Отговорила роща золотая
Автор: Буланова Ирина Анатольевна, Гладышева Ирина Александровна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №123» г. Рязань.Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе.
Одна из главных задач педагогов дошкольных учреждений в воспитании детей – через красоту поэзии. С.А. Есенин принадлежит к тем поэтам, произведениям которых свойственна великая простота. Они понятны любому читателю, как взрослым, так и детям. Лирика С.А. Есенина пронизана любовью к Родине. Большая часть произведений – стихи о природе. Впечатления, полученные от соприкосновения с лирикой Есенина именно в раннем детстве, обычно бывают самыми яркими и незабываемыми. Роль поэзии в жизни ребенка очень важна. Она помогает настроить душу на восприятие высоких чувств.
Сергей Есенин - любимый русским народом поэт. Его справедливо называют душой и сердцем нашей России. Несмотря на кажущуюся простоту, его поэзия глубока и самобытна. Стихи Сергея Есенина согреты каким-то внутренним теплом, которое необходимо дошкольнику. Они помогают детям познавать окружающий мир и самих себя.
Потеря интереса к поэзии – печальная реальность нашего времени. Ценность поэтического творчества зачастую утрачивает свою значимость уже на уровне семьи, когда телевидение и новомодные гаджеты с уверенностью вытесняют не только классическое поэтическое слово, но и книгу как таковую.
Поэтому педагогов не могут не беспокоить проблемы в освещении данной тематики ДОУ. Тем печальнее осознавать всю глубину проблемы, являясь земляками великого русского поэта С.А.Есенина, источником творчества которого был наш родной Рязанский край. Слово о Родине, сказанное сердцем, наполненное добротой и теплом, всегда близко и дорого, понятно и притягательно – вот, что отличает произведения С.А.Есенина. Эти незримые узы способны привить детям не только любовь к художественному творчеству, но и воспитать в них глубокие патриотические чувства.
Мы считаем, что изучение творчества великого русского поэта С.А.Есенина, воспевшего родной Рязанский край, является особенно актуальным для ДОУ Рязани и Рязанской области, но также немаловажна для изучения поэзии в целом.
Цель занятия:
- Организовать образовательную деятельность детей посредством повторения признаков времени года.
- Ознакомление детей с жизнью и литературным творчеством русского поэта С.А. Есенина.
Задачи:
- Организовать:
- ознакомление детей с биографией и творчеством поэта С. Есенина;
- мотивацию к возникновению внутреннего побуждения к новой деятельности;
- знакомство детей с признаками времени года Осень;
- воспитывать любовь к Родине, родному краю;
- учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения;
- развивать умение видеть красоту и своеобразие окружающей природы;
- контроль результатов самостоятельной работы детей;
- рефлексивная оценка продуктов творческой деятельности.
Оборудование и материалы: текст стихотворения С.А. Есенина «Отговорила роща золотая»; иллюстрации на тему «Золотая осень»; портрет С.А.Есенина и его родителей; фотографии села Константиново; кленовые лисья; пластилин; магниты; доска.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия:
1. Мотивационный этап
Дети сидят на стульчиках полукругом. Стук в дверь, воспитатель открывает дверь и на пороге стоит коробка, подносит к детям.
Воспитатель: ребята, вам интересно, что в коробке?
Дети: отвечают на вопрос
Воспитатель открывает коробку: в коробке сборник стихов С.А.Есенина, осенние листья.
2. Ориентировочный этап
Воспитатель: кто же приготовил нам этот сюрприз? Детям предлагается вспомнить какое сейчас время года, признаки осени.
Дети: сюрприз приготовила нам «Осень», на улице стало холодно, часто идут дожди, лисья желтеют, опадают.
Детям предлагается вспомнить какое сейчас время года.
- Ребята, какое сейчас время года? (Ответ)
- Молодцы! За окном сейчас осень. Прекрасная пора! Яркая и сказочная!
