РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Автор: Баранова Ирина Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №121», г. Рязань

Статья посвящена анализу изменений в профессиональной деятельности педагога в результате внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В статье раскрываются сущностные качества педагога, его компетенции и умения в контексте Федерального государственного образовательного стандарта. Уделено внимание проблеме востребованности внедрения информационных технологий, обучения профессиональным навыкам с использованием самообразования и рефлексивной практики, а также работы с родителями. В статье приводятся практические примеры и рекомендации для воспитателей по адаптации к новой рабочей среде.

Ключевые слова: ФГОС ДО, профессиональная компетентность, воспитатель, повышение квалификации, образовательный стандарт.

Роль педагогов дошкольного образования в последние годы возросла, поскольку дошкольное образование претерпело реструктуризацию в соответствии с новым образовательным стандартом. Введение поправок в Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в России свидетельствует о радикальных преобразованиях, направленных на повышение качества и эффективности дошкольного образования. По мере того, как ситуация продолжает меняться, профессиональная деятельность и компетенции воспитателей также должны совершенствоваться, чтобы дать возможность на практике решать задачи и использовать возможности, связанные с этим стандартом.

Работа воспитателей дошкольных учреждений в соответствии с новыми стандартами имеет первостепенное значение не только для академического и социального развития детей, но и для создания необходимой основы для всего процесса обучения на протяжении всей жизни.

В данной статье исследуется специфика профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования при реализации ФГОС ДО. Целью исследования является выявление характерных особенностей профессионально важных качеств педагогов дошкольного образования, их профессиональных навыков и достижений как системы развития различных аспектов профессиональной компетентности.

Роль воспитателя дошкольного учреждения многогранна и сочетает в себе ряд обязанностей и функций, необходимых для всестороннего развития ребенка. По сути, работа воспитателя дошкольного учреждения заключается в содействии физическому, эмоциональному, социальному и интеллектуальному развитию ребенка в период его наиболее впечатлительного развития. Работа в сфере воспитания требует комплексный подход, включая владение традиционными методами обучения, способность понимать потребности и этапы развития ребенка, и в целом требует всесторонней педагогики.

Профессиональная деятельность воспитателя в дошкольном учреждении занимает двойной позицией, поскольку она одновременно относится к поведению (воспитательной работе) и интеллектуальной деятельности (педагогическая работа). Благодаря многолетнему опыту определения степени развития характера, они планируют и проводят образовательные мероприятия, соответствующие уровню развития, создают безопасную среду для того, чтобы ощутить стимулы и удовлетворить индивидуальные потребности каждого ребенка. Немаловажную роль в воспитании ребенка занимает атмосфера дома и участие родителей в жизни ребенка. Поэтому воспитателю необходимо также работать с родителями, чтобы убедиться, что дома все происходит в соответствии с указаниями и поддержкой.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) является базовым документом, регулирующим профессиональную деятельность воспитателей дошкольных учреждений в России. Стандарт, направленный на повышение качества и последовательности дошкольного образования по всей стране, устанавливает практические цели для педагогов, предлагая принципы и требования, которыми они должны руководствоваться. Основными целями "ФГОС ДО" являются обеспечение всестороннего развития детей, укрепление их здоровья и безопасности, а также подготовка детей к дальнейшей образовательной деятельности [5].

Система ФГОС ДО основана на нескольких основных принципах. Она ориентирована на учащихся и учитывает индивидуальные потребности и способности каждого ребенка. Эта система облегчает составление учебных планов для учащихся в соответствии с их уникальными предпочтениями в обучении и темпами. Стандарт также включает в себя типовую программу, которая предполагает интеграцию всех сфер развития (когнитивной, социальной, эмоциональной и физической). А также дополнительную программу, ключевой принцип которой включает в себя игровое обучение и роль игры в развитии творческих способностей, умении решать проблемы и социальных навыков у детей[3;1].

В государственном предприятии действуют прозрачные формальные образовательные стандарты, которые описывают основные требования к структуре образовательных программ, а также к их академической успеваемости. Они должны включать в себя ряд элементов, включая охрану здоровья и физическую заботу, когнитивный опыт и обучение, а также социальное и эмоциональное развитие. Новый закон также требует проведения регулярных проверок, чтобы определить, насколько хорошо дети усваивают материал, и соответствующим образом скорректировать стратегии обучения. Введением этих стандартов ФГОС ДО и стремится результативно обеспечение объединения досуга детей, независимо от их индивидуальных особенностей и темпов развития [2;4].

Что касается концепции дошкольного образования, то важность "ФГОС ДО" трудно переоценить. Его цель - обеспечить универсальную основу для стандартных образовательных практик, которые помогут установить критерии для предоставления дошкольного образования детям в разных частях страны. Это также показатель для преподавателей на местах, информирующий их об изменениях, которые они должны внести в свое профессиональное образование, чтобы адаптироваться к изменяющейся среде [5].

Для внедрения "ФГОС ДО" была создана прочная нормативно-правовая база. Система включает законы и подзаконные акты и устанавливает права и обязанности преподавателей, требования к высшим учебным заведениям, а также механизмы надзора и оценки. Закон "Об образовании в Российской Федерации", Закон "О дошкольном образовании", Российский государственный стандарт дошкольного образования, Основы государственной образовательной политики и другие. Конституция - важнейший указ, устанавливающий, как правительство организует требования к учебным планам, устанавливает квалификацию учителей и внедряет образовательные технологии [1;5]

Изучение этих нормативных документов позволяет выделить ряд важных моментов. Во-первых, они поддерживают непрерывное обучение учителей, чтобы они могли регулярно обновлять свою подготовку и образование в соответствии с новейшими педагогическими методами и исследованиями. Это будет иметь большое значение для развития учителя как на практике, так и во вторичной среде, поскольку учитель должен реагировать на неоднородность, связанную с обучением. В документах также содержится призыв к образовательным учреждениям и семьям тесно сотрудничать, чтобы обеспечить сбалансированную поддержку детей как в классе, так и дома и в обществе [2;3].

Профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования в контексте ФГОС ДО направлена на обеспечение инклюзивного, качественного, соответствующего возрасту образования для ребенка. Установленные стандарты объединили в себе все элементы, которые я и другие исследователи и педагоги определили как необходимые для эффективной и адекватной работы воспитателей раннего возраста. Работая в соответствии с этими стандартами и постоянно совершенствуясь в профессиональном плане, преподаватели будут направлять траекторию развития учащихся и формировать из них успешных граждан на протяжении всей жизни.

Введение поправок в Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) существенно изменило профессиональную деятельность воспитателей. Речь идет о профессиональной компетентности педагога, которая включает в себя не только педагогические навыки, но и широкие личностные качества, методическую грамотность и способность к постоянному развитию.

Понятие профессиональной компетентности педагога — это совокупность знаний, умений и личностных качеств, которая необходима для эффективного выполнения им своих профессиональных обязанностей. При работе с дошкольниками большое значение имеют такие личностные качества, как эмпатия, терпение, стрессоустойчивость, высокая мотивация и другие. Педагог должен уметь создать все необходимые условия для полноценного развития личности, а это подразумевает создание эмоционально благоприятных условий для реализации потенциала ребенка.

Профессиональные навыки преподавателя также включают в себя умение проектировать и организовывать учебный процесс, применять современные педагогические технологии и приемы, адаптированные к возрастным особенностям детей, но с учетом применения различных форм обучения, содержания и практических задач студентов. Методическая грамотность, в свою очередь, — это способность педагога знать и применять те или иные методические направления и приемы, которые способствуют эффективной реализации образовательного процесса. Это означает, что они должны уметь разрабатывать и реализовывать учебные программы, учитывающие различные потребности разных детей в обучении.

Влияние Федерального государственного образовательного стандарта на профессиональную компетентность учителей выражается в необходимости постоянного повышения квалификации и поиска новых компетенций. Постоянное повышение квалификации учителей, освоение новых методов и методик (стандарты устанавливают высокие требования к квалификации учителей). Обнаружено, что рост профессионального уровня педагогического состава не случайно напрямую ориентирован на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта, что приводит к повышению качества дошкольного образования (ссылки на статьи 7, 8, 9).

