РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

III Региональный конкурс проектов (социальной рекламы) «Мы против наркотиков» для студентов среднего профессионального образования
Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов финансовой грамотности «Финансовая перемена»

Ознакомление старших дошкольников с достопримечательностями малой родины через дидактическую игру

Автор: Дедолко Елена Николаевна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад №7 "Солнышко" им. Д.М.Гармаш", Рязанска область

Аннотация

Данный мастер-класс предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций, заинтересованных в поиске эффективных форм краеведческой работы. В ходе мероприятия участники познакомятся с практическим опытом использования авторских дидактических игр, направленных на формирование у старших дошкольников знаний о достопримечательностях, истории и культуре родного края. Педагоги не только увидят примеры готовых игр («Лото», «Лабиринт», настольная игра-ходилка), но и получат методические рекомендации по их внедрению в образовательный процесс для развития познавательной активности, речи и воспитания чувства любви к малой родине.

Слайд 1: Приветствие и представление

- Уважаемые коллеги! Я рада представить вам мастер-класс, посвященный эффективному инструменту в патриотическом воспитании – дидактической игре. Сегодня мы рассмотрим, как через игровую деятельность можно познакомить старших дошкольников с достопримечательностями нашей малой Родины.

Мы все понимаем важность патриотического воспитания с дошкольного возраста. Однако мы столкнулись с конкретной проблемой: диагностика в старшей группе показала, что у 70% детей знания о родной деревне Баграмово и Рыбновском районе были отрывочными. Дети могли назвать 1-2 достопримечательности, но не знали их историю, не чувствовали эмоциональной связи с малой Родиной. Стало ясно, что традиционные методы – беседы и просмотры презентаций – недостаточно эффективны. Нужен был подход, который превратит пассивных слушателей в активных исследователей. Таким решением для нас стало создание и системное внедрение в образовательный процесс цикла авторских дидактических игр.

Наша работа велась в нескольких направлениях. Мы организовали в детском саду мини-музей, где дети могут прикоснуться к истории. Проводили для ребят экскурсии по Баграмово, чтобы они увидели достопримечательности своими глазами. Участвовали в интерактивной программе «Праздник первого снопа», которая погрузила детей в традиции нашего края.

А также использовали целый ряд специально разработанных дидактических игр: это лото «Знаешь ли ты свой родной край», которое помогает закрепить знания о символах и культурных объектах Рыбновского района. Игра «Предметы старины далекой», которая развивает любознательность и связывает поколения. Игра-лабиринт «Куда я попал», построенная на узнавании местных достопримечательностей.

Слайд 2: Цель и задачи нашей работы

Воспитание патриотических чувств – это сложный и многогранный процесс, который начинается с любви к своему дому, своей семье, своему городу или селу – к тому, что мы называем нашей малой Родиной. Давайте сразу определимся, к какому результату мы стремимся. Цель нашей работы – через игру приобщить дошкольников к истории и культуре родного края, воспитать в них чувство любви к малой Родине. Для достижения этой цели мы решаем несколько ключевых задач:

- Даем детям знания о родном крае, его истории и достопримечательностях.

- Знакомим с культурой и традициями.

- Способствуем возникновению живого интереса к тому, что их окружает.

- И, наконец, воспитываем то самое фундаментальное чувство патриотизма.

Слайд 3: Актуальность темы. Почему игра?

Почему эта тема так актуальна именно сейчас? В современном мире, переполненном информацией, особенно остро стоит задача заинтересовать ребенка его ближайшим окружением, показать ему ценность и уникальность его собственного «уголка». И здесь дидактическая игра – не просто развлечение, а мощный инструмент. Она создает атмосферу увлеченности, где каждый ребенок становится активным участником, а не пассивным слушателем. Это живой, личностно-ориентированный процесс.

Наш путь решения проблемы состоял из нескольких этапов. Я подробно расскажу, как мы встраивали игры в жизнь детского сада и как привлекали родителей. Мы создали не разрозненные игры, а целостную систему.

Слайд 4: Игра «Знаешь ли ты свой родной край?»

Предлагаю перейти от теории к практике и рассмотреть конкретные игровые приемы, которые позволяют «путешествовать» по карте родного края, где каждый ребенок может попробовать себя в роли экскурсовода. (Ведущий демонстрирует первый пример, держа в руках карточку лото).

Цель: Закрепить знания о символике, архитектурных и природных достопримечательностях Рыбновского района; развивать зрительную память, внимание и связную речь.

Оборудование: 6 больших карт-полей с изображением 6-8 объектов каждая . Маленькие карточки-дубликаты изображений. Фишки.

Правила игры: Ведущий (педагог, а позже – ребенок) показывает маленькую карточку и называет изображенный объект. Игрок, нашедший этот объект на своем поле, поднимает руку, называет его и кратко рассказывает о нем (что это, где находится). Если ответ верный, он закрывает клетку фишкой. Побеждает тот, кто первым закроет все поле.

Ход игры: Сначала я сама была ведущей, задавая наводящие вопросы: «Это памятник Д.М. Гармаш. Кто она такая? Почему ее память увековечили?». По мере усвоения материала, роль ведущего передавалась детям. Это мотивировало их запоминать информацию, чтобы блеснуть знаниями в роли «экскурсовода».

Слайд 5: Игра «Предметы старины далекой»

Цель: Познакомить детей с предметами старинного быта, их назначением; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между прошлым и настоящим; воспитывать уважение к традициям.

Оборудование: Комплект карточек с фото современных предметов (утюг, лампа, миксер) и экспонаты мини-музея в группе (рубель, чугунный утюг, прялка, керосиновая лампа).

Правила: ребенок берет карточку с современным предметом и находит его «прадедушку» в мини-музее.

Ход игры: После того как предмет найден, начинается самый важный этап – диалог. Я задаю цепочку вопросов:

    1. «Что это за предмет?» (Ребенок высказывает гипотезу).

    2. «Как ты думаешь, как им пользовались? Для чего он был нужен?» (Развиваем логику и воображение).

    3. «Чем этот старинный предмет неудобен? Чем удобен современный?» (Учимся сравнивать и анализировать).

    4. «А есть ли такой предмет у тебя дома?» (Проводим связь с личным опытом).

Слайд 6: – Игра-лабиринт «Куда я попал?».

Цель: Закрепить знания о достопримечательностях конкретного населенного пункта (деревни Баграмово). Развивать пространственное мышление и умение составлять краткий описательный рассказ.

Оборудование: игровое поле с нарисованным лабиринтом, где ключевые точки – местные достопримечательности (родник, памятник, здание администрации, здание детского сада). Небольшие фигурки-машинки.

Правила: Провести машинку от старта до финиша по лабиринту.

Ход игры: Достигнув конечной точки, ребенок обязан стать «гидом»: «Я приехал к нашему роднику. Он очень старый, и люди берут из него чистую воду». Если рассказ неуверенный, другие дети или педагог помогают дополнить.

Слайд 7: Настольная игра «Дорога к детскому саду «Солнышко»

(Ведущий берет в руки коробку с настольной игрой, показывает ее аудитории)

Цель игры – первым дойти до детского сада, но главная задача – не просто двигаться по полю, а делиться знаниями о родном районе. Игра знакомит детей с окружающими их объектами, развивает речь и воспитывает гордость за свою малую родину.

Для игры нужно: игровое поле с маршрутом и реальными объектами, фишки, кубик и два типа карточек – «объекты» (лежат на поле) и «задания» (отдельная колода).

Правила и ход игры просты: игроки по очереди бросают кубик и двигают фишки. Попадая на клетку с объектом (например, памятник Гармаш), ребенок становится «гидом» – он берет карточку и рассказывает, что это за место. Воспитатель и другие дети поддерживают беседу, задавая уточняющие вопросы: «А почему улица названа в ее честь?». После этого «гид» может вытянуть дополнительную карточку-задание, чтобы ответить на вопрос или выполнить веселое действие. Игра идет до тех пор, пока кто-то из детей не доберется до финиша, но побеждают в итоге все, потому что каждый узнал что-то новое о своем доме и садике. Именно этот познавательный азарт и вызывает у детей такой живой интерес.

Слайд 8: Интеграция игр в образовательный процесс.

Мы не проводили игры от случая к случаю. Они стали стержнем нашей краеведческой работы и были органично вписаны в комплексно-тематическое планирование. В рамках недели «Мой родной край» лото и лабиринт были центральными активностями в центре познания. После экскурсии к памятнику Д.М. Гармаш мы обязательно играли в лото, закрепляя зрительные образы и новые знания. Во второй половине дня игры были доступны в свободной деятельности. Дети часто самостоятельно выбирали «настолку» «Дорога к детскому саду», что говорило о высоком интересе. Ребенку, который пропустил экскурсию, я предлагала игру-лабиринт, чтобы он мог наверстать упущенное в увлекательной форме.

Слайд 9: Работа с семьей.

Без родителей система не была бы полной. Наша работа включала:

- Родительское собрание: Мы презентовали наши игры, объяснили их цели и важность. Показали, как простой вопрос «А что это?» превращается в мини-исследование.

- Мастер-класс для родителей: мы научили их играть в эти игры, чтобы они могли делать это дома. Многие удивились, насколько это увлекательно.

- «Игротека на вынос»: родители могли брать наши игры домой на выходные, чтобы всей семьей закреплять материал.

Слайд 10: Практикум для коллег.

А теперь, коллеги, я не просто расскажу, а научу вас создавать такие игры. Давайте вместе разработаем прототип для вашего населенного пункта.

Задание 1: «Создаем игровое поле-ходилку» (Работа в малых группах).

1. Определяем тему: выберите 5-7 ключевых объектов вашего города/поселка, которые должны узнать дети (памятник, музей, стадион, красивая площадь, река и т.д.).

2. Создаем маршрут: На листе ватмана нарисуйте упрощенную карту-маршрут от Вашего детского сада до одного из этих объектов. Разместите выбранные объекты на клетках.

3. Продумываем задания: для 2-3 клеток придумайте вопросы или задания. Например, «Расскажи, что ты знаешь о памятнике С.А. Есенину?» или «Изобрази, как ты играешь на стадионе».

4. Презентуем: каждая группа представляет свой макет и рассказывает, как с его помощью можно провести мини-экскурсию.

 

Задание 2: «Встраиваем в план»

Обсудите в группах и предложите:

- В какую тему вашего КТП вы могли бы включить эту игру?

- В какой форме организовать работу с родителями с помощью этой игры? (Варианты: создание альбома, семейный конкурс фотографий на фоне объектов и т.д.)

Таким образом, уважаемые коллеги, внедряя эти, казалось бы, простые игровые элементы, мы решаем сразу несколько задач: развиваем познавательные и речевые способности, формируем эмоциональную связь с малой родиной и воспитываем патриотические чувства, которые останутся с ребенком на всю жизнь.

Слайд 11: Заключение и рефлексия

Коллеги, давайте подведем итоги!

Сегодня я на своем опыте показала вам последовательность действий: от диагностики проблемы через создание игр к их системному внедрению в образовательный процесс и работе с семьей. Этот путь привел нас к качественному результату: диагностика в конце года показала, что 90% детей имеют устойчивые знания и, что важнее, эмоционально-положительное отношение к своей малой родине.

Творите, играйте и открывайте свою малую Родину вместе с детьми! Спасибо за внимание!

Список литературы:

1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы». — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —336 с. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М.

2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: парциальная программа — СПб: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. —304 с. Князева О.Л., Маханева М.Д.

3. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие для педагогов. — М.: ТЦ Сфера, 2015 — 126 с.

Текст во вложении (pdf 140Kb)

Презентация https://disk.yandex.ru/i/Ezso155SGvpG7Q



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru