быть разнообразны: развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребёнка; первичная адаптация к условиям школьного обучения; установление продуктивных взаимоотношений между участниками образовательного процесса; формирование у старших дошкольников «внутренней позиции школьника»; развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика; развитие эмоционально-волевой сферы будущих первоклассников; оказание помощи родителям в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей дошкольников и др.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать перечень разделов, тем с указанием количества часов на их изучение.
Содержание программы ШБП целесообразно представить в виде краткого описания тем и видов занятий по каждой теме.
Раздел «Методическое обеспечение» может содержать список используемых дидактических материалов; разработки игр, бесед, походов, экскурсий; тематику и рекомендации по проведению исследовательской работы и пр.
Список использованной литературы должен отражать теоретические и методические основания, на которые опирался автор при составлении программы, а также включать методические пособия и рекомендации, применяемые при подготовке к занятиям.
Немаловажным шагом в организации работы ШБП является подготовка педагогов к работе с детьми дошкольного возраста. Проблема готовности учителя начальных классов к работе с дошкольниками чаще всего возникает в связи с тем, что педагоги незнакомы со спецификой образования этих детей, их возрастными особенностями, с новыми подходами к работе с дошкольниками.
В настоящее время в ряде ШБП образовательный процесс строится по учебно-дисциплинарной модели, дублируются цели, задачи, формы и методы начальной школы, практикуется раннее обучение детей письму, чтению и т.п. При этом игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка дошкольного возраста, а значит, и его интересы.
Нарушение требований к содержанию, формам и методам работы с дошкольниками влечет за собой целый ряд проблем:
– акцент на обучение детей чтению и письму, ознакомление с началами математических знаний не позволяет создать условия для разностороннего развития детей, не посещающих ДОУ;
– использование «школьных» форм и методов работы с дошкольниками влечет за собой формирование негативного отношения детей к школе;
– отбор содержания, не соответствующего уровню интеллектуального и психического развития старших дошкольников, ориентированность на учебную модель взаимодействия с ними приводит к перегрузке дошкольников, посещающих и ДОУ, и ШБП.
Для предупреждения этих и других проблем администрации школы необходимо организовать специальную подготовку педагогов к работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ШБП: к организации разных видов игры как ведущего вида деятельности дошкольников, к обеспечению баланса разных видов активности детей, к интеграции предметных областей знаний, к отказу от использования занятий в качестве преобладающей формы организации обучения и пр.
В ШБП также часто нарушаются базовые требования к материально-техническим условиям, в которых проходит образовательный процесс. Занятия обычно организуются в стандартных учебных классах, не приспособленных для занятий с дошкольниками. В таких помещениях мебель оказывается детям не по росту, отсутствуют зоны для игр и отдыха, не представлена развивающая предметно-пространственная среда.
Поэтому еще одним шагом организации работы ШБП должна стать подготовка МТБ, соответствующей «Санитарно-эпидемиологическим требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (САНПИН 2.4.1.3049-13).
В заключение еще раз обозначим последовательность действий по организации работы ШБП (или ее реформированию), выполнение которых позволит преодолеть основные трудности и недостатки, возникающие при проектировании и реализации программ ШБП, и обеспечить адаптивность программы и образовательного процесса ШБП к уровню и особенностям развития и подготовки дошкольников.
Алгоритм организации работы ШБП
1. Анализ образовательных потребностей населения.
2. Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность ШБП.
3. Подготовка нормативной базы ШБП.
4. Разработка программы ШБП.
5. Подготовка педагогов к работе с детьми дошкольного возраста.
6. Создание материально-технической базы реализации программы ШБП.
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ». – Москва: Проспект, 2013. – 160 с.
2. Письмо Министерства образования России от 22 июня 1997 г. № 990/14-15 «О подготовке детей к школе» // http://sinref.ru/000_uchebniki/03800pedagog/004_nastolnaia_kniga_vospit_detskogo_sada_chestanova_2005/023.htm
Скачать вложение