Педагогическая рефлексия как механизм развития педагогической деятельности
Автор: Абрамкина Алла Сергеевна. Педагог – психолог МБДОУ «Детский сад №91». г.РязаньУчебно-методическая разработка.
Одной из актуальной в психологии является проблема развития рефлексии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Решающим событием, определившим развитие рефлексии, было возникновение в рамках философии наиболее общих представлений о познании, впоследствии систематизированных в одном из её разделов — теории познания.
В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio -- обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".
Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет
приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.
Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями и т.д. Отечественный исследователь С.С.Кашлев под рефлексией в педагогическом процессе или педагогической рефлексией понимает процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Российский педагог Б.З.Вульфов профессиональную рефлексию определяет как соотнесение себя, возможностей своего Я с тем, чего требует избранная профессия, в том числе, с существующими о ней представлениями. Он ведет также речь о педагогической профессиональной рефлексии, понимая под ней то же, что и всякая профессиональная рефлексия, но в содержании, связанном с особенностями педагогической работы и собственным педагогическим опытом.
Педагогическая рефлексия – это сложный психологический феномен, представляющий собой умение педагога становится в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной деятельности и себе как к субъекту педагогического процесса.
По исследованию Л.А. Карпенко. Рефлексия – способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка.
Таким образом, рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт. Это, как сказал Д.Дьюи, "вечный ученик своей профессии" с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Рефлексивно думать для педагога - значит: сначала попытаться понять, кем является другой человек – ребёнок. Затем представить, какими могут быть перспективы его развития. Важно подчеркнуть, что в сознании педагога рефлексивно отображается не только ребёнок, но и действия, которые воспитатель предпринимает по отношению к нему.
Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет воспитателю проводить: анализ и оценку деятельности детей с разных позиций; своей деятельности; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия с детьми. В качестве основного метода развития педагогической рефлексии в моём ДОУ было выбрано тренинговое занятие с педагогами детского сада. Тренинговое занятие проводилось со всеми педагогами ДОУ однократно. При необходимости методическое мероприятие могло быть проведено и повторно. Тренинговое занятие включало в себя вводную часть, основную часть, которая делилась на теоретическую и практическую, и заключительную часть. Время работы на тренинговом занятии от 1 до 1,5 часов. В ходе данного методического мероприятия воспитатели ДОУ знакомились со способами развития саморефлексии, имели возможность в активной форме применить эти упражнения на себе «здесь и сейчас».
Цель: Создать условия для распространения педагогического опыта, знаний среди педагогов ДОУ по проблеме педагогической рефлексии как механизме развития педагогической деятельности. Обучить методике ее проведения.
Задачи тренинга:
- Дать определение понятиям: рефлексия, педагогическая рефлексия (как понятие, связанное с особенностями педагогической работы педагога ДОУ и собственным педагогическим опытом).
- Познакомить педагогов с основными аспектами педагогической рефлексии: определении, цели, компонентах, видах, функциях, модели, результатах, значении.
- Познакомить педагогов с личным опытом работы по применению видов рефлексии в процессах педагогического общения и способов развития педагогической рефлексии.
- Дать возможность педагогам в активной форме применить способы развития педагогической рефлексии на себе «здесь и сейчас».
Форма проведения: лекция с элементами тренинга.
Состав тренинга: воспитатели групп, педагог – психолог, специалисты ДОУ.
Предварительная работа: Подготовить материал, написать конспект тренинга.
Материал: планшетки, бумага формата А4, карандаши, карточки с фразами к упражнению «Без маски». Музыкальное сопровождение к упражнению «Подари себе имя".
Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет
приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.
Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями и т.д. Отечественный исследователь С.С.Кашлев под рефлексией в педагогическом процессе или педагогической рефлексией понимает процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Российский педагог Б.З.Вульфов профессиональную рефлексию определяет как соотнесение себя, возможностей своего Я с тем, чего требует избранная профессия, в том числе, с существующими о ней представлениями. Он ведет также речь о педагогической профессиональной рефлексии, понимая под ней то же, что и всякая профессиональная рефлексия, но в содержании, связанном с особенностями педагогической работы и собственным педагогическим опытом.
Педагогическая рефлексия – это сложный психологический феномен, представляющий собой умение педагога становится в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной деятельности и себе как к субъекту педагогического процесса.
По исследованию Л.А. Карпенко. Рефлексия – способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка.
Таким образом, рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт. Это, как сказал Д.Дьюи, "вечный ученик своей профессии" с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Рефлексивно думать для педагога - значит: сначала попытаться понять, кем является другой человек – ребёнок. Затем представить, какими могут быть перспективы его развития. Важно подчеркнуть, что в сознании педагога рефлексивно отображается не только ребёнок, но и действия, которые воспитатель предпринимает по отношению к нему.
Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет воспитателю проводить: анализ и оценку деятельности детей с разных позиций; своей деятельности; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия с детьми. В качестве основного метода развития педагогической рефлексии в моём ДОУ было выбрано тренинговое занятие с педагогами детского сада. Тренинговое занятие проводилось со всеми педагогами ДОУ однократно. При необходимости методическое мероприятие могло быть проведено и повторно. Тренинговое занятие включало в себя вводную часть, основную часть, которая делилась на теоретическую и практическую, и заключительную часть. Время работы на тренинговом занятии от 1 до 1,5 часов. В ходе данного методического мероприятия воспитатели ДОУ знакомились со способами развития саморефлексии, имели возможность в активной форме применить эти упражнения на себе «здесь и сейчас».
Цель: Создать условия для распространения педагогического опыта, знаний среди педагогов ДОУ по проблеме педагогической рефлексии как механизме развития педагогической деятельности. Обучить методике ее проведения.
Задачи тренинга:
- Дать определение понятиям: рефлексия, педагогическая рефлексия (как понятие, связанное с особенностями педагогической работы педагога ДОУ и собственным педагогическим опытом).
- Познакомить педагогов с основными аспектами педагогической рефлексии: определении, цели, компонентах, видах, функциях, модели, результатах, значении.
- Познакомить педагогов с личным опытом работы по применению видов рефлексии в процессах педагогического общения и способов развития педагогической рефлексии.
- Дать возможность педагогам в активной форме применить способы развития педагогической рефлексии на себе «здесь и сейчас».
Форма проведения: лекция с элементами тренинга.
Состав тренинга: воспитатели групп, педагог – психолог, специалисты ДОУ.
Предварительная работа: Подготовить материал, написать конспект тренинга.
Материал: планшетки, бумага формата А4, карандаши, карточки с фразами к упражнению «Без маски». Музыкальное сопровождение к упражнению «Подари себе имя".
Список литературы:
1. Дубровина, И. В. Словарь для начинающего психолога. 2-е изд./Под ред. Дубровиной И. В. – СПб: Питер, 2007. – 160с.
2. Кипнис, М. Тренинг креативности / М. Кипнис. – М.: Ось-89, 2005. – 128с.
3. Кремлякова, А. Ю. Рефлексивные техники в работе педагога-психолога / А. Ю. Кремлякова // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2014. - №7. – С.54-62.
4. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 560с.
5. Психология труда и профессиональное развитие учителя: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений/Л.М. Митина., 2004.- 300с
Полный вариант статьи во вложении (doc, 98Kb)
Скачать вложение