Такую красоту описывал в своем стихотворении С.А Есенин. Он также как и мы с вами родился и жил на Рязанской земле. У нас в Рязанской области, в Рыбновском районе есть такое село, с очень красивым названием Константиново. Это село расположено на живописном берегу реки Оки (Детям показывают фото дома С.А Есенина и фото природы села Константинова). Здесь и жил великий поэт С.А Есенин. Он так любил природу родного края, восхищался ее красотой, что выражал свою любовь в стихах.
Сегодня мы с вами познакомимся с одним его стихотворением. Это стихотворение называется: «Отговорила роща золотая»
Воспитатель читает наизусть стихотворение:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
Воспитатель: как изобразил поэт рябину, листья?
Дети: поэт изобразил рябину как пламя, костер, который не греет. Листья, словно слова человека.
Воспитатель: Предлагаю вам немного отдохнуть и представить, что мы с вами осенние листочки (звучит детская песня «Листик, листик, листопад»). Дети выбирают себе сами листочки (кленовые листья).
Звучит детская песня: «Листик, листик, листопад». Дети поднимают руки вверх, качаются, изображая деревья, а потом бросают листья, представляют себя в роли осенних деревьев.
3. Исполнительский этап
Сегодня, мы с вами изобразим яркую, красную рябину, которая будет нас согревать воспоминаниями.
Дети проходят за столы, на столах они видят, пластилин, дощечка для лепки, цветной картон.
Воспитатель: У меня есть вот такая веточка, с красивыми листочками, а ягодок на ней нет. Как вы думаете, какого цвета пластилин нам нужен для ягодок? (Красный). Правильно, красный. А какого размера ягодки у рябинки. (Маленькие). Правильно, маленькие. А сколько ягодок у рябинки? (Много). Правильно, много. Поэтому каждому из вас надо слепить несколько ягодок. Посмотрите, как буду делать ягодки я.
Мне надо много ягодок. Поэтому, я беру кусочек пластилина красного цвета и отщипну от него много маленьких кусочков и положу их на доску. Потом скатаю из них много шариков и положу их на тарелочку. Затем беру шарики и прикладываю к веточке и прижимаю пальчиком. Получилась вот такая красивая ягодка.
Воспитатель: Давайте подготовим наши пальчики к работе:
Пальчиковая гимнастика «Рябинка»
Вот рябинка у тропинки, ветки красные горят (дети показывают кисти)
А ребята их сорвать скорей спешат (имитируют сбор ягод)
Много брать мы их не будем (грозят пальчиком,
Мы про птичек не забудем (имитируют руками взмах крыльев).
Воспитатель: А теперь вы попробуйте. (Дети садятся за столы и самостоятельно выполняют работу. Воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь).
4. Рефлексивный этап
4.1 Контроль результатов самостоятельной работы детей.
4.2 Рефлексивная оценка продуктов творческой деятельности.
По окончанию работы педагог предлагает детям оценить продукты своего творчества самостоятельно. Также, он отмечает старания каждого ребенка, озвучивает нюансы рисунков и выражает похвалу за то, что дети были аккуратны и выполнили работу самостоятельно.
5. Перспективный этап
Воспитатель хвалит детей за их старания, предлагает детям вместе развесить работы в творческом уголке.
Список литературы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программв дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, Э.М. Дорофеевой - 6-е изд., доп. – М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. – 368 С.
2. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 2 т.Т.1.Стихотворения. Поэмы/Слово о поэте Ю.В.Бондарева; Сост., вступ. и коммент. Ю.Л.Прокушева. –М.:Сов.Россия: Современик,1990. – 480 с.
3. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 2 т.Т.2.Стихотворения. Проза. Статьи.Письма/Сост. И коммент. Ю.Л. Прокушева. – М.: Сов.Россия: Современник, 1990. – 384 с.
Интернет-ресурсы:
1. https://sergey-esenin.su/o-sajte/ - сайт, посвященный Сергею Есенину
2. http://www.museum-esenin.ru/ - сайт Государственного музея- заповедника С.А. Есенина
3. https://esenin-museum.ru/ - сайт Музея Сергея Есенина в Москве
4. https://esenin.ru / – сайт о Сергее Есенине, на котором расположена очень подробная библиография
Скачать вложение