РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Письмо из леса

Автор: Сумина Ирина Николаевна, учитель-логопед МДОУ детский сад «Чебурашка», Кораблинский муниципальный район

Методическая разработка по организации речевой деятельности для детей 5-6 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

Программное содержание:

  • закреплять умение правильно употреблять притяжательные прилагательные в предложениях;

  • закреплять умение правильно употреблять предлоги «в», «у», «от» при составлении предложений;

  • расширение и активизация словаря, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детёнышей, частей тела, жилищ;

  • развитие общей и мелкой моторики;

  • развитие зрительного и слухового восприятия;

  • воспитывать интерес к живой природе;

  • умение взаимодействовать в коллективе.

Оборудование: конверт с текстом загадок и картинками – отгадками; панно «Лесная поляна» с изображением жилищ животных и изображения животных для дидактической игры «Кто где живёт»; предметные картинки с изображением диких животных и их детёнышей для дидактической игры «Помоги детёнышам найти маму»; рисунок, состоящий из частей тела разных животных; муляжи предметов для дидактической игры «Чудесный мешочек»; раскраски с изображением лесных зверей и их детёнышей на каждого ребёнка.

   Ход занятия:

I. Мотивационный этап.

Логопед: Дети, сегодня к нам в группу почтальон принёс письмо. Адрес на конверте: «Детский сад «Чебурашка», воспитанникам старшей группы «Незабудка» от лесных обитателей. Приглашаем вас в гости на нашу лесную полянку». Предлагаю вам пройти на стульчики и отгадать, кто из животных написал это письмо.
(Логопед раскрывает конверт, в котором находятся загадки и отгадки в виде цветных изображений).
Маленький рост,
Пушистый хвост,
Орешки собирает,
На зиму запасает. (Белка). 

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса.
Кто же это? (Лиса).

Ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу.
Летом по лесу гуляет,
А зимой спит, отдыхает. (Медведь).

В горку бегом, а с горки кувырком.
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц).

Разбойник он серый,
Нет ему веры,
Всё клыками: щёлк.
Кто же это? (Волк).

Он покрыт иголками
Острыми и колкими.
Руками просто не возьмёшь,
Догадайся: кто он. (Ёж).

Логопед: Дети, кто же из лесных обитателей пригласил нас в гости?
Дети: Нас пригласили в гости белка, лиса, медведь, заяц, волк, ёж.

II. Ориентировочный этап.
Логопед: Вам интересно узнать, как живут лесные звери? Посмотреть их домики, увидеть их детёнышей? Предлагаю принять приглашение зверей и отправиться на лесную полянку.
(Логопед предлагает отправиться в лес на поезде. Дети встают друг за другом и под музыку идут по кругу, в это время логопед открывает панно с изображением жилищ животных). 

III. Исполнительский этап
Логопед: Дети, вот и лесная полянка, здесь живут лесные обитатели, но каждый в своём домике. Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто где живёт» и найти домик для каждого зверя.
(У детей предметные картинки на липучках с изображение животных. Отвечая на вопрос логопеда, ребёнок помещает картинку на панно рядом с жилищем).
Логопед: Где живёт медведь? Где живёт волк? Где живёт белка? Где живёт лиса? Где живёт ёжик? Где живёт заяц?
Дети: (составляют предложения с предлогом «в»). Медведь живёт в берлоге. Волк живёт в логове. Белка живёт в дупле. Лиса живёт в норе. Ёжик живёт в норе. Заяц живёт под кустом.
Логопед: Посмотрите, дети, в конверте рисунок. Это звери нарисовали свой портрет. Но рисовали они все вместе и вот что из этого получилось. (На рисунке скомбинированы части тела различных животных). Чьи это части тела, вы узнали?
Дети: (отвечают полным предложением, акцентируя притяжательное прилагательное).
На рисунке туловище – медвежье.
У этого зверя хвост – лисий.
У этого зверя уши – беличьи.
У этого зверя передние лапы – волчьи.
У этого зверя задние лапы – заячьи.
Логопед: Молодцы, дети, части тела всех животных отгадали. А теперь поиграем в игру «Белочка и лиса».
(Дети выполняют физкультминутку с элементами пальчиковой гимнастики).
Скучно белочке в дупле, (кончики пальцев обеих рук соприкасаются, образуя круг)
Веселее на земле. (приседают)
Прыг-прыг, прыг-прыг, (прыжки на носочках)
По стволу сбежала вмиг (кончиками пальцев обеих рук перебирают по туловищу от плечиков до колен)
По дорожке по лесной
Побежала в лес густой. (лёгкий бег на месте)
А лиса навстречу ей, (плавные шаги на месте, кисти рук сложены у груди)
Прячься, белочка, скорей! (ладошками закрывают лицо).
Логопед: Дети, пока мы играли, животные гуляли со своими детёнышами на лужайке, малыши заигрались и растерялись. Давайте поможем детёнышам найти своих мам.
Дети: (рассматривают изображения животных и их детёнышей и составляют предложения с предлогом «у»). Лисята – у лисицы, зайчата – у зайчихи, бельчата – у белки, ежата – у ежихи, волчата – у волчицы, медвежата – у медведицы.
Логопед: Дети, мы помогли животным найти их дома, поиграли в прятки, отыскали мам для детёнышей. И лесные обитатели прислали вам посылку с подарками.
(Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - составление предложений с предлогом «от». Детям предлагается на ощупь отгадать, что лежит в мешочке и от кого это угощение).
Дети: орехи от белочки, морковь от зайчика, бочонок с мёдом от медведя, капуста от зайчика, яблоки от ёжика, ягоды от медведя, грибок от белочки.

IV. Рефлексивный этап.
Логопед: Дети, мы побывали на лесной полянке. Кто приглашал нас в гости? В какие игры мы играли с лесными обитателями?

V. Перспективный этап.
Логопед: Дети, в конверте есть ещё подарки для вас. Это раскраски с изображением лесных зверей и их детёнышей. 

Литература

1. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 140 с.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. С-Пб.: «Союз», 2001. – 219 с.
3. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие. Под редакцией Т.В. Волосовец. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 287 с.



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru