Ознакомление детей с трудом взрослых как средство развития финансовой грамотности у дошкольников
Автор: Простова Ольга Алексеевна, Костина Екатерина Андреевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №4», г. Рязань
В наше время каждый человек должен понимать, что он часть большого и сильного государства. Судьба этого государства во многом зависит от экономической, правовой, нравственной грамотности молодого поколения. Экономика в разных проявлениях является неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях жизни современного общества непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда дети приобретают первичный опыт элементарных экономических отношений (знакомство с трудом взрослых). Самостоятельно ребенок – дошкольник не освоит эту область, а с помощью взрослых (педагогов, родителей), он сможет приобрести доступные ему знания, поймет, какую важную роль играет финансовая грамотность в его жизни и жизни его семьи.
Формирование полезных привычек с раннего возраста в сфере финансов поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Также формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
Работа по данной тематике в нашем детском саду ведется с 2017 года. В августе 2020 года творческой группой воспитателей детского сада был разработан план годового проекта «Ознакомление детей с трудом взрослых как средство развития финансовой грамотности», который затем был утвержден на педагогическом совете.
Согласно ФГОС ДО, перед педагогами ДОО стоит задача формирования общей культуры личности детей, включающая в том числе и экономическую культуру.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, мы, педагоги, должны объяснить детям следующие вопросы: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей в будущем.
Чем раньше мы начнем говорить с детьми о деньгах и способах управления ими, тем проще им будет вырасти финансово грамотными и свободными людьми. Ведь время – это главный актив.
Цель нашего проекта – способствовать формированию основ финансовой грамотности у дошкольников.
Работая над темой формирования финансовой грамотности дошкольников, мы пришли к выводу, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, и чем меньше возраст, тем она теснее. С детства необходимо формировать у детей представления о вещах как результате труда людей, о личностных качествах труженика; способствовать накоплению практического опыта использования вещей и их функционального назначения.
Задачи проекта:
1) Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей с трех лет.
2) Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением).
3) Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости).
4) Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»
5) Признавать авторитетные качества человека – хозяина : бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – сочувствие, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, ( примеры меценатства, материальной помощи и т.д.)
6) Воспитывать уважение к людям, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
В финансовом просвещении важно не только расширять финансовый кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность: помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом причем труд следует понимать не только как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.
Планируемые результаты проекта:
· осознание детьми того, что денежные средства зарабатываются собственным трудом;
· осознание детьми того, что, чтобы быть финансово обеспеченным, нужно хорошо овладеть знаниями и практикой по определённой профессии;
· понимание детьми того, что сначала нужно заработать, а потом тратить: собственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можно купить;
· умение детьми считать деньги, например, сдачу в магазине, ведь деньги любят счет;
· умение детьми планировать финансы (приучаем вести доходы и расходы в краткосрочном периоде);
· знание детьми элементарных правил финансовой безопасности (ведь деньги одного могут быть объектом чужого интереса);
· понимание детьми того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги их не купишь;
· знание детьми того, что не все продается и покупается (забота мамы, вместе проведенное с семьей время);
· бережное отношение детей к своим игрушкам, экономное использование расходных материалов, сохранение того, что можно починить.
Формирование финансовой грамотности дошкольников реализуется через следующие формы его организации:
– беседы и дискуссии;
– комплексно – тематические занятия;
– сюжетно – ролевые, дидактические и настольные игры;
– чтение художественной литературы, пословицы и поговорки;
– интеллектуальные игры и развлечения, вечера досуга (викторины, «Поле Чудес», «КВН», квесты);
– мультипликация;
– онлайн гостевая ( экскурсия в производство);
– коллекционирование;
– продуктивная деятельность.
Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, сделать процесс познания интересным, доступным.
Таким образом, с сентября 2020 года по теме «Ознакомление детей с трудом взрослых как средство развития финансовой грамотности» работа в нашей дошкольной образовательной организации ведется, начиная с младшей группы, и делится на 3 этапа:
1 этап: подготовительный – ознакомление с трудом взрослых, введение в профессию, создание мотивации трудовой деятельности; подбор оборудования для труда;
2 этап: основной – создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам; создание эмоционально – положительной обстановки в процессе труда; систематическое включение каждого ребёнка в труд на права партнера, демонстрация заинтересованности педагога; учёт нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;
3 этап: заключительный – результат труда, вознаграждение, вручение диплома ребёнку «Юный финансист» о прохождении курса.
Для лучшего усвоения детьми младшего и старшего дошкольного возраста( от 3 до 7 лет) формирования основ финансовой грамотности через ознакомление детей с трудом взрослых мы предлагали к просмотру мультипликационные фильмы экономической направленности как элемента образовательной деятельности, такие как «Богатый бобрёнок», «Фиксики», «Смешарики», «Азбука денег. Уроки тетушки Совы».
Детям 3-4 лет предлагаем интерактивный мультфильм «Богатый бобрёнок», созданный при поддержке Министерства финансов РФ и международного банка реконструкции и развития» для содействия повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ.
В работе с детьми 3-4 лет основное внимание уделяем роли семьи и разным профессиям, в том числе и профессиям родителей.
Например, в серии «Профессии в наших семьях. Роль профессии» у Бобрёнка с братьями и сестрами происходит серьёзный разговор: им нужно решить, кем они будут, когда вырастут, и что нужно, чтобы этого достичь.
В серии « Хочу» и «Надо» Бобрёнку предстоит сделать выбор между тем, что нужно и что хочется, можно ли позволить себе и то, что необходимо, и то, что хочется – одновременно?
Для детей 4-5 лет мы предлагаем к просмотру мультипликационный фильм «Фиксики». Такие серии, как «История вещей – деньги», где всего за минуту, ребенок узнает, что такое деньги.
Детям старшего дошкольного возраста мы предложили к просмотру м/ф «Смешарики». При поддержке Минфина России, компания «Рики» выпустила 9 серий мультфильма, посвященных финансам. Каждый ролик длится 3 минуты и раскрывает определенную тему: инвестиции, кредиты, планирование бюджета и покупок, сбережение, страхование, финансовые цели и защита прав потребителей.
Воспитателями была создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с возрастом и интересами детей.
В младшей группе изучены профессии продавца, водителя, парикмахера, почтальона, отражение знаний были заметны в таких сюжетно – ролевых играх, как «Магазин овощей и фруктов», «Водитель маршрутного такси», «Парикмахерская», «Почтальон».
Интерес к данным профессиям поддерживается у детей и в 4-5 лет, усложняется сюжет, добавляются новые профессии: автослесарь, кассир. Дети играют в такие сюжетно – ролевые игры как «Автосервис», «АЗС».
До периода пандемии в рамках цикла встреч «Гость группы» регулярно проводились встречи с родителями воспитанников, которые рассказывали о своих профессиях.
В настоящее время, в рамках онлайн-гостиной, воспитателями групп с помощью родителей создан альбом о профессиях родителей, картотека загадок, дидактические игры.
В старших группах дети осваивают теоретические знания о следующих профессиях: визажист, стилист, мастер маникюра, официант, музыкант, каменщик, монтажник, маляр и их практическое применение в сюжетно – ролевых играх («Салон красоты», «Ресторан», «Строители»).
Воспитателями для поддержания у детей интереса по данной тематике разработаны лепбуки, в которых через игровые ситуации раскрываются такие важные темы финансовой направленности, как «хочу» и «надо», «можно/нельзя купить за деньги», семейный бюджет, профессии и атрибуты профессий, экономические ситуации в сказках.
В ходе образовательных ситуаций педагоги уделяют внимание вопросам бережливости и экономии, освещают такие вопросы, как экономия воды, сбережение электроэнергии, хождение пешком (вместо автомобиля), вторая жизнь вещам и создаем своими руками, а так же сравнению цен и выбор по цене и качеству.
В подготовительной группе содержимое лэпбуков усложняется добавлением в них экономических ребусов, дерева «Деньги мира», игры «Размен».
В подготовительной к школе группе дети овладевают теоретическими знаниями следующих профессий: фармацевт, ветеринар, педиатр, банкир, бухгалтер, личный финансовый консультант, кредитный эксперт. Дети с увлечением играют в сюжетно – ролевые игры, как «Аптека», «Ветеринарная клиника», «Семейный доктор», «Банк».
Правильное суждение – это когда происхождение денег, материальный достаток и благосостояние в сознании ребенка связывается с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги. Отсюда напрашивается вывод: процесс освоения финансовой грамотности должен осуществляться на фоне трудового воспитания дошкольников.
Труд – ведущая категория экономического воспитания, а деньги – одна из ее составляющих. Разрывать их было бы нелогично. А полноценное развитие личности, становление ценностных ориентации дошкольников может быть только при наличии совмещение нравственно–трудового и финансового просвещения.
Главное помнить, что «изолировать» финансовую грамотность от проблемы нравственно – трудового воспитания нельзя. Дети должны знать, что деньги это – ценность, богатство, но им необходимо помнить, откуда они берутся.
Особая роль отводилась первичному выявлению уровня знаний детей. Нами был проведен опрос «Устами младенца». В репортаже детям разных возрастов были заданы вопросы:
1– «Для чего нужны деньги?»
2– «Откуда деньги берутся?»
3– «На что деньги можно потратить?»
Среди ответов хочется особенно выделить мнение детей младшей и средней группы, которые не смогли сформулировать полноценный ответ, но интуитивно, основываясь на житейских представлениях, его дали. Хотя именно для них тема финансов была абсолютно новой и неизвестной ранее. Высказывания детей старшего возраста носят характер последовательности, уверенности, рассудительности и знаний.
Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство». Так давайте поможем детям овладеть искусством управления деньгами.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru (Дата обращения: 26.02.2021).
2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. –М.: Мозаика–синтез, 2019. – 336 c.
3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https: // fincult.info/prepodavanie/base/doshkolnoe-obrazovani/8461/(Дата обращения: 26.02.2021).
Материалы к проекту
Скачать вложение