Подвижные игры для детей с ОВЗ
Автор: Иванова Альбина Тимофеевна, Котикова Алевтина Георгиевна, воспитатели МБДОУ "Детский сад № 105", г. РязаньПодвижные игры занимают ведущее место, как в физическом воспитании здорового ребенка, так и в процессе физической реабилитации детей с ОВЗ, позволяя на высоком эмоциональном уровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи. По мнению Л.С. Выгосткого. психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения, как в физической, так и в психологической сфере. Участвуя в подвижных играх, дети очень непосредственно и бурно переживают все события игры. Игровыми средствами являются основные движения: ходьба, бег, прыжки, метание, переноска груза, лазание и т.д.
Целенаправленно подобранные подвижные игры, игровые упражнения, игровые задания, развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер, улучшают качество речевого развития, стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей. Игра активизирует образно-эмоциональное мышление, внимание, память, снимает умственное утомление, создает творческую атмосферу, способствует устранению замкнутости, застенчивости. Подвижная игра моделирует ролевые отношения, помогает вступать во взаимодействие с другими детьми в коллективе, что необходимо для формирования навыков общения среди детей с ОВЗ.
Организовывая игру важно создавать благоприятные двигательно-игровые условия для реализации детьми их естественного двигательного потенциала. Принцип "не навреди" является одним из наиболее существенных в организации подвижной игры. Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью, темпом) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Подбирая подвижные игры необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы нагрузка была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения и утомления. Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игровой деятельности, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что поддерживало непосредственный интерес к игре.
Подвижная игра выступает как средство и метод двигательной активности, используемая в адаптивном физическом воспитании, синтезирует в себе те функции, которые сопутствуют социализации ребенка с ОВЗ.
Проект конспекта подвижной игры "Котел"для детей с ОВЗ.
Возраст детей 5-6 лет.
Котикова Алевтина Георгиевна, воспитатель.
1. |
Возраст детей |
5-6 лет |
2 |
Вид ОВЗ ребенка |
Задержка психического развития |
3 |
Тема НОД |
Подвижная игра "Котёл". |
4 |
Цель воспитателя |
Способствовать сплочению детского коллектива; снятию состояния агрессии. |
5 |
Педагогические задачи: |
Познакомить детей с правилами игры, организовать игровую деятельность. |
|
- образовательные; |
Способствовать развитию внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. Создать условия для дружеского взаимодействия детей со сверстниками |
|
- коррекционные. |
Развитие координации движений. Способствовать развитию умения контролировать своё эмоциональное состояние. |
6 |
Содержание игры |
«Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», …. Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Тот, кто нарушает правила, выходит из игры. Победителями становятся самые, внимательные и ловкие. Воспитатель: -Дети , сегодня мы превратимся в капельки воды. Ковер это наш котел. Вы ходите и бегаете по всему ковру в движении, показываете что происходит с водой. Запрещается толкать друг друга и выходить за пределы ковра. Вы все капельки "холодной воды" - ходим по ковру медленно, лениво. "Вода нагревается" - двигаемся немного быстрее, "вода горячая"- еще ускоряем движения, не толкаемся, с ковра не выходим. "Вода кипит"- бегаем. Если ребенок не выполняет правило, ему можно предложить вместе с воспитателем быть ведущим, или в паре с воспитателем выполнять движения. |
7 |
Опишите условия, необходимые для проведения игры |
Участники встают на ограниченное пространство. По команде ведущего начинаются двигаться в хаотичном порядке в соответствии с командами ведущего. Главное условие – не задевать друг друга, не выходить за пределы обозначенной территории. |
Проект конспекта подвижной игры "Вороны" для детей с ОВЗ.
Возраст детей 3-4 года.
Иванова Альбина Тимофеевна, воспитатель
1. |
Возраст детей |
Младший дошкольный 3 – 4 года |
2 |
Вид ОВЗ ребенка |
Нарушение опорно-двигательного аппарата. ДЦП (диплегия нижних конечностей). |
3 |
Тема НОД |
Подвижная игра «Вороны». |
4 |
Цель воспитателя |
Организовать деятельность детей, направленную на развитие способности к подражанию, умению ритмично двигаться. |
5 |
Педагогические задачи: |
Познакомить детей с правилами игры, организовать игровую деятельность. |
|
- образовательные; |
Организовать практические упражнения, способствующие развитию умения ориентироваться в пространстве, координации движений. |
|
- коррекционные. |
Создать условия для развития умения держать равновесие при приседании на корточки |
6 |
Содержание игры |
1 вариант - без помощи взрослого. Дети стоят «стайкой», изображая ворон, и подражают движениям взрослого, который поет: Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны: «Кар-кар-кар!» Целый день они кричали, спать ребяткам не давали: «Кар-кар-кар!» (Дети бегают по группе, размахивают руками, как крыльями.) Только к ночи умолкают, спят вороны, отдыхают. Тихо. «Кар-кар-кар!» (А.Ануфриева) (Садятся на стульчики, руки под щеку-«засыпают».) 2 вариант - все действия выполняются вместе с мамой или взрослым. |
7 |
Опишите условия, необходимые для проведения игры |
Ровная поверхность игровой площадки. Отсутствие лишних предметов во время игры во избежание травматизма. Стульчики для детей с ДЦП стоят вблизи игровой площадки. Игра средней интенсивности проводится 2-3 раза. |
Литература:
1. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – М., 2002.
2. Стаковская В.Л.Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. –М.:2005.
3. Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии СПб.: ″ДЕТСТВО-ПРЕСС″, 2002.
4. Шишкина В.А. Движение + движение: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1992.
5. Роль подвижной игры в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / URL: http://festival.1september.ru/articles/626046/ (2.06.2016г.)
Скачать вложение