РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Подводный мир

Автор: Ларина Ольга Анатольевна, Мериакри Татьяна Александровна, Четыркина Светлана Александровна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №105», г.Рязань

Конспект занятия по художественному эстетическому развитию для детей  подготовительной группы

Аннотация

В истории дошкольной педагогики проблема детского творчества всегда была одной из актуальных. Этой проблемой занимались такие отечественные педагоги, как Н.Н. Волков, П.Я. Павлинов, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, П.М. Якобсон. Ряд исследований Л.С. Выготского, Н.С. Боголюбовой, Т.С. Комаровой посвящены развитию творческого воображения и мышления детей в процессе изобразительной деятельности.

Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала [1]. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.

Детское творчество в ДОУ, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание. Среди них: необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений; творческое мышление.

Рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование “графической речью”. Нетрадиционные техники рисования показывают необычное единство материалов и инструментов. Несомненно, плюсом таких техник будет универсальность их применения. Способ их выполнения интересен и доступен как взрослому, так и дошкольнику. Именно поэтому нетрадиционные технологии очень интересны для детей, они раскрывают способности показать свои фантазии, желания и самовыражение. Под термином «нетрадиционный» мы понимаем использование материалов, инструментов рисования, которые не общеприняты, малоизвестны. В процессе нетрадиционного рисования ребенок всесторонне развивается.

Одной из техник рисования является рисование восковыми мелками и акварелью. Данная техника позволяет, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, даёт ребенку свободу и вселяет уверенность в своих силах, стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

 

Цель: организовать деятельность детей, направленную на создание композиции морской тематики.

Задачи

Создать условия для:

  • систематизации и расширения знания детей об обитателях подводного мира, водном и подводном транспорте, познакомить детей с батискафом;

  • совершенствования умений детей рисовать в нетрадиционной технике (восковые мелки + акварель), создавать композицию заданной тематики;

  • развития творческой самостоятельности и активности, речи и мелкой моторики рук.

Материалы и оборудование: аудиозапись «Шум моря», фото с изображением обитателей подводного мира, листы А4, восковые мелки, акварель, кисти, стаканчики с водой, поддон с гречневой крупой, фигурки морских обитателей.

Предварительная работа: рассматривание и изучение картинок «Разнообразие обитателей океана», «Рыбы морские и пресноводные», «Виды водного транспорта». Беседы на темы: « Кто такие морские обитатели», «Богатства морского дна», «Берегите воду», «Вода вокруг нас», «Обитатели воды – рыбы», «Какого цвета море». Рассматривание семейных фотоальбомов «Семейный отдых на море», изготовление поделок из футляров «Киндер – сюрприз» - «Рыбки». Заучивание стихотворений о морских обитателях.

Обогащение словаря: морская звезда, медуза, черепаха, краб.

Активизация словаря: Батискаф.

Ход занятия

Мотивационный этап

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Здесь - куда не кинем взор -
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать? (Море).

Дети: Море.

Исполнительный этап

Воспитатель: На нашей планете много морей, больших и маленьких. В морских глубинах живёт много морских обитателей. Что бы вспомнить некоторых из них необходимо выполнить задание, которое принесло к нам морской почтой.

Воспитатель показывает сундук с конвертами.

Воспитатель: Посмотрим, что там внутри?

Дети: Да.

Воспитатель: Конвертов сколько?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Все они разного цвета. Ребята, у кого на одежде прикреплен якорь красного цвета, подойдите, пожалуйста, к конверту красного цвета. Ребята с желтыми якорями - к желтому конверту, с зелеными якорями - к зеленому конверту, с синими якорями - к синему конверту. Посмотрите, что там внутри?
- Это фотографии, но они не целые, а разделённые на части… Нужно составить из этих кусочков фотографии, тогда мы сможем узнать, чьи они. Работать мы будем в паре.

- У кого что получилось?  (рыбки, осьминог, медуза, черепаха)

Воспитатель: Молодцы!

Физкультминутка
 Воспитатель: Что-то мы, ребята, засиделись. Давайте немножко разомнёмся.
 
 Волны плещут в океане    (поочерёдно махи правой и левой руками)
 Что там чудится в тумане?   (поднести ладонь ко лбу, «вглядываясь»)
 Это мачты кораблей       (прямые руки поднять вверх)
 Пусть плывут сюда скорей!     (от локтя качать руками влево, вправо)
 
 Мы по берегу гуляем,     (шаг на месте)
 Мореходов поджидаем,
 Ищем ракушки в песке      (наклоны, руками достать до пола)
 И сжимаем в кулаке    (зажатые кулачки поднять)
 Чтоб побольше их собрать    (приседания)
 Надо чаще приседать.

 

Воспитатель:

- Ребята, а вы любите путешествовать? А на чем можно отправиться в морское путешествие? (ответы детей).

А знаете ли вы, что можно путешествовать не только по поверхности моря, но и под водой?

- На чём же мы можем опуститься на морское дно? (на подводной лодке).

- Конечно, можно и на подводной лодке, а сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на батискафе.

Воспитатель показывает картинку.

Воспитатель: А что это? - спросите вы.

Батискаф – самоходный подводный аппарат для исследования морских глубин. Под воду он опускается с судна на тросе. Батискаф состоит из двух частей: это легкий корпус – поплавок (он имеет такое же значение как спасательный круг) и прочный корпус – в виде стального шара, в котором размещается экипаж от 2 до 12 человек и находится научная аппаратура для ведения подводных работ и телефон (радиостанция) для связи с поверхностью. Батискаф имеет окна круглой формы, которые изготовлены из толстого стекла и называются иллюминаторы.

Воспитатель: Так на каком водном транспорте мы отправимся в подводный мир.

Дети: На батискафе.

Воспитатель: Давайте присядем на стулья, закроем глаза, и представим, что мы находимся внутри батискафа и опускаемся с вами на морское дно. Посмотрите как красиво.

(Включить аудиозапись «шум прибоя»).

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели повстречаться с подводными обитателями и сделать их рисунок? Давайте выйдем из батискафа. А ещё нам нужно по очереди пройти через ворота «Подводного мира». И садимся за столы.

На мольберте картинки морских обитателей. 

Воспитатель: Посмотрите внимательно: кого вы увидели, какого размера, цвета, формы, что их окружает?

Дети рассказывают о морских обитателях.

Воспитатель: Давайте нарисуем того морского обитателя, который вам больше запомнился. Говорить, кто нам повстречался, мы не будем, когда вы нарисуете – тогда и попробуем отгадать.  Мы будем рисовать подводный мир.

- Рисовать мы будем восковыми мелками, а фон нарисуем акварелью. В помощь я приготовила схемы, которые помогут вам последовательно нарисовать одного или несколько морских обитателей. Сначала надо мелком нарисовать контур. Закрасить или украсить своего персонажа. Нарисовать морское дно - водоросли, кораллы. Хочу вам напомнить, что предметы, которые находятся близко, рисуются большими, а которые дальше – маленькими.

Когда закончите работать мелком, легкими движениями кисточки закрасьте фон – морскую воду.

Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)
Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд
Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме                                  шапочки)
А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук)
Гостей встречает осьминог.

Воспитатель: А теперь подумайте ещё раз, кого вы хотите нарисовать и приступайте. Если кому-то понадобится помощь, позовите меня тихонечко, чтобы не набрать в рот воды и не распугать рыбок.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Давайте вместе посмотрим, полюбуемся и попробуем догадаться, кто же кому повстречался под водой.

- Теперь нам нужно возвращаться обратно. Для этого нужно пройти через ворота «Подводного мира»

Дети проходят.

Воспитатель: Садимся обратно в батискаф и поднимаемся наверх. Мы снова оказались в детском саду.

Рефлексивный этап

- Замечательные рисунки у вас получились. Посмотрите, какие они красивые, аккуратные.

- Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Где мы были? Что вам запомнилось больше всего?

- Вы все молодцы!

- На память о нашем путешествии все будут награждены морскими сувенирами, которые найдете сами.

Дети находят фигурки морских обитателей в крупе.

Перспективный этап

- Дети, когда придете домой, расскажите родителям и друзьям, о чем мы сегодня с вами разговаривали на занятии. 

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155). С изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г. – [Электронный ресурс]. – URL: https://shkolastarotimoshkinskaya-r73.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/DetSad/FGOS_DO_v_de... (Дата обращения 5.06.2023)

2. Аверина И.Е «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие/    И.Е. Аверина – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс. 2008.-144с.-     (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2018г. .

4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми: Мозаика-Синтез; Москва; 2021 – 97с.

5. Савельева Е.А. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», - Детство-Пресс, 2015 г.

5. Карпенко Н.А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста: монография / Н.А. Карпенко, Т.А. Пульянова. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2022 – 80 с.

Конспект во вложении (pdf 212KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru