РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Овощи

Автор: Скулкова Наталья Ивановна, учитель – дефектолог, Седова Ирина Витальевна, воспитатель, Сакаева Ирина Васильевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 123», г. Рязань

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию для детей с нарушением слуха в средней группе (третьего года обучения)

Аннотация

Процесс психофизического развития детей с нарушением слуха может быть направлен в нужное русло только при правильной диагностике дефекта и создании условий для направленного коррекционно-педагогического воздействия. Наибольший эффект в развитии детей с нарушением слуха достигается в целостной системе коррекционно-воспитательных воздействий – это взаимосвязанная работа учителя-дефектолога и воспитателей. Творческое овладение сурдопедагогической системой помощи детям с нарушением слуха – это длительный и накопительный опыт в процессе постепенной, самостоятельной работы с такими детьми. Разными специалистами (психологами, дефектологами, воспитателями), выделяется целый ряд особенностей, при­сущих данным дошкольникам - это особая чувствительность к определённо­му роду воздействиям, указывается, расположение к речевому общению, играм, образному и эмоционально окрашенному воображению. К специфическим возрастным особенностям, содействую­щим психическому развитию, относят любознательность, расположенность к рисованию, аппликации, лепке, констру­ированию. Все это мы и стараемся привить в деятельности с детьми с нарушением слуха.

В ходе специально организованной работы с детьми в до­школьной организации решается задача координирования де­ятельности учителя-дефектолога и воспитателей по объё­му и способу введения в разные виды практической деятель­ности детей языкового материала, форм его предъявления и уровня отработки. Задачами выступают упорядочение и приведение в систе­му всех усваиваемых детьми в конкретных речевых услови­ях средств общения, планомерного развития значений слов и целых высказываний, активизация всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, дактилирования, слухозрительного восприятия).

Важная задача в нашей работе – это правильная оценка исходного уровня речевого развития детей (наличия «пускового звена» языковой способности). Актуальной остается тема изучения в детском саду специалистами в равной степени достижения на каждом возрастном этапе и в разные периоды обучения, соотношения результатов в овладении речевым материалом с намеченной програм­мой и методикой обучения Л.П. Носковой, Л.А.Головчиц, выявляются причины отставания и происходит искание путей их преодоления.

Таким образом, главное в дошкольные годы интенсивно поддержать раз­личного рода практические, умственные и художественные способности, интересы детей. Это возможно только при совместной деятельности специалистов – учителя – дефектолога, психолога, воспитателей, так как только в коллективе начинают закладываться основы будущей личности, развивается речь детей.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию для детей с нарушением слуха в средней группе (третьего года обучения)

на тему: «Овощи»

 

Цель: организовать образовательную деятельность детей, направленную на обобщение и систематизацию знаний по теме «Осень. Овощи»; способствовать развитию умений приближенно, устно, устно - дактильно проговаривать слова по теме занятия; пробудить интерес к изображению и аккуратному закрашиванию овощей овальной и круглой формы.

Оборудование: овощи, таблички, мольберт, корзина, картинки овощей, ноутбук, экран для презентации.

Словарь: Осень. Это овощи. Овощи растут в огороде. Красный, зеленый, круглый, овальный, большой, маленький, жёлтый, горький. Какого цвета? Какой формы?

Назови овощи, дай, положи, принеси. Имена детей группы. Бумага. Карандаши.

Предварительная работа: рассматривание овощей на картинках, в книгах, просмотр презентации, игры с овощами и фруктами в свободной деятельности. Рисование (раскрашивание) овощей в раскрасках, лепка, аппликация.

Ход деятельности

Занятие проходит в классе. Под бубен дети заходят в класс. Дети стоят полукругом рядом с учителем. Дети приветствуют взрослых.

Учитель-дефектолог: Здравствуйте, дети. Сегодня мы будем заниматься, говорить, слушать, думать.

Работа на слух. Перекличка детей [Мирон…] и т. д. - Я тут. Учитель-дефектолог поочередно называет имена детей.

Учитель-дефектолог: Какое время года?

Дети: Осень.

Учитель-дефектолог: Да осень там, осень тут.

Фонетическая ритмика.

Учитель - дефектолог:

- Будем говорить, слушайте:

Осень, осень к нам пришла,

Много листьев принесла.

Дети выполняют движения фонетической ритмики с проговариванием слов по подражанию педагогу.

Дети садятся на стульчики полукругом.

Показ презентации по теме «Овощи». Проговаривают и отгадывают загадки дети вместе с учителем - дефектологом.

Учитель: Посмотрите, что тут? Это овощи. Овощи растут в огороде.

Дети повторяют за учителем.

