Поездка в деревню Простоквашино
Автор: Головастова Анна Александровна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 20» г. РязаньКонспект логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
Аннотация
Формирование словаря и грамматического строя речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, что является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения [1].У дошкольников с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) наблюдаются недостатки звукопроизношения, нарушение грамматического строя речи и связной речи. У детей с ОНР словарный запас характеризуется существенным отклонением, как в количественном, так и в качественном отношении в отличие от сверстников с нормальным речевым развитием.
Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения. В ходе овладения активной лексикой дети образуют словесные связи, формируют и развивают словоизменение и словообразование. Усвоение грамматических норм идет по мере обогащения словаря. Умение верно использовать окончания, подбирать предлоги важно для цельного и правильного становления речи ребенка. Формирование грамматически правильной речи происходит на базе когнитивного развития, в игровой форме или с применением других способов активной деятельности ребенка дошкольного возраста.[4].
Цель: организовать деятельность детей, направленную на формирование и закрепление ранее изученных грамматических категорий.
Задачи:
-
Коррекционно-обучающие: ввести в активный словарь детей обобщающее понятие «Овощи», продолжать закреплять знания детей об овощах и их особенностях; закрепить знания детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобные и вершки, и корешки; учить согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе, учить образовывать относительные прилагательные.
-
Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление и внимание, память, развивать артикуляционную моторику и мелкую моторику рук.
-
Коррекционно-воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительную мотивации к занятию; продолжать учить детей взаимодействовать совместно в коллективе ради достижения общей цели.
Оборудование и демонстрационный материал: письма от кота Матроскина -2 шт.,муляжи овощей и два пластиковых ящика (красный и желтый),мольберт – 1 шт., лист формат А3 с нарисованной банкой с овощами и фруктами, маркеры, 2 шт.
Раздаточный материал:
-
конверты с разрезным картинками, по теме «Овощи» - по количеству детей (морковь, лук, редис, репа, баклажан, огурец, помидор, капуста, перец, цветная капуста, картофель, редька, горох, фасоль);
-
раскраски на тему: «Овощи» - по количеству детей.
Предварительная работа: знакомство с овощами, их названиями, внешним видом, особенностями.
Ход занятия
1.Мотивационный этап.
Логопед: Ребята смотрите, сегодня почтальон принес нам какой-то конверт. Что это?
Дети: Письмо.
Логопед: Давайте посмотрим от кого оно и что в нем написано: «Дорогие друзья! Дядя Федор с родителями уехал отдыхать на море и Шарика, они взяли с собой, охранять машину. А на нашем огороде поспел урожай. Я один не справляюсь. Мне очень нужна ваша помощь.» Подпись: Кот Матроскин.
Логопед: Ребята, поможем Матроскину?
Дети: Да, поможем!
2.Ориентровочнй этап.
Логопед: Я знаю, как нам попасть в деревню Простоквашино». Отгадайте на чем мы поедем?
Загадка:«Братцы в гости снарядились, друг за друга зацепились и помчались в путь далек, лишь оставили дымок». (Поезд)
Двигательное упражнение «Поезд» + попевка (муз. Метлова). Движение детей с ускорением и замедлением темпа в соответствии с музыкой: топающий шаг – ходьба – бег – ходьба – топающий шаг. [3]
Развитие речевого дыхания и голоса.
Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».
Упражнения для языка. «Вагон на рельсах». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Делать движение языком вперед-назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы. [6]
3. Исполнительский этап.
Логопед: Вот мы и приехали в деревню «Простоквашино».
Появляется Кот Матроскин. Обращается к детям. «Здравствуйте друзья. Я очень рад вас видеть. Спасибо, что вы приехали ко мнена помочь. В этом году вырос замечательный урожай, только его надо собрать. Надо сделать заготовки на зиму.»
Логопед: Ребята пора собирать урожай. А что выросло на огороде?
Загадки от кота Матроскина:[5]
Он растет на грядке, чтобы
Разбежались все микробы.
Ты простыл, голубчик?
Съешь хотя бы зубчик. (Чеснок)
Большая, как маленький слон,
На грядке она – чемпион. (Тыква)
Она важней всех овощей
Для винегрета и борщей. (Свекла)
Отлежал себе бочок
Желтый и пузатый…(кабачок).
Логопед: Ребята смотрите на столе лежат конверты, возможно это задания-подсказки, что еще растет на огороде у кота Матроскина. Посмотрим?
В конвертах: Игра разрезные картинки на тему «Овощи».