Ведущие компетенции учителя в контексте Федерального государственного образовательного стандарта представлены в нескольких ключевых областях. Педагогическая компетентность – это способность адекватно организовывать педагогическую образовательную деятельность с помощью педагогических технологий и методов. Это включает в себя планирование уроков, обучение развивающим играм и мероприятиям, а также оценку успеваемости детей.

Психолого-педагогическая компетентность предполагает знание психологических особенностей дошкольников, умение распознавать и учитывать индивидуальные потребности всех детей, создавая условия для их психического и эмоционального здоровья. Это сотрудничество с детьми с особыми образовательными потребностями, создание инклюзивной образовательной среды и культуры эмоционального благополучия.

Методологическая компетентность преподавателя в данном случае — это знания и умения, которыми преподаватель должен обладать, чтобы уметь создавать учебные программы, планировать и вести занятия, используя различные методические приемы и технологии. Образовательные программы могут меняться вместе с образовательными стандартами, как и подход к обучению – педагог должен быть готов применять новейшие технологии обучения, чтобы более эффективно обслуживать детей.

Способность учителя эффективно взаимодействовать с детьми, в основном с родителями, и коллегами является частью коммуникативной компетенции. Это может включать в себя все, что угодно, от совместной работы и разрешения конфликтов до бесед с родителями и даже собраний. Педагогу необходимы обширные навыки межличностного общения, чтобы уметь хорошо общаться с другими людьми и уметь прислушиваться к тому, что на самом деле нужно их коллегам и клиентам.

Вооружение современного воспитательного процесса ИТ-компетенциями в области информационных технологий становится все более актуальным. Учитель должен знать, как использовать ИКТ в своей работе, должен уметь использовать современные ИКТ при проведении уроков, ИТ в общении с родителями, коллегами. Сюда входят те, которые связаны с работой с компьютером, образовательными программами и приложениями, а также интернет-ресурсами по образованию.

Знания и навыки в области охраны здоровья и безопасности детей необходимы для создания безопасной и оздоровительной школьной среды. Учитель должен организовать распорядок дня, соблюдать нормы санитарно-гигиенических условий, проводить занятия по физкультуре и здоровому образу жизни и быть готовым оказать первую медицинскую помощь.

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта профессиональная деятельность учителя становится еще более сложной и многогранной. Педагоги должны расти, решать новые задачи и развивать свой потенциал вместе со своими воспитанниками. Целесообразно вернуться к поддержке профессионального роста воспитателей - их непрерывному образованию и переподготовке, о чем важно не забывать при повсеместном внедрении Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольных учреждениях и добиваться качественных образовательных результатов [5;6].

Следует отметить, что за последние годы в России модернизация дошкольного образования перешла на новый уровень, в результате чего педагогам предъявляются новые требования к уровню квалификации. В частности, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стимулирует педагогические кадры к формированию профессиональных компетенций и введению инновационных методов обучения. Исходя из вышесказанного, следует изучить современное профессиональное развитие педагога, новые подходы и способы повышения квалификации, а также обобщить примеры внедрения Федерального государственного образовательного стандарта последнего поколения в образовательный процесс. В настоящее время новые методы обучения педагогический кадров ориентированы на развитие новых компетенций, необходимых для реализации последнего Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС. Согласно статье “Современные подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения в системе ФГОС”, системно-деятельностный подход на практике обучения способствует развитию профессиональных умений воспитателя. Данная модель включает в себя знания и практические навыки в своей специализации. На практике такая модель позволяет педагогам не просто изучать новые методики обучения, но и использовать их наиболее эффективно [4].

Основным направлением повышения квалификации является участие преподавателей в специальных курсах и тренингах, нацеленных на решение конкретных задач Федерального государственного образовательного стандарта ДО. Статья «Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений» [2] рассмотрена и разработаны тематически ориентированные программы повышения квалификации, основанные на системах модульного обучения. В тематические модули включены темы на изучение определённых аспектов педагогической деятельности, что дает преподавателям возможность подробно изучить особенность данной области и сразу применить полученные знания при работе с детьми. В учебных заведениях в результате применения данных программ были получены положительные результаты их эффективности. Отмечается, что повышение квалификации поток к улучшению качества всей предлагаемой образовательной услуги. Внедрение различных интерактивные формы обучения групповая работа, игровые методы и выражения позволяют более глубоко усвоить материал, повышает критическое мышление и способность к принципиально новому решению проблемы.

