Почему собаку называют служебной?
Автор: Денисова Елена Викторовна МБДОУ «Детский сад №81», г. Рязань, Чеснокова Галина Алексеевна МБДОУ «Детский сад №150», г. РязаньКонспект по исследовательской деятельности детей в старшей группе.
Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на изучение роли служебных собак в жизни человека; способствовать развитию исследовательских способностей (умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы, классифицировать полученную информацию).
Задачи:
- познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности («с методами проведения исследования»: подумай сам, посмотреть в книге, спросить у специалиста, посмотреть в интернете») через закрепление представлений детей о служебных собаках;
- организовывать практическую деятельность по теме занятия;
- организовать контроль и рефлексивную деятельность детей.
Обогащение словаря: кинолог, исследование, лаборатория, дрессировка, лабрадор, немецкая овчарка, ньюфаундленд, поисково-спасательная, горно-лавинная, обоняние.
Предварительная работа: НОД по ознакомлению с окружающим по темам «Домашние животные»; «Кинолог, кто это?»; рассматривание иллюстраций «Породы собак»; разгадывание загадок о домашних животных; д/и «Узнай животное по описанию», «Назови детеныша».
Оборудование: карточки с методами исследования; папки исследователя; листочки бумаги 7х7; карандаши и фломастеры; иллюстрации с изображением служебных собак: лабрадор, немецкая овчарка, ньюфаундленд; детские энциклопедии; телефон; компьютер.
№ |
Этап занятия Структурные компоненты деятельности |
Ход занятия |
|
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
||
1 |
Вводная часть Организационный момент |
К нам сегодня в гости пришел Незнайка. Незнайка: «Гуляя по городу, я видел, как переходил дорогу незрячий человек. Он вел собаку на поводке, она помогала ему перейти дорогу. Ребята, а вы знаете как называют такую собаку? |
Дети рассказывают, что такую собаку называют служебной. |
|
|
Воспитатель: Давайте подумаем, почему собаку называют служебной? А чтобы проверить ваши предположения, отправимся в нашу лабораторию. Нам нужно как можно больше собрать информации. Для этого нужно стать исследователями. |
Дети предполагают, что это специально обученные собаки, которые служат человеку, помогают ему в жизни; выполняют сложные поручения. |
|
|
Вспомним, с помощью каких методов исследования мы можем узнать информацию. Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенные карточки «подумай сам», «посмотри в книге», «спроси у специалиста», «посмотри в интернете». Всю собранную информацию мы будем зарисовывать карандашом или фломастером на маленьких листочках бумаги (рисуем значки или символы). |
Найти в компьютере, спросить у специалиста, прочитать в книге. |
|
|
Рассмотрев карточки с изображением методов исследования, детьми составляется план исследования. |
Дети выкладывают последовательность методов исследования. |
|
|
Воспитатель напоминает детям о том, что сначала надо подумать самостоятельно. |
|
2 |
Основная часть |
Первый метод «Подумай сам» |
Дети рассказывают о том, что собаку называют другом человека, служебные собаки помогают людям. Они нуждаются в обязательном обучении. Человек, который занимается воспитанием, дрессировкой собак, обучает их различным приемам называется кинолог. Собранную информацию фиксируют на листочках. |
|
|
Второй метод «Посмотреть в книге» (энциклопедии)
У лабрадоров шерсть короткая, жесткая, может быть разных оттенков: желтого, шоколадного, черного. Характер ровный, всегда рада угодить хозяину.
У немецкой овчарки шерсть прямая, жесткая, плотно прилегающая, хорошо защищающая от непогоды. Окрас разнообразный. Собака очень умная и ответственная.
У ньюфаундленда шерсть двойная, немного маслянистая, лежащая плоско. Окрас может быть черным с бронзовым отливом или шоколадным, грудь и кончики когтей белые. Характер очень мягкий, послушный и терпеливый. |
Рассматривают в книгах и на иллюстрациях изображение некоторых служебных собак лабрадора, немецкой овчарки, ньюфаундленда, их внешний вид, окрас. Собранную информацию фиксируют на листочках. |
|
|
Физминутка
Бегал по двору щенок, Видит пирога кусок, Под крыльцо залез и съел, Развалился засопел. |
Дети надевают маски с изображением щенят. бег на месте наклон в перед, руки в стороны присесть ладони поднести ко рту руки в стороны, голова на бок
|
|
|
Третий метод «Спросить специалиста»
Собаку справедливо считают воплощением верности. Первоначально она выступала в роли помощника на охоте и прекрасным сторожем. А с течением времени были выведены различные породы с определенными способностями. Некоторые, например, специально выведены для охраны, другие имеют склонность к работе спасателя. Все служебные собаки классифицируются по различным специальностям: поисково-спасательная, горно-лавинная, спасение на воде. У них очень сильное обоняние, невероятная выносливость. Если собаку правильно обучать и строго контролировать она легко поддается дрессировке. Эти собаки очень преданы своим хозяевам. Собака понимает человека, но и человек должен понимать собаку. Если собака виляет хвостом - значит она приветствует вас, здоровается. Уши торчком- насторожилась, что-то почувствовала. Скалит зубы- злится. Лает- предупреждает об опасности. |
Дети предлагают позвонить кинологу и узнать о служебных собаках. Собранную информацию фиксируют на листочках. |
|
|
Четвертый метод «Посмотреть в интернете» Лабрадор наиболее часто становится поводырем и многие незрячие люди хотели бы видеть рядом с собой именно лабрадора. Он прекрасно ладит с детьми, может заменить им няню, хорошо обучаем и спокоен, может выполнять мелкие поручения. Его поведение предсказуемо. Это животное с огромной ответственностью подходят к выполнению команд. Также ценится компактный размер собаки: некрупные габариты позволяют перемещаться в определенной местности. Немецкая овчарка на границе верный помощник пограничников. И днём, и ночью они вместе с пограничниками охраняют наши рубежи. И если врагу всё же удаётся перейти границу, то собака по следу обнаружит его. Хорошими помощниками являются собаки на таможне. Специально обученные они помогают искать опасные вещества. В милиции собаки помогают находить преступников и обезвреживать их. Во время землетрясений находят, а порой и достают из-под обломков раненых.
Ньюфаундленд считается лучшим спасателем на воде по праву, носящий также заслуженное имя «водолаз». Он устойчив к холоду и даже в ледяной воде чувствуют себя отлично. |
Дети выясняют, какие обязанности выполняют лабрадор, немецкая овчарка, ньюфаундленд. Собранную информацию фиксируют на листочках. |
3 |
Заключительная часть Обобщение полученных данных Рефлексия |
Дети, как вы думаете, мы помогли Незнайке? Наши предположения оказались верными? Что интересного мы узнали? Какая информация удивила вас? Что важного мы можем рассказать о служебных собаках? |
Ответы детей. Дети используя собранный материал делают доклады. |
4 |
Перспектива |
Нарисовать служебных собак, найти пословицы и загадки о собаках, узнать какие еще породы собак относятся к служебным. |
|
Литература:
1. Каспарова Ю.В. Самое интересное о собаках. Харьков: Изд-во Ранок, 2013. 84 с.
2. Большая собачья книга / рисунки В. Н. Белоусова, М. В. Белоусовой. М.: Эксмо, Наталис, 2009. 136 с.
3. Как собака друга искала: мордовская народная сказка / обработка С. Фетисова; худ. М. Карпенко. СПб.; М.: Речь, 2016. 16 с.
Электронные ресурсы:
1. Лабрадор: описание и достоинства породы: [Электронный ресурс] // Мир Собак [сайт]. URL: http://mirsobak.net/porody/bolshie/labrador.html (Дата обращения: 19.11.2018)
2. Немецкая овчарка [Электронный ресурс] // ДОГИПЕДИЯ [сайт]. URL: http://dogipedia.ru/nemeckaya-ovcharka/ (Дата обращения: 20.11.2018)
3. Ньюфаундленд [Электронный ресурс] // lapkins.ru [сайт]. URL: https://lapkins.ru/dog/nyufaundlend/ (Дата обращения: 20.11.2018)
Скачать вложение