Учитель - дефектолог: Что это? Это овощ помидор. Он круглый, красный.

Учитель - дефектолог: Что это? Это овощ огурец. Он овальный. Зеленый. Вкусный.

Учитель - дефектолог: Что это? Это овощ лук. Он желтый, круглый, горький.

Учитель - дефектолог: Что это? Овощи морковь, картофель, репа, капуста. Молодцы!

Приближенно, устно, устно - дактильно проговариваем названия овощей, где растут овощи, закрепляем форму и цвет. Учитель - дефектолог: Встаньте, дети отдохнем:

Раз подняться, потянуться,

Два согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

(Движения головою.)

На четыре – руки шире,

(Руки в стороны.)

Пять – руками помахать,

(Махи руками.)

Шесть тихо сесть.

Сюрпризный момент.

Стук в дверь.

В гости приходит Зайка с мешочком.

Учитель – дефектолог удивленно: Кто стучит к нам? Это Зайка. Зайка будет смотреть, слушать, как вы играете, думаете, отгадываете загадки.

 Игра «Чудесный мешочек».

Учитель - дефектолог: Что там?

Учитель-дефектолог предлагает каждому ребенку достать овощ и задает вопрос: Что это?

Ребёнок находит нужную табличку, устно - дактильно читает. Затем учитель-дефектолог сопряженно проговаривает с детьми название овощей, подкладывает с детьми табличку к картинке на мольберте.

Динамическая пауза (с имитацией движений).

Воспитатель: Слушайте и повторяйте за мной:

Мы пойдем в огород,

Много там всего растет,

Огурцов сорвем мы с грядки,

Помидоров с кожей гладкой,

Сладкая морковка,

Спряталась от нас ловко.

Дергай, дергай из земли

Все собрали, посмотри?

Дети шагают вместе с воспитателем, разводят руками, имитируют, как рвут овощи руками, изображают овощи и в конце ладонь подносят ко лбу, изображают удивление, как бы округляя глаза.

Игра «Угадай и нарисуй»(проводит воспитатель).

Дети изначально угадывают названия овощей по описанию и постепенно карандашами рисуют овощи, предварительно все проговаривают названия овощей, форму, цвет.    

Воспитатель: Будем слушать, думать, будем говорить. Покажем Зайке, как умеем рисовать.Угадайте, что это?

Воспитатель проговаривает загадку: Круглый,жёлтый,горький. Что это?

Дети: Это лук.

Воспитатель спрашивает и проговаривает с ребенком, вызванным к мольберту: Какой лук по цвету? Какой лук по форме? Правильно. Лук желтый. Круглый.

Воспитатель: Что это? Бумага. Карандаши. Будем рисовать лук.

Дети просят бумагу, рассматривают и берут нужный цвет карандаша по цвету овоща.

Воспитатель: Слушайте загадку и думайте дальше. Овальный, зелёный, вкусный. Что это? Говорим вместе.

Дети: Это огурец. Огурец зеленый. Овальный. Вкусный.

Дети проговаривают с воспитателем. Один ребенок около мольберта проговаривает и отвечает на вопросы с обращением к табличкам.

Воспитатель: Правильно. Это овощ огурец. Нарисуйте, огурец. Хорошо. Молодцы.

Воспитатель: Слушайте другую загадку. Красный, круглый. Что это?

Дети: Это помидор.

Воспитатель: Правильно. Молодцы. Какой по цвету овощ помидор? Какой по форме?

Воспитатель вместе с детьми проговаривает: Красный, круглый. А теперь возьмите нужный карандаш по цвету и нарисуйте помидор. Молодцы. Хорошо.

Воспитатель и Зайка хвалят детей.

Воспитатель: Покажем Зайке наши рисунки.

Рефлексия. Рассматривание рисунков, акцентирование на аккуратных работах.

Оценка деятельности детей.

Воспитатель: Зайке понравилось, как вы занимались, слушали, думали, говорили, рисовали. В другой раз мы с вами наклеим овощи для Зайки.

Учитель-дефектолог: Что мы с вами делали сегодня?

Дети проговаривают вместе с учителем: Мы занимались, слушали, думали, говорили, играли, рисовали. Вы молодцы!

 

Литература:

 

1. Носкова Л.П. Воспитание глухих детей дошкольного возраста. - М., 1991.

2. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е.    Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с.

3. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР. Методические рекомендации/авт. – сост. Е.В. Рындина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДТСТВО – ПРЕСС», 2014. – 176 с.

4. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М.:Владос, 2004. – 344 с.

5. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. – М.: 2003. – 224 с.

6. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей.– М.: Просвещение, 1982. – 208 с.

Конспект с презентацией во вложении (zip 3MB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru