Овощи
Автор: Скулкова Наталья Ивановна, учитель – дефектолог, Седова Ирина Витальевна, воспитатель, Сакаева Ирина Васильевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 123», г. РязаньКонспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию для детей с нарушением слуха в средней группе (третьего года обучения)
Аннотация
Процесс психофизического развития детей с нарушением слуха может быть направлен в нужное русло только при правильной диагностике дефекта и создании условий для направленного коррекционно-педагогического воздействия. Наибольший эффект в развитии детей с нарушением слуха достигается в целостной системе коррекционно-воспитательных воздействий – это взаимосвязанная работа учителя-дефектолога и воспитателей. Творческое овладение сурдопедагогической системой помощи детям с нарушением слуха – это длительный и накопительный опыт в процессе постепенной, самостоятельной работы с такими детьми. Разными специалистами (психологами, дефектологами, воспитателями), выделяется целый ряд особенностей, присущих данным дошкольникам - это особая чувствительность к определённому роду воздействиям, указывается, расположение к речевому общению, играм, образному и эмоционально окрашенному воображению. К специфическим возрастным особенностям, содействующим психическому развитию, относят любознательность, расположенность к рисованию, аппликации, лепке, конструированию. Все это мы и стараемся привить в деятельности с детьми с нарушением слуха.
В ходе специально организованной работы с детьми в дошкольной организации решается задача координирования деятельности учителя-дефектолога и воспитателей по объёму и способу введения в разные виды практической деятельности детей языкового материала, форм его предъявления и уровня отработки. Задачами выступают упорядочение и приведение в систему всех усваиваемых детьми в конкретных речевых условиях средств общения, планомерного развития значений слов и целых высказываний, активизация всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, дактилирования, слухозрительного восприятия).
Важная задача в нашей работе – это правильная оценка исходного уровня речевого развития детей (наличия «пускового звена» языковой способности). Актуальной остается тема изучения в детском саду специалистами в равной степени достижения на каждом возрастном этапе и в разные периоды обучения, соотношения результатов в овладении речевым материалом с намеченной программой и методикой обучения Л.П. Носковой, Л.А.Головчиц, выявляются причины отставания и происходит искание путей их преодоления.
Таким образом, главное в дошкольные годы интенсивно поддержать различного рода практические, умственные и художественные способности, интересы детей. Это возможно только при совместной деятельности специалистов – учителя – дефектолога, психолога, воспитателей, так как только в коллективе начинают закладываться основы будущей личности, развивается речь детей.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию для детей с нарушением слуха в средней группе (третьего года обучения)
на тему: «Овощи»
Цель: организовать образовательную деятельность детей, направленную на обобщение и систематизацию знаний по теме «Осень. Овощи»; способствовать развитию умений приближенно, устно, устно - дактильно проговаривать слова по теме занятия; пробудить интерес к изображению и аккуратному закрашиванию овощей овальной и круглой формы.
Оборудование: овощи, таблички, мольберт, корзина, картинки овощей, ноутбук, экран для презентации.
Словарь: Осень. Это овощи. Овощи растут в огороде. Красный, зеленый, круглый, овальный, большой, маленький, жёлтый, горький. Какого цвета? Какой формы?
Назови овощи, дай, положи, принеси. Имена детей группы. Бумага. Карандаши.
Предварительная работа: рассматривание овощей на картинках, в книгах, просмотр презентации, игры с овощами и фруктами в свободной деятельности. Рисование (раскрашивание) овощей в раскрасках, лепка, аппликация.
Ход деятельности
Занятие проходит в классе. Под бубен дети заходят в класс. Дети стоят полукругом рядом с учителем. Дети приветствуют взрослых.
Учитель-дефектолог: Здравствуйте, дети. Сегодня мы будем заниматься, говорить, слушать, думать.
Работа на слух. Перекличка детей [Мирон…] и т. д. - Я тут. Учитель-дефектолог поочередно называет имена детей.
Учитель-дефектолог: Какое время года?
Дети: Осень.
Учитель-дефектолог: Да осень там, осень тут.
Фонетическая ритмика.
Учитель - дефектолог:
- Будем говорить, слушайте:
Осень, осень к нам пришла,
Много листьев принесла.
Дети выполняют движения фонетической ритмики с проговариванием слов по подражанию педагогу.
Дети садятся на стульчики полукругом.
Показ презентации по теме «Овощи». Проговаривают и отгадывают загадки дети вместе с учителем - дефектологом.
Учитель: Посмотрите, что тут? Это овощи. Овощи растут в огороде.
Дети повторяют за учителем.
Учитель - дефектолог: Что это? Это овощ помидор. Он круглый, красный.
Учитель - дефектолог: Что это? Это овощ огурец. Он овальный. Зеленый. Вкусный.
Учитель - дефектолог: Что это? Это овощ лук. Он желтый, круглый, горький.
Учитель - дефектолог: Что это? Овощи морковь, картофель, репа, капуста. Молодцы!
Приближенно, устно, устно - дактильно проговариваем названия овощей, где растут овощи, закрепляем форму и цвет. Учитель - дефектолог: Встаньте, дети отдохнем:
Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
(Движения головою.)
На четыре – руки шире,
(Руки в стороны.)
Пять – руками помахать,
(Махи руками.)
Шесть тихо сесть.
Сюрпризный момент.
Стук в дверь.
В гости приходит Зайка с мешочком.
Учитель – дефектолог удивленно: Кто стучит к нам? Это Зайка. Зайка будет смотреть, слушать, как вы играете, думаете, отгадываете загадки.
Игра «Чудесный мешочек».
Учитель - дефектолог: Что там?
Учитель-дефектолог предлагает каждому ребенку достать овощ и задает вопрос: Что это?
Ребёнок находит нужную табличку, устно - дактильно читает. Затем учитель-дефектолог сопряженно проговаривает с детьми название овощей, подкладывает с детьми табличку к картинке на мольберте.
Динамическая пауза (с имитацией движений).
Воспитатель: Слушайте и повторяйте за мной:
Мы пойдем в огород,
Много там всего растет,
Огурцов сорвем мы с грядки,
Помидоров с кожей гладкой,
Сладкая морковка,
Спряталась от нас ловко.
Дергай, дергай из земли
Все собрали, посмотри?
Дети шагают вместе с воспитателем, разводят руками, имитируют, как рвут овощи руками, изображают овощи и в конце ладонь подносят ко лбу, изображают удивление, как бы округляя глаза.
Игра «Угадай и нарисуй»(проводит воспитатель).
Дети изначально угадывают названия овощей по описанию и постепенно карандашами рисуют овощи, предварительно все проговаривают названия овощей, форму, цвет.
Воспитатель: Будем слушать, думать, будем говорить. Покажем Зайке, как умеем рисовать.Угадайте, что это?
Воспитатель проговаривает загадку: Круглый,жёлтый,горький. Что это?
Дети: Это лук.
Воспитатель спрашивает и проговаривает с ребенком, вызванным к мольберту: Какой лук по цвету? Какой лук по форме? Правильно. Лук желтый. Круглый.
Воспитатель: Что это? Бумага. Карандаши. Будем рисовать лук.
Дети просят бумагу, рассматривают и берут нужный цвет карандаша по цвету овоща.
Воспитатель: Слушайте загадку и думайте дальше. Овальный, зелёный, вкусный. Что это? Говорим вместе.
Дети: Это огурец. Огурец зеленый. Овальный. Вкусный.
Дети проговаривают с воспитателем. Один ребенок около мольберта проговаривает и отвечает на вопросы с обращением к табличкам.
Воспитатель: Правильно. Это овощ огурец. Нарисуйте, огурец. Хорошо. Молодцы.
Воспитатель: Слушайте другую загадку. Красный, круглый. Что это?
Дети: Это помидор.
Воспитатель: Правильно. Молодцы. Какой по цвету овощ помидор? Какой по форме?
Воспитатель вместе с детьми проговаривает: Красный, круглый. А теперь возьмите нужный карандаш по цвету и нарисуйте помидор. Молодцы. Хорошо.
Воспитатель и Зайка хвалят детей.
Воспитатель: Покажем Зайке наши рисунки.
Рефлексия. Рассматривание рисунков, акцентирование на аккуратных работах.
Оценка деятельности детей.
Воспитатель: Зайке понравилось, как вы занимались, слушали, думали, говорили, рисовали. В другой раз мы с вами наклеим овощи для Зайки.
Учитель-дефектолог: Что мы с вами делали сегодня?
Дети проговаривают вместе с учителем: Мы занимались, слушали, думали, говорили, играли, рисовали. Вы молодцы!
Литература:
1. Носкова Л.П. Воспитание глухих детей дошкольного возраста. - М., 1991.
2. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с.
3. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР. Методические рекомендации/авт. – сост. Е.В. Рындина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДТСТВО – ПРЕСС», 2014. – 176 с.
4. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М.:Владос, 2004. – 344 с.
5. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. – М.: 2003. – 224 с.
6. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей.– М.: Просвещение, 1982. – 208 с.
Конспект с презентацией во вложении (zip 3MB)
Скачать вложение