Особенности проектирования совместной образовательной деятельности в соответствии с принципами и подходами ФГОС ДО и вариативной ООП «Детский сад 2100»
Автор: Виноградова Алина Николаевна, старший преподаватель ОГБОУ ДПО "РИРО"; Гуменная Светлана Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №102»Введением ФГОС ДО в систему дошкольного образования меняет требования к воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников, которые педагог должен осуществлять с опорой на ключевой принцип стандарта – принцип «приобщения к познанию через различные виды деятельности, сообразные психолого-возрастным особенностям развития ребёнка» (академик РАО Г.А.Асмолов) [2].
Воспитатель в образовательном процессе должен способствовать формированию у ребёнка высших психических функций на основе:
- совместных раздельных действий с другими людьми;
- общения, опирающегося на языковые средства.
В результате действия и высшие психические функции в составе действий:
- становятся произвольно преднамеренно регулятивными;
- приобретают умственные формы;
- становятся осознаваемыми.
Таким образом, введение стандарта нацеливает педагога дошкольного образования на изменение подходов к организации образовательного процесса, как в режимных моментах, так и на занятиях (непрерывной образовательной деятельности).
В частности изменяется структура и способы организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми. Например, авторы вариативной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100» в структуре непрерывной образовательной деятельности последовательно выделяют пять взаимосвязанных этапов, обеспечивающих комплексное решение задач ФГОС дошкольного образования. Рассмотрим эти этапы:
1.Мотивационный этап (создание условий для возникновения у ребёнка внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности).
2. Ориентировочный этап (формирование целей деятельности, подбор средств).
3.Исполнительский этап (реализация самой деятельности, получение результата, подведение итогов).
4. Рефлексивный этап («взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности).
5. Перспективный этап (выход на самостоятельную деятельность детей).
Как уже было отмечено выше, совместная образовательная деятельность педагога с детьми реализуется через различные виды деятельности. Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС дошкольного образования, подчёркивают: ребёнок на этапе завершения дошкольного образования проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе и познавательно-исследовательской.
«Ребёнок-исследователь» – это естественное состояние дошкольника. Именно исследовательская деятельность создаёт необходимые условия для саморазвития, а в дальнейшем и для самореализации. К 3–5 годам элементарная исследовательская «потребность преобразуется и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по исследованию субъективно нового, а уже к 5 годам дети пытаются найти ответ самостоятельно, пробуя экспериментировать. В 5–6 лет дошкольник обращает к себе возникший вопрос или обнаруженное противоречие, так познавательная потребность начинает осознаваться ребёнком [1].
Большое поле для познавательно - исследований деятельности детей дошкольного возраста даёт изучение природы и явлений. Здесь дети «продолжают познание классификаций, свойств и функций природного и рукотворного мира. В процессе экспериментирования дети учатся наблюдать за явлениями природы, выдвигают гипотезы, проверяют их» [1].
Рассмотрим пример проектирования совместной образовательной деятельности (НОД) по экологическому образованию детей 6-7лет по теме: «Поиски невидимки». Данная совместная образовательная деятельность разработана в соответствии с принципами и подходами ФГОС
ДО и ООП «Детский сад 2100»:
Литература:
Воспитатель в образовательном процессе должен способствовать формированию у ребёнка высших психических функций на основе:
- совместных раздельных действий с другими людьми;
- общения, опирающегося на языковые средства.
В результате действия и высшие психические функции в составе действий:
- становятся произвольно преднамеренно регулятивными;
- приобретают умственные формы;
- становятся осознаваемыми.
Таким образом, введение стандарта нацеливает педагога дошкольного образования на изменение подходов к организации образовательного процесса, как в режимных моментах, так и на занятиях (непрерывной образовательной деятельности).
В частности изменяется структура и способы организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми. Например, авторы вариативной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100» в структуре непрерывной образовательной деятельности последовательно выделяют пять взаимосвязанных этапов, обеспечивающих комплексное решение задач ФГОС дошкольного образования. Рассмотрим эти этапы:
1.Мотивационный этап (создание условий для возникновения у ребёнка внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности).
2. Ориентировочный этап (формирование целей деятельности, подбор средств).
3.Исполнительский этап (реализация самой деятельности, получение результата, подведение итогов).
4. Рефлексивный этап («взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности).
5. Перспективный этап (выход на самостоятельную деятельность детей).
Как уже было отмечено выше, совместная образовательная деятельность педагога с детьми реализуется через различные виды деятельности. Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС дошкольного образования, подчёркивают: ребёнок на этапе завершения дошкольного образования проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе и познавательно-исследовательской.
«Ребёнок-исследователь» – это естественное состояние дошкольника. Именно исследовательская деятельность создаёт необходимые условия для саморазвития, а в дальнейшем и для самореализации. К 3–5 годам элементарная исследовательская «потребность преобразуется и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по исследованию субъективно нового, а уже к 5 годам дети пытаются найти ответ самостоятельно, пробуя экспериментировать. В 5–6 лет дошкольник обращает к себе возникший вопрос или обнаруженное противоречие, так познавательная потребность начинает осознаваться ребёнком [1].
Большое поле для познавательно - исследований деятельности детей дошкольного возраста даёт изучение природы и явлений. Здесь дети «продолжают познание классификаций, свойств и функций природного и рукотворного мира. В процессе экспериментирования дети учатся наблюдать за явлениями природы, выдвигают гипотезы, проверяют их» [1].
Рассмотрим пример проектирования совместной образовательной деятельности (НОД) по экологическому образованию детей 6-7лет по теме: «Поиски невидимки». Данная совместная образовательная деятельность разработана в соответствии с принципами и подходами ФГОС
ДО и ООП «Детский сад 2100»:
Литература:
1. Емельянова И.Е. Особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс до и после. - 2014.- №5. С.14
2. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сб. материалов в 3-х ч. Ч. 1. Образовательные программы раз- вития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 528 с. (Образовательная система «Школа 2100»): [Электронный ресурс]. URL http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Programma_mlad-sred-dosh_ch1.pdf
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
Вложенный файл содержит конспект НОД "Поиски невидимки" (doc, 40KB)
2. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сб. материалов в 3-х ч. Ч. 1. Образовательные программы раз- вития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 528 с. (Образовательная система «Школа 2100»): [Электронный ресурс]. URL http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Programma_mlad-sred-dosh_ch1.pdf
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
Вложенный файл содержит конспект НОД "Поиски невидимки" (doc, 40KB)
Скачать вложение