Здесь также наблюдаются перспективные практики, направленные на использование Федерального государственного образовательного стандарта для реализации новых компетенций в образовательной деятельности детских садов по всей территории России. Все эти расширяющие возможности механизмы включают в себя практическое обучение, например, использование проектной деятельности, руководства для пользователей по проектам, которые вовлекают как детей, так и лиц, осуществляющих уход, и развивают их творческие и исследовательские способности. Педагоги, ранее прошедшие подготовку по Федеральному государственному образовательному стандарту, применяют метод проектов, который способствует развитию у детей сотрудничества, самостоятельности и ответственности.

Есть еще одна причина, по которой эта методика пользуется спросом, - раннее развитие, технологии и программы для детей младшего дошкольного возраста. Воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации, сообщают, что использование этих технологий может значительно улучшить результаты обучения и развитие ребенка. Например, методика Монтессори или система 2100. помогает ребенку развивать свои умственные и физические способности, модель когнитивного мышления и самостоятельные задания в раннем возрасте.

Опыт работы педагогов в новых условиях также свидетельствует о важной составляющей успешной реализации ФГОС - работе с родителями. Педагоги совместно планируют и проводят такие мероприятия, как беседы, консультации и мастер-классы для родителей. Это позволяет сформировать единую образовательную среду, в которой родители и педагоги сотрудничают, а это способствует гармоничному развитию детей.

Проведение реформы в области реализации ФГОС ДО сопряжено с рядом проблем для педагогов. Одной из сложностей является налаженная система обучения, требующая перестраивания в соответствии с новыми требованиями. Этот стандарт предлагает полноценное развитие ребенка, поэтому повышение квалификации педагогов становится более актуальным. Однако, чаще всего на этом пути становятся «призраки» недостаточной подготовки к новым методам и технологиям.

Исследования и статистика демонстрируют, что отсутствие профессионального систематизированного обучения и переобучения вызывают большие трудности для совершенствования навыков профессиональных педагогов. Препятствиями к повышению квалификации являются отсутствие времени и ресурсов, а также это затрудненный процесс в связи с недостатком поддержки административных структур. Программы учебных курсов и материалов, устаревшие сейчас и не соответствующие новым стандартам, ухудшают данную ситуацию.

Тем не менее, будущее профессиональной деятельности многообещающее. Одним из важных шагов станет развитие систем профессиональной подготовки и переподготовки педагогов и использование современных ресурсов и публикаций, таких как электронные библиотеки, образовательные онлайн-курсы, вебинары и другое. Также тесное сотрудничество между дошкольными учреждениями и научными центрами будет влиять на ежегодное обновление методики и горизонты новейших достижений в профессиональной науке.

Список литературы:

1. Асаева И. Н. «Современные подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации». // Образование и наука. 2008. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-razvitiyu-rofessionalnoy-kompetentnosti-vosp... (дата обращения: 19.06.2024).

2. Зотова И. В., Кадырова Г. Н. «Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений» // Научный журнал. 2018. №4 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-professionalnoy... (дата обращения: 19.06.2024).

3. Зотова И. В., Кадырова Г. Н. «Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО» // Достижения науки и образования. 2018. №5 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-pedagogov-dou-v-usloviyah-vvedeniya... (дата обращения: 19.06.2024).

4. Колосова А.В. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО // Мировая наука. 2018. №8 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-urovnya-professionalnoy-kompetentnosti-vospitateley-dos... (дата обращения: 19.06.2024).

5. Леканова Г. И. «Повышение профессиональных компетенций педагогов дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования» // Проблемы педагогики. 2017. №8 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-professionalnyh-kompetentsiy-pedagogov-doshkolnogo-uchr... (дата обращения: 19.06.2024).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgosreestr.ru/standarts/fgos-do, свободный. — (Дата обращения: 18.06.2024).

Конспект во вложении (pdf, 177 Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru