Особености взаимодействия ДОО и семьи в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста
Автор: Кельцына Ольга Викторовна, заместитель заведующего по АХР, МБДОУ "Детский сад №121", г. РязаньВ рамках настоящей работы рассматриваются актуальные вопросы, связанные с влиянием дошкольных учреждений и их образования, а также непосредственно семьи на воспитание детей дошкольного возраста в экологическом формате. Представлены принципы, методы и практические рекомендации касаемо взаимодействия дошкольного образования и семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Ключевые слова. Экологическое воспитание; семейное воспитание, экологическая культура.
Основная цель взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста заключается в том, чтобы помочь родителям стать более компетентными в вопросах образования, здоровья и благополучия детей. Также важно установить единые подходы к воспитанию и обучению детей как в ДОО, так и в семье. Повышение воспитательного потенциала семьи также является важной задачей. Деятельность педагогов должна дополнять и поддерживать воспитательные усилия родителей в отношении детей разного возраста.
С самого раннего возраста важно стимулировать у детей интерес к окружающему миру, развивать в них доброжелательность, эмоциональную отзывчивость и человечность – это суть экологического воспитания.
В данной статье будут описаны взаимодействия с учетом возраста дошкольников в рамках 5-7 лет. Их развитие в данном возрасте тесно связано с пониманием значимости охраны природы и экологической ответственности, что имеет важное значение. В настоящее время становится все более актуальными проблемы окружающей среды, поэтому взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе экологического воспитания детей является неотъемлемой частью их развития.
Важно учитывать, что родители (законные представители) имеют преимущественное право на участие в обучении и воспитании детей, в соответствии с законом об образовании. Они не только обязаны основательно заботиться о физическом, нравственном и интеллектуальном развитии ребенка, но также должны быть открытыми к получению актуальной информации о его пребывании в группе.
Для этого каждому из родителей должен быть обеспечен свободный доступ в дошкольное образовательное учреждение. Важно, чтобы педагоги и родители обменивались информацией о развитии ребенка и поддерживали взаимное доверие, уважение и доброжелательность в отношениях. Педагоги должны придерживаться этики и культурных правил в общении с родителями, проявлять позитивный настрой на сотрудничество. Использование полученной информации должно быть этичным и рациональным, всегда в интересах детей.
Например, формирование интереса к природе и познавательных действий в экологичном отношении к окружающей среде является одним из главных принципов ДО, согласно ФГОС. Радость ребенка проявляется в его любви и уважении к живой и неживой природе. Он активно взаимодействует с окружающим миром, наблюдая и изучая его явления. Важно, чтобы он осознавал ответственность за свои действия и старался не нарушать гармонию с живыми существами.
Данный принцип основан на познание ребенком разнообразных объектов живой и неживой природы, поскольку он уже способен самостоятельно выделять отличительные особенности и свойства, различать времена года и характерные для них явления. Важно отметить, что дошкольник позитивно настроен к живым существам и заботится о них, соблюдая правила поведения при контакте с природой.
Педагог при формировании образовательной среды для дошкольников раскрывает потенциал каждого, с учетом его интересов при гармоничном развитии. В естественной среде педагог активно привлекает внимание детей и организует взаимодействие с объектами живой и неживой природы. Он может развивать наблюдательность у детей за природными явлениями, знакомить их с окружающими животными, растениями и объектами неживой природы, учить сопоставлять названия, строение и особенности. Особенно важно воспитывать уважение к растениям и животным, способствовать формированию бережного отношения к природе.
Сохранение окружающей среды является целью сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в экологическом воспитании. Важно, чтобы образовательный процесс и повседневная жизнь детей дошкольного возраста были тесно связаны. Поэтому родители могут самостоятельно объяснить детям, что на планете Земля обитает много разных народов и стран, что помогает людям понять, что это их общий дом. Дети совместно с семьями увлекаются изучением окружающего мира, проводят эксперименты с природными явлениями и объектами, познают свойства воздуха, песка, глины, воды, камней и других элементов неживой природы. Педагог или родитель показывает им разнообразие водных ресурсов, таких как океаны, моря, реки, озера и водопады, и поощряет наблюдения и самостоятельные исследования.
Семейное воспитание детей представляет собой сложную систему, зависящую от многих факторов, таких как наследственность, социальное положение, материальное благополучие и количество членов семьи. Родители и родственники играют ключевую роль в формировании образа жизни детей, влияя на их биологическое и социальное развитие. Место проживания и отношение к ребенку также оказывают значительное воздействие на процесс воспитания и обучения.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи строится на принципе партнерства и равноправия, этому принципу отводится первое место. Все стороны имеют равные возможности высказывать свои мнения, делиться опытом и принимать совместные решения. Поспособствовать этому могут проведение совместных мероприятий, которые также способствуют сохранению окружающей среды.
Принцип целостности образовательного процесса заключается в том, что создание единой системы воспитания должно быть направлено на взаимодействие между дошкольным учреждением и семьей, где экологическое образование охватывает все аспекты жизни ребенка. Поскольку задача образования дошкольников в области экологии - формирование у них экологической культуры, то она должна включать в себя развитие способности сопереживать и взаимодействовать с природными объектами, понимание детьми основных связей в природе и специфики взаимодействия человека с окружающей средой.
Также в рамках данной статьи будет актуально упомянуть системный подход, который является одним из важных принципов, который выделили в педагогике следующие ученые: А.А. Богданов, Г. Саймон, П. Друкер и А. Чандлер. Они заложили в подход к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста следующее - необходимость взаимодействия между дошкольным учреждением и семьей. Поэтому так важно учитывать все аспекты жизни ребенка, включая его социокультурный контекст, семью и окружающую среду.
