Подснежники для Маши (аппликация с использованием нетрадиционной техники)
Автор: Савенкова Ирина Владимировна, воспитатель МДОУ «Турлатовский детский сад» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской областиКонспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет.
Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности, является наиболее простым и доступным способом создания художественных работ, основным назначением которой является образное отражение действительности. Аппликационные работы, с использованием разнообразных способов аппликации, нетрадиционных техник, различного материала способствуют разностороннему развитию дошкольников, открывают простор для проявления детской инициативы и творческих способностей. Эта деятельность развивает такие качества, как самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность. Применение нетрадиционных техник аппликации обогащает знания и представления детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними, дает возможность развивать у детей творческий потенциал.
Конспект составлен с учетом требований ФГОС ДО, на основе интеграции образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие). В ходе занятия дети упражняются в использовании нетрадиционной техники аппликации – аппликация из ватных дисков, которая появилась сравнительно недавно. Она дает возможность с помощью простого материала получать разнообразные изображения, придавая ему различные формы при вырезывании, складывании, склеивании ватных дисков, можно использовать как целую деталь, так и его часть. Различные методические приемы (загадывание загадки, рассматривание сюжетных картинок, сюрпризный момент) позволили активизировать познавательную деятельность детей, повысить мотивацию детей к выполнению изображения, сделать занятие более интересным, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях. Дети справились с поставленными задачами, проявили самостоятельность, инициативу. Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов, в том числе нетрадиционным техникам, способствует развитию фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия, развитию точных движений руки и мелкой моторики пальцев. А также создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет, материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.
Цель: создать условия для формирования навыков вырезывания, используя шаблон; способствовать развитию мелкой моторики рук, творческого воображения, пробудить интерес составлять композицию с использованием нетрадиционной техники аппликации – аппликации из ваты и ватных дисков.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: мольберт, пейзажные изображения времен года, костюм для Маши, фотография подснежников, заготовка для изображения подснежника, корзинка.
Раздаточный: ½ листа картона голубого цвета, прямоугольные заготовки из зеленой бумаги – 10*2 см, 1 по 11*7 см, ватные диски, прямоугольные заготовки из желтой креповой бумаги – 3*5 см, шаблоны листьев,
вата, клей ПВА, розетки, кисти, тряпочки, клеенки.
Ход занятия:
I. Мотивационный этап.
1.Организационный момент.
Воспитатель с детьми входят в группу, дети встают полукругом.
- Ребята, давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
2. Ведение в тему. Загадывание загадки. Беседа
Воспитатель обращает внимание детей на сюжетные картинки, расположенные на мольберте.
- Ребята, посмотрите на картинки, и отгадайте о чем эта загадка.
Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею — молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)
- Как их можно назвать одним словом? (Времена года)
- Сколько месяцев в каждом времени года?
- А сколько месяцев в году? (Двенадцать)
- Ребята, а какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- А какие еще весенние месяцы вы знаете?
- А как вы думаете, может ли после осени наступить весна, без зимы? А после зимы лето, без весны? Могут ли встретиться зимний январь и летний август? А зимой могут цвести в лесу цветы?
- А я знаю сказку, в которой это возможно.
Знают дети, что в году месяцев 12,
Но нигде и никогда им не повстречаться.
Но люди рассказали, что девочка одна
Всех братьев увидала у зимнего костра.
- Вы догадались, о какой сказке идет речь? («12 месяцев»)
- А помните, кто написал эту сказку? (С.Я. Маршак)
- Эту девочку зовут Маша. И сегодня она пришла к нам в гости.
II.Организационный этап.
Сюрпризный момент
Раздается стук в дверь. Входит грустная Маша.
- Здравствуй, Машенька, что ты грустная такая?
Машенька: Здравствуйте, ребята. Помогли мне братцы месяцы, подарили подснежников целую корзину, да только мачеха снова за подснежниками посылает. Да нужны ей не простые, а чтобы всегда цвели и никогда не вяли.
А где мне такие найти, не знаю.Вот и пришла я к вам в детский сад за помощью.
- Машенька, не расстраивайся.Я думаю, сможем мы помочь тебе в беде. Правда, ребята?
- И сегодня мы вместе с Машей научимся делать подснежники с помощью аппликации.
Воспитатель предлагает детям присесть за столы.
III. Исполнительский этап.
1.Рассматривание картинки
На мольберте фотография подснежников.
-Давайте рассмотрим, из каких частей состоит цветок? (Стебель, листья, цветок).
- Посмотрите на свои заготовки, как вы думаете, из чего мы нарежем стебли и листья? (Из прямоугольников зеленого цвета)
- Чтобы вырезать стебли, возьмем прямоугольник, меньший по размеру и нарежем из него узкие полоски. Это и будут стебли.
- Для того, чтобы вырезать листья возьмём прямоугольник зелёного цвета сложим ровно пополам в длину, хорошо прижмём, приложим шаблон и обведем карандашом. По нарисованному контуру вырежем листики. Также вырезаются остальные листочки.
- А цветы подснежника мы изготовим из ватных дисков.
2.Показ изображения цветка.
- Сначала из креповой бумаги скатываем жгут, это будет серединка цветка.
- Беру ватный диск, наношу клей в середину ватного диска и приклеиваю полученный жгутик. Затем в середину диска снова наношу клей, загибаю одну сторону диска и приклеиваю его, тоже самое проделываю и с другой стороной. Цветок подснежника готов.
- А как вы думаете, почему он так назван – подснежник? (Потому что растет из-под снега, не боится холода)
- А снег мы изобразим с помощью ваты.
- Сначала наносим клей на картон в то место, где будет лежать снежок, а затем, аккуратно распределяем и приклеиваем вату.
3. Пальчиковая игра «Цветы»
- Давайте подготовим пальчики для работы:
Наши нежные цветки распускают лепестки
(плавно раскрывают пальцы)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(помахивают руками перед собой)
Наши нежные цветки закрывают лепестки
(плотно закрывают пальцы)
Головой качают, тихо засыпают
(плавно опускают их на стол)
4. Закрепление последовательности выполнения работы.
- Давайте уточним, с чего начнем изображать цветы. (Сначала вырезаем стебли и листья, делаем цветы, затем выкладываем заготовки на лист и приклеиваем все детали)
- А теперь начинаем работу.
Включается спокойная мелодия.
5. Практическая часть
Воспитатель осуществляет индивидуальную помощь, выравнивает работу детей по времени.
Готовые работы помещаются на мольберт. Тем, кто раньше закончил предложить помочь товарищам или приклеить еще цветы.
IV. Рефлексивный этап.
1. Анализ работ. Рефлексия
- Посмотрите, какие у нас получились замечательные подснежники. Поднимите руки, у кого возникали трудности при их изображении? Какие? У кого все получалось?
- Мы аккуратно сложим подснежники в корзинку и подарим Маше.
Маша: Спасибо, ребята. Я вам очень благодарна.
- Ребята вы такие молодцы, хорошо сегодня потрудились, помогли Маше.
V. Перспективный этап.
- А сможете ли вы научить своих близких или друзей делать такие же цветы?
Расскажите дома о нашей встрече и предложите вместе изобразить подснежники.
Список используемых источников:
1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. –336 с.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (старшая группа). – М.: ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 207 с.
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: средняя, старшая, подготовительная группы. – М: Вако,2011. – 111 с.
Скачать вложение