От добрых дел не устаёшь
Автор: Рослякова Ирина Вячеславовна, Говорская Оксана Николаевна, Шишова Елена Николаевна, воспитатели. МБДОУ «Детский сад № 105», г. РязаньМетодическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет (по произведению Г.Цыферова «Как отдыхал подъёмный кран»). Технология продуктивного чтения-слушания.
Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело.
К. Ушинский
Ученые давно выяснили, чтобы сохранить ясность ума на долгие годы – нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов это сделать – регулярно и вдумчиво читать. Основная задача в дошкольном учреждении – сформировать интерес ребенка к чтению книг, научить его слушать произведение, сопереживать героям и понимать главную мысль текста. Чем больше детям читают, тем больше развивается их кругозор, формируется связная речь, дети учатся выражать свои мысли, эмоции, чувства.
Технология продуктивного чтения – слушания была разработана профессором О. В. Чиндиловой и адаптирована для дошкольников. Коллектив педагогов нашего сада, в течение некоторого времени, применял эту технологию, наблюдая за своими воспитанниками, мы заметили, что у них появился интерес к чтению художественной литературы, они с удовольствием стали слушать произведения. Дети стали называть героев, находить объяснения их поступкам, научились анализировать, рассуждать, понимать смысл текста и извлекать определенную информацию из него.
Современное общество должно воспитывать читающее поколение, дети должны уметь извлекать нужную и полезную информацию из текста и пользоваться ей в повседневной жизни, без этого невозможно жить в современном мире и достичь успехов.
Цель: Способствовать развитию умения эмоционально воспринимать текст на слух, понимать содержание, определять характер героев.
Предварительная работа: беседы и рассматривание картинок по темам «Стройка», «Спецтехника», показ и обсуждение презентации «Строим дом», сюжетно – ролевая игра «Строители».
Оборудование: Иллюстрации к произведению, MP3 запись развивающей песенки «Подъемный кран» из мультфильма «Кукутики», 2 обруча, 2 корзинки, муляжи грибочков и орехов.
Художественная задача текста: Способствовать пониманию детьми того, что готовность приходить на помощь приносит удовольствие, от хороших поступков не устаешь; приятно, когда тебя благодарят за помощь.
Ход деятельности:
I ДО ЧТЕНИЯ
1. Мотивационный этап
- Ребята, какой груз может поднять человек? А бревно он может поднять? Огромный камень или бетонные плиты может? (Ответы детей).
- Человеку не под силу поднимать тяжелые грузы. Послушайте загадку и скажите, без чего людям не обойтись для подъема тяжестей.
Загадка:
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу,
Где прикажут – положу,
Человеку я служу. (Подъемный кран).
- Ребята, где можно увидеть подъемные краны? (На стройке). На одной из строек трудились два подъемных крана. Посмотрите на них. (Показ иллюстрации из книги). – Какие они? (Высокие, сильные, улыбаются, у них хорошее настроение. У кранов есть кабина, стрела, крюк).
- Писатель Геннадий Цыферов написал много добрых сказок для детей, в том числе и про эти подъемные краны.
2. Ориентировочный этап
- Подъемные краны много работают вместе с людьми. Как вы думаете, как они отдыхают? (стоят на стройке без работы, не поднимают грузы). А хотите узнать, как они на самом деле отдыхали? (Да). Что для этого можно сделать? (Прочитать сказку).
II ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ
3. Исполнительский этап
3.1. Чтение – слушание сказки Г. Цыферова «Как отдыхал подъемный кран»
Целую неделю работали на стройке два подъёмных крана. (Представили себе?) А когда настал выходной день, решили они поехать за город — за высокий холм, за голубую речку, за зелёную поляну (пауза) — отдохнуть.
И только расположились подъёмные краны на мягкой траве среди душистых цветов, как притопал на поляну маленький медвежонок и жалобно попросил:
— Я уронил в речку моё ведёрко. Пожалуйста, достаньте мне его! (Жалко медвежонка?)
— Ты же видишь, я отдыхаю, — сказал один подъёмный кран.
А другой ответил: (Пауза).
— Ну что ж, ведёрко достать — не стены ставить.
Поднял подъёмный кран ведёрко, отдал медвежонку и подумал: «Теперь и отдохнуть можно». Да не тут-то было.
Прискакал на полянку зелёный лягушонок:
— Уважаемые подъёмные краны, пожалуйста, прошу вас, спасите моего братца! Он прыгал, прыгал — и запрыгнул на деревце. А слезть не может.
— Но я ведь отдыхаю! — ответил лягушонку один кран.
А другой сказал: (-Что же он сказал? Дети делятся предположениями).
