Подводное путешествие
Автор: Шапочникова Наталья Дмитриевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №80» г. РязаниКонспект НОД в средней группе
Цель: формировать представление о воде и о том, какие обитатели живут в глубинах.
Задачи:
- Расширить знания детей о представителях водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде.
- Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту и многообразие подводного мира.
Оборудование: конверт с письмом и изображением золотой рыбки, презентация «Подводный мир».
Ход занятия
1. Мотивационно-организационный этап
Воспитатель: «Ребята, нам в группу передали конверт, посмотрим, что там?» (Открывает конверт, там иллюстрация золотой рыбки и письмо)
«Дорогие друзья, я, золотая рыбка, предлагаю вам отправиться в путешествие на дно морское, чтобы вы смогли увидеть всю красоту подводного мира и познакомиться с морскими обитателями».
Воспитатель: Хотите в путешествие?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Ребята, на чем мы можем путешествовать по морю?
Дети: На корабле, на яхте, на лодке…
Воспитатель: Давайте сейчас мы с вами сядем в лодочки и поплывем в путешествие по волнам.
Две ладошки прижму и по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, — это лодочка моя.
Паруса подниму, синим морем поплыву.
А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.
(Дети прижимают обе ладошки, не соединяя большие пальцы. Имитируют движение лодочки.)
Дети под звуки «шума моря» приплывают на середину «синего моря».
2. Содержательный этап
Воспитатель: Ребята, мы с вами приплыли на середину «синего моря». В море живут разнообразные обитатели. Посмотрите, какие интересные рыбки живут на дне моря. (Показ презентации «Подводный мир», рассказ воспитателя)
Морская звезда
С неба звездочка упала,В океан она попала.
И теперь там круглый год
Не спеша по дну ползет.
(В. Мороз)
Морская звезда - хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звездочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звезды медленно ползают по дну или зарываются в ил. В случае опасности они могут отбрасывать часть своего тела. Из отброшенной части через некоторое время вырастает новое животное. Морские звезды родственники морских ежей.
Краб
Краб играл в морской футбол,Он забил клешнею гол.
То-то радостно всем было,
Что команда победила.
(Н. Мигунова)
У крабов широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У них 5 пар ножек. Передние-мощные клешни, с их помощью крабы разрезают пищу на кусочки и отправляют в рот. Они хорошие мусорщики-поедают гниющие останки организмов, очищая океан от вредных веществ.
Морской еж
Словно кактус на окне,Еж морской растет на дне.
Проплывала камбала,
Его водичкой полила.
(Ю. Парфенов)
Оказывается, ежики живут не только на суше. Есть и морские ежи. Снаружи тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат многочисленные иглы. Они очень тонкие и острые, на концах имеются зазубрины. Если такая воткнется в кожу человека, вынуть ее очень сложно. Морские ежи ядовиты, и, уколовшись, человек чувствует жгучую боль. С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются, как на ходулях, по морскому дну.
Осьминог
Он живет на самом дне,На ужасной глубине-
Многорукий, многоногий,
Ногорукий, руконогий
Ходит в море без сапог
Спрут Кальмарыч Осьминог!
(Г. Кружков)
У осьминогов нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены присоски, которыми осьминог удерживает добычу и прикрепляется к камням на дне. Они обладают способностью мгновенно менять окраску и становиться одного цвета с грунтом. Осьминоги-настоящие хищники. Питаются они креветками, рыбами, крабами.
Медуза
Прозрачная медузаТихонечко плывет.
К медузе прикоснешься-
Как током обожжет!
(Н. Мигунова)
У медуз полупрозрачное тело в форме зонтика или колокола, похожее на студень. Плавают эти животные, ритмично сокращая зонтик и выталкивая из-под него воду. Добычу они захватывают с помощью щупалец. Питаются планктоном, мелкими рачками и рыбешками. Медузы бывают разных размеров, от нескольких миллиметров до нескольких метров. Медузы способны светиться в темноте.
Кит
Всю жизнь в воде проводит кит,Хоть он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему- спасибо:
Тесно было бы на суше от огромной туши!
(Б. Заходер)
Киты-самые крупные животные на нашей планете. Своих детенышей они кормят молоком. На макушке головы у китов расположены ноздри-они открываются только на короткий момент вдоха-выдоха, когда кит всплывает к поверхности воды. Киты могут длительное время находиться под водой. т. к. легкие у них имеют большой объем.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как плавают рыбы? Давайте вы мне покажите!
2.1. Физкультминутка
Рыбка плавает в водице,Рыбке весело играть.
(Сложенными вместе ладошками изображают, как плавают рыбки.)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать!
(Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула,
(Сложенными вместе ладошками изображают, как плавают рыбки.)
Крошку хлебную взяла,
(Делают хватательные движения обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула,
(Волнообразные движения руками.)
Рыбка быстро уплыла.
Воспитатель: Ребята, мы рассмотрели с вами разных рыбок, какие они?
Дети: Необычные, разноцветные.
Воспитатель: Они по размеру одинаковые или нет?
Дети: Все разного размера, большие и маленькие.
Воспитатель: Мы с вами плывем по морскому дну. На нашем пути встречаются разнообразные камешки, причудливые ракушки, песок, и множество растений. Кто мне скажет, для чего нужны камешки на дне морском?
Дети: Для того чтобы за ними прятались.
Воспитатель: Зачем нужны растения рыбкам?
Дети: Рыбки «кушают» растения. А еще они там прячутся.
Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас много разных ракушек с морского дна и морской песок!
(Рассматривание ракушек и песка)
3. Рефлексивный этап
Воспитатель: Наше с вами путешествие было просто замечательно. Мы с вами познакомились со многими красивыми рыбками. К сожалению, мы их не можем взять с собой, потому что море – это их дом. Но у нас останутся ракушки с морского дна и песок. Мы будем на них смотреть и вспоминать наше увлекательное путешествие!
Литература:
1. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001.2. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004
3. Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - №6.
Презентация к занятию во вложении (ppt, 900 KB)
Скачать вложение