Индивидуальный подход также является важным при взаимодействии семьи и ДОО в рамках воспитания детей дошкольного возраста. Каждый ребенок имеет свои особенности и потребности, поэтому работа должна быть основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Отметим, что взаимодействие между семьей и дошкольным учреждением стремится к достижению постоянного обучения и развития для всех участников. Поэтому, в заключение, рекомендуется обратить внимание на принцип постоянного обучения и развития.
Взаимодействие между дошкольными учреждениями и семьями детей дошкольного возраста в рамках экологического образования приносит много позитивных результатов. В особой атмосфере сотрудничества дети и родители развивают свои творческие способности, а также обучаются и познают друг друга. Это позволяет создать различные формы работы, которые способствуют эффективному взаимодействию между детьми и родителями.
Совместная работа с детьми дошкольного возраста способствует самоутверждению как у детей, так и у их родителей, что в свою очередь способствует раскрытию индивидуальных способностей. Также, это приводит к улучшению микроклимата в семье. Важная задача воспитания человека может быть успешно решена только при активном участии и совместных усилиях семьи.
Для начала проводят анализ данных о семье каждого обучающегося, их запросы в отношении охраны здоровья и развития ребенка, а также уровень психолого-педагогической компетентности родителей - все это учитывается при планировании работы с семьей и согласовании воспитательных задач. Результаты проведенного анализа о семье и ее потребностях помогают определить приоритетные направления работы с семьей и разработать индивидуальные планы.
Совместная работа между дошкольным учреждением и семьями заключается в необходимости использовать разнообразные методы. Традиционные методы, такие как выставки, родительские собрания, семинары и анкетирование, используются для расширения знаний родителей о природе и методиках ее изучения детьми дошкольного возраста. Кроме того, проводятся беседы и консультации, чтобы помочь родителям более глубоко понять и овладеть этими методами. Для более современного подхода в работе используются новые методы, например, интерактивные игры и онлайн-ресурсы, которые помогают детям лучше понять и оценить окружающую среду. Все эти методы помогают достичь более эффективного экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Они имеют важное значение для достижения основной цели - информирования родителей о деятельности дошкольного учреждения в области образования детей дошкольного возраста.
Воспитание детей дошкольного возраста в экологическом направлении требует обмена информацией о развитии ребенка в ДОО и семье. Взаимное доверие, уважение и доброжелательность в отношениях между педагогами и родителями являются необходимыми. Педагоги должны придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями. Полученная информация должна использоваться этично и разумно как педагогами, так и родителями в интересах детей.
Для эффективного экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках взаимодействия с родителями проводятся круглые столы, ролевые игры и тренинги, групповые родительские собрания и конференции. Воспитатели предоставляют информационные проспекты, стенды и папки-передвижки для родителей, чтобы облегчить процесс коммуникации. Журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей, и педагогические библиотеки для родителей также являются важными источниками информации.
Сайты ДОО и социальные группы в Интернете также играют свою роль в обмене информацией. Медиа репортажи и интервью, фотографии и выставки детских работ - все это создает возможности для родителей увидеть и оценить успехи своих детей. Досуговые формы, такие как совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, также включены в программу ДОО, чтобы создать возможности для семейного взаимодействия и знакомства с семейными традициями.
Для повышения эффективности процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста предлагается несколько рекомендаций.
1. Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей, их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребенка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребенка в освоении образовательной программы.
2. Для того, чтобы расширить познания детей дошкольного возраста о природе, родителям стоит воспользоваться различными методами исследования. Начните с того, чтобы проводить наблюдения за природными явлениями и фиксировать их на фотографиях. Посмотрите фильмы о природе вместе со всей семьей и обсудите их вместе. Заведите специальный дневник, где будете записывать свои наблюдения о росте и развитии природных объектов.
3. Читайте книги и энциклопедии о природе, чтобы узнать больше интересных фактов. Обсудите с ребенком правила поведения в природе и познакомьте его с растениями, включенными в красную книгу. Расскажите о лекарственных растениях и объясните, почему они имеют такое название.
Таким образом, вопросы экологического воспитания дошкольников представляют собой важное поле взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и семьей. На каждом этапе развития ребенка необходимо уделять особое внимание формированию его экологического сознания. Разнообразные методики и практики могут быть использованы как в домашних условиях, так и в дошкольных учреждениях для достижения этой цели. Важно создать благоприятную атмосферу сотрудничества между педагогами и родителями, чтобы обеспечить эффективное воздействие на малышей в плане формирования их экологической компетенции.
Список литературы:
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З. Ф. Аксенова. - М.: ТЦСфера, 2021. - 128 с.
2. Асмолова, А. Г. От экологических знаний к картине мира / А.Г. Асмолова // Вестник образования. - 2020. - №1. - С. 21-40.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2018. - 236 с.
4. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / О. А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2022. - С.23.
5. Курбатова, А. С., Ханова Т.Г. Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - М.: 2021. - №6.- С.40-42.
6. Молодова, Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию / Л.П. Молодова. - М.: Асар, 2020. - 158 с.
7. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 2022. - 160 с.
8. Николаева, С. Н. Юный эколог Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет/ С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-синтез, 2010. – 125 с.
9. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей/ С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2020. - 346 с.
10. Патрекевич, А. А. Экологическая мозаика / А.А. Патрекевич. - М.: Аверсэв, 2022. - 40 с.
Конспект во вложении (pdf, 279 Kb)
Скачать вложение