— Ну что ж, лягушонка спасти — не груз нести.
И снял с дерева озорного лягушонка.
— Бре-ке-ке-ке! Ква-ква! Какой добрый подъёмный кран! — заквакали благодарные лягушата и пустились наперегонки к болотцу.
— Так ты никогда не отдохнёшь! — заскрипел один подъёмный кран.
— Отдохну! — весело ответил другой и положил свою длинную стрелу на сосновую ветку.
— Ах! — воскликнула рыжая белочка — хозяйка сосны. — Как хорошо, что вы ко мне заглянули! Целое лето я собирала на зиму грибы. А поднять в дупло корзину не могу. Пожалуйста, помогите мне! (Поможет кран?)
— Ну что же, — с готовностью ответил подъёмный кран. — Корзину поднять — не вагон разгружать.
Поднял кран корзинку с грибами и поставил прямо в белочкино дупло.
— Спасибо! Большое спасибо, милый подъёмный кран! Вы мне так помогли!
— Ну что вы! — смущённо ответил подъёмный кран. — Это такие пустяки!
Теперь подъёмный кран мог и отдохнуть. Да только пора было собираться в обратный путь, домой. Наступил вечер. (Пауза).
Провожать подъёмные краны пришли зелёные лягушата, маленький медвежонок и рыжая белочка. Стрелу подъёмного крана украшал букет ярких полевых цветов — подарок лесных зверушек.
— Ну как вы отдохнули? — спросил у подъёмных кранов их друг — бульдозер. (Что ему ответили краны? Предположения детей).
— Я, — ответил один подъёмный кран, — весь день сидел на травке, ничего не делал, но почему-то очень устал. Спина болит, всё скрипит.
— А я отдохнул прекрасно! — сказал другой. И дал понюхать бульдозеру полевые цветы.
— А я и не знал, что ты любишь цветы! — улыбнулся бульдозер.
— А я и сам не знал! — воскликнул добрый кран и рассмеялся.
Музыкальная пауза. (Дети делают движения под веселую песенку «Подъемный кран» из развивающего мультфильма «Кукутики», сезон 1, серия23).
3.2.Обобщающая беседа
- Ребята, куда отправились на отдых подъемные краны? (За город).
- Вспомните, кто попросил у подъемных кранов помощи? (Медвежонок, Лягушонок, Белочка).
- Оба ли крана пришли на помощь? (Нет).
- Как помог первый кран Медвежонку, Лягушонку, Белочке? (Ответы детей).
- Трудно было бы животным без помощи крана? (Да).
III ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ
3.3. Выражение своего отношения к содержанию текста.
- Ребята, что же делал второй кран? Почему? Что он говорил? (Ответы детей).
- Кто вышел провожать подъемные краны? Что подарили? Почему цветы вручили только одному крану? Какое настроение было у первого крана? (Радостное, прекрасное) Почему? (Ему нравилось помогать зверушкам, ему это было делать нетрудно, приятно).
- Каким он вернулся после отдыха на стройку? (Отдохнувшим).
- А второй кран, каким вернулся после выходного дня? (Уставшим, у него все болело, грустным). Почему? (Скучно было сидеть просто так, без дела).
- Как бы вы помогли животным? (Ответы детей).
3.4 Творческое задание
Подвижная игра – эстафета. «Поможем белочке» (Предложить детям помочь белочке собрать грибы и орехи. В обруче перемешаны орехи и грибы. Дети по одному из команды выбирают предмет, кладут в корзину и передают следующему игроку).
- Мы помогли Белочке? Справились с заданием?
4. Рефлексивный этап
- Ребята, помните, в самом начале, мы фантазировали, как могут отдохнуть подъемные краны? Мы правильно догадались? (Нет).
- Что помогло нам узнать о выходном дне подъемных кранов? (Послушать сказку).
- Вам понравилась сказка «Как отдыхал подъемный кран»? Написал эту сказку Геннадий Цыферов. Что вам больше всего запомнилось, понравилось?
- А вам нравится помогать другим людям? Когда вы помогаете кому – то, что вы чувствуете? (Радость, нам приятно).
5. Перспективный этап
- Ребята, кому вы расскажете эту сказку? (Ответы детей).
- Я желаю вам отдыхать с пользой и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.
Источники:
1.Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста.– М. :Баласс, 2014. – 43 с.
2.Нагаева О.Н., Ивченко Ю.В., Виноградова А.Н. Технология продуктивного чтения как механизм реализации преемственности уровней образования // Управление ДОУ. - 2019, №2. - С.62-71.
3.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://nukadeti.ru/skazki/cyferov-kak-otdykhal-podjomnyj-kran
(Дата обращения 04.11.2020)
Скачать вложение