Логопед: Дети берите все по конверту, соберите картинку и назовите, что изображено на ней. (овощи: морковь, лук, редис, репа, баклажан, огурец, помидор, капуста, перец, цветная капуста, картофель, редька, горох, фасоль).
Молодцы, вы справились с заданием.
Логопед: Сейчас мы сделаем вместе пальчиковую гимнастику: «Приглашаем в огород»
Приглашаем народ:
-Заходите в огород!
(Разводят руки в стороны перед собой.)
Проходите между гряд-
(Указательные и средние пальчики обеих рук как ножки «шагают» по столу.)
Там огурчики лежат,
(Изображают огурец: складывают пальчики в форме овала.)
Помидоры висят,
Прямо в рот хотят.
(Изображают помидор: складывают пальчики в форме круга.)
Рядом зреет репка
Ни густа, ни редка.
(Изображают репку: складывают пальчики в форме сердечка.)
Наберем мы овощей
Для себя и для друзей.
(Округляют левую руку как лукошко, а правой рукой «кладут» в него воображаемые овощи.)[2]
Логопед: Пора нам овощи рассортировать. Дидактическая игра «Вершки и корешки».
Ход игры. На столе лежат муляжи овощей и два пластиковых ящика. Дети делятся на две группы. Одна группа будет собирать вершки в желтый ящик, а другая корешки в красный ящик. Дети выполняют задание.
Логопед: Проверим правильно ли вы сложили урожай. Я буду доставать овощ, а вы называйте и проверяйте вершок или корешок лежит в ящике.
Логопед: Овощи теперь надо приготовить, запастись на зиму вкусными заготовками. Дидактическая речевая игра «Повар».
Сделаем салат из капусты (капустный), из моркови (морковный), из огурца (огуречный), из свеклы (свекольный).
Икра из кабачков (кабачковая), из баклажан (баклажанная), из овощей (овощная).
Сварим суп из картошки (картофельный), из тыквы (тыквенный), из гороха (гороховый), из фасоли (фасолевый), из овощей (овощной).
Сделаем сок из помидор, из томатов(томатный), из моркови (морковный)
Логопед: Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.
Вместе с детьми подходит к мольберту,на котором нарисована банка с овощами и фруктами. Дидактическая игра «Найди и назови лишнее».
Логопед: Какая странная банка у кота Матроскина. Мне кажется, что он все перепутал. Правда ребята? Что здесь не так?
Ответы детей: Он положил овощи и фрукты вместе.
Логопед: Давайте поможем Матроскину. По очереди подходите к мольберту и зачеркните фрукты. Назовите, что зачеркнули. Проверим в банке остались только овощи, назовем их.
Кот Матроскин: Какие вы молодцы ребята. Все овощи мне помогли собрать и правильно из законсервировать на зиму. Спасибо.
Логопед: Все овощи в огороде у кота Матроскина собраны, переработаны. Пора нас возвращаться в детский сад. Садимся в поезд. Двигательное упражнение «Поезд» + попевка (муз. Метлова). Движение детей с ускорением и замедлением темпа в соответствии с музыкой: топающий шаг – ходьба – бег – ходьба – топающий шаг. Вот мы и в детском саду.
4.Рефлексивный этап.
Логопед: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Зачем мы отправились в деревню «Простоквашино»? Какие задания мы с вами выполнили и для чего мы их выполняли?
5. Перспективный этап.
Стук в дверь. В группу детям передают конверт.
Логопед: Дети, нам опять пришло письмо. Откроем. В конверте листы-раскраски для детей «Овощи» и записка. «Еще раз благодарю вас за помощь. Это для вас подарки. Жду вас в гости.» Подпись: кот Матроскин.
Литература.
1. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023. – 256 с.
2. Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий средняя группа. Интегрированный подход.-Москва, издательство «Скрипторий 2013», 2020. -224с.
3. Двигательное упражнение «Поезд» + попевка (муз. Метлова). [Электронный ресурс] https://www.1urok.ru/categories/20/articles/14120 (Дата обращения: 05.10.2025)
4. Логопедия. Теория и практика / [Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б.]. – изд. 2-е, испр. и доп.– Москва: Эксмо,2021. – 608 с.
5. Новиковская О.А. Домашний логопед. – Москва, ООО «Издательство АСТ», 2013. – 96с.
6. Упражнения для языка. «Вагон на рельсах». [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2021/05/18/igrovaya-artikulyatsionnaya-gimnastika-po-teme (Дата обращения: 05.10.2025)
Текст во вложении (pdf 204Kb)
Скачать вложение





