РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Поиграй со мной, мама!

Автор: Степанова Ольга Сергеевна, воспитатель, Дрыкина Ольга Николаевна, воспитатель, Рывкина Нина Павловна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 121» г. Рязани

Игровой практикум для родителей детей 3-4 лет

Аннотация

Родители не всегда видят и ценят значимость дошкольного детства в процессе становления личности человека, считают, что основные этапы развития ребенка в будущем – в школьном возрасте.

Согласно ФОП ДО (пункт 26) взаимодействие с семьями обучающихся строится через решение основных задач:

- информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общего для всего образовательного пространства РФ, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;

- просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетенции в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

- способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;

- построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;

-вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Поэтому для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность (ФОП ДО; пункт 26.9) целесообразно использовать специально разработанные (подобранные) дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными задачами, реализуемыми в ДОО. Эти материалы должны сопровождаться подробными инструкциями по их использованию и рекомендациями по построению взаимодействия с ребенком (с учетом возрастных особенностей). Кроме того, необходимо активно использовать воспитательный потенциал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.

Педагоги дошкольных образовательных организаций оказывают помощь в повышении психолого-педагогической культуры родителей, разрешают сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его реализацией.

Просвещение семей является механизмом развития педагогической культуры родителей, потому что расширяет их представления о законах, способах и методах воспитания и обучения детей, помогает включаться в образовательный процесс, ориентирует в теоретических знаниях, факторах и условиях воспитания, способствует формированию родительской компетентности.

В данной статье представлен практический педагогический опыт взаимодействия воспитателя с семьями обучающихся, который отражает роль совместных игр со взрослым в развитии ребенка младшего дошкольного возраста». Как известно, игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Для детей 3–4 лет совместные игры особенно важны, так как они не умеют играть самостоятельно. Взрослый может стать связующим звеном между детьми, научить их играть вместе. 

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Во время бесед с родителями в конце дня мы рассказываем о том, в какие игры научились играть дети. Но не всегда это получается сделать полно и точно, не показав саму игру. Дети 3-4 лет самостоятельно могут показать игровые приемы, но не способны в полной мере их объяснить словами. Появляется непонимание между детьми и родителями. Поэтому мы решили помочь детям и родителям найти понимание в совместной игре и провели игровой практикум «Поиграй со мной мама», в котором дети показывали приемы игры родителям.

Практикум нацелен на привлечение внимания родителей к детской игре как деятельности и одному из способов сенсомоторного развития ребенка младшего дошкольного возраста, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в познавательном и эмоциональном общении со взрослым.

Практикум позволяет решить следующие задачи:

1. Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсо-моторному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве.

2. Показать родителям возможность организации совместных игр в семье для развития ребенка, познакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях, с разными видами игр.

3. Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Оборудование: для каждой пары родитель-ребенок подготовить коробку, в которой лежат атрибуты для игр:

1 игра – 3 деревянных кирпичика, 2 пластмассовые трубочки, ватный шарик; 2 игра – платок, 4 фигурки животных;

3 игра – мешочек, кубик, кирпичик, шарик, пуговица, карточки с изображением кубика, кирпичика, шарика, пуговицы;

общая игра для детей – сковороды (4 квадратных, 4 треугольных, 4 круглых) и квадраты, треугольники и круги по 2 шт.на каждого ребенка,

аудиопроигрыватель, аудиозапись «У меня и у тебя сильные ладошки». [4]

листы с клейком краем, ручки лежат рядом с доской.

Игровой практикум «Поиграй со мной, мама!»

Практикум начинает воспитатель с родителями в музыкальном зале. Дети в это время находятся в группе с другим воспитателем.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы предлагаем вам обсудить необходимость совместных игр с детьми.

Совместная игра взрослого с детьми младшего дошкольного возраста необходима по нескольким причинам:

· Развитие умственных и физических способностей. Игра помогает формировать воображение, память, внимание, дисциплинированность, ловкость рук и другие навыки. 

· Приобретение социального опыта. В процессе взаимодействия с равными партнёрами ребёнок учится ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. 

· Улучшение эмоционального состояния. Во время игры у ребёнка улучшается эмоциональное состояние, что немаловажно в период адаптации, когда дети ещё только учатся взаимодействовать друг с другом. 

· Формирование дружеских отношений. Совместные игры формируют личную эмпатию детей, основанную на взаимной привязанности, и служат основой для дальнейшего развития дружеских отношений. 

 Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

К этой группе относятся театрализованные игры, которые очень нравятся детям, и они с большим удовольствием принимают активное участие в них. Театрализованная игра является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимоотношения.

Вторая группа игр - игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Игры: лото, домино, парные картинки и др. открывают перед детьми возможность получить удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер. Несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьей, чтобы все партнеры были равны в правилах игры.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре (постоянно необходимо иметь под рукой кусочек меха, ткани, картона, проволоки, коробочки и др.).

Приглашаем Вас на совместное занятие «педагог-родитель-ребенок» (Дети 3-4 лет входят в музыкальный зал и рассаживаются за приготовленные столы напротив своих родителей).

Ход занятия

1.  Мотивационный этап.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители и ребята. Сегодня у нас необычное занятие. С нами будут ваши родители, которые очень хотят посмотреть на вас в детском саду. Ребята, а вы любите играть? Как вы думаете, ваши мамы и папы всегда были большими или когда-то были маленькими, как вы? (Ответы детей) А когда они были маленькими, они умели играть? (Ответы детей)   

2.  Ориентировочный этап.

Воспитатель: Теперь мамы и папы стали взрослыми, ходят на работу и, наверное, разучились играть. Вы их просите: «Мама, поиграй со мной!» А мама говорит: «Я забыла, как надо играть» Научим маму и папу играть? (Ответы детей) Во время игры мы сочиняем с вами сказки, а мама и папа не знают наших сказок, расскажем им их? (Ответы детей)

3. Исполнительский этап.

(во время игр и дети, и родители выполняют задания воспитателя вместе, помогая друг другу, работая в паре)

Воспитатель: Наши ребята становятся взрослее, много говорят. Чтобы разговаривать нам нужен язычок. Расскажем сказку о том, где живет наш язычок и что он умеет делать? (Ответы детей). Язычок живет в домике, который называется ротик. Язычок очень любопытный. Перед домом язычка есть заборчик, покажите его. Откройте рот и покажите зубки (упражнение повторяется 4-5 раз). В домике язычка есть окошко, которое можно открывать и закрывать. Язычок проснулся и захотел посмотреть в окошко – откройте широко рот, а потом закройте его (упражнение повторяется 4-5 раз). Посмотрел язычок в окошко, но никого там не увидел. А как он посмотрел в окошко? Открываем ротик и тянем язычок вперед, прячем в домик (упражнение повторяется 4-5 раз). Язычок никого не нашел. Он увидел у себя в домике мячик и решил сыграть в футбол. Надуваем одну щечку, а пальчиком помогаем перекатывать мячик из одной щеки в другую (упражнение повторяем 4-5 раз). Язычок играл-играл с мячиком, но вдруг открылось окошко и мячик укатился на улицу. А что случилось с мячиком, мы сейчас узнаем.

Воспитатель: Мячик на улице захотел сыграть в настоящий футбол. Но для игры ему нужны ворота (атрибуты для игры 1). Посмотрите, у вас в коробке на столе есть деревянные кирпичики. Покажите родителям, как можно их них построить ворота (дети сидят за столом напротив взрослого, строят ворота на середине стола). Мячик у вас необычный – он из ваты, его нужно прокатить под воротами. Возьмите трубочку и дуйте с ее помощью на мячик так, чтобы он попадал в ворота (дети и родители играют вместе в футбол, после игры атрибуты убираются в коробку на столе).

Воспитатель: Язычок наигрался в футбол и устал, проголодался. Приглашаем родителей с детьми на ковер испечь блинчики, чтобы накормить уставший язычок.

Физкультминутка [3]:

На ковре образуется 2 круга – один (дети) внутри другого (взрослые).

В плошку молока налили        соединить ладони вместе перед собой

И муки насыпали.                     движение - смахивание кисть о кисть

Яйца тоже мы разбили,             стучать кулак о кулак сверху вниз

Сахаром посыпали                   движения – большой палец скользит с мизинца  

                                                   до указательного, как бы насыпает сахар

Месим, месим тесто,                взявшись за руки идти в центр круга

Месим, месим тесто.

Есть в печи место.

Разливайся блинок,                взявшись за руки идти из круга

Разливайся большой,

Становись вот такой,

Но не подгорай!

Т-с-с!    Присесть на корточки.

Подгорел!   Качать головой, развести руки в стороны.

Стихотворение повторяется 3 раза. На последний раз воспитатель говорит, что блинок получился удачным.

Воспитатель: Давайте узнаем, какие блины мы сможем испечь. (Играют на ковре все дети с воспитателем, используя атрибуты для общей игры для детей). У нас три сковороды (показ воспитателем сковородок – квадратной, треугольной и круглой). Назовите, какой они формы? (Ответы детей) На подносе у вас блины разных форм (круг, квадрат, треугольник по 2 шт. на каждого ребенка). Назовите, какой формы у вас блины? (Ответы детей) Блины остыли, их нужно разогреть. Найдите каждому блину свою сковороду.

Воспитатель: Много вы испекли блинов? (Ответы детей) Чтобы их съесть нужны гости. Хотите узнать, кто пришел к вам в гости? (…) Посмотрите у вас на столах в коробке спрятаны в платке гости. Пусть родители помогут вам их достать. Рассмотрите их и назовите (атрибуты для игры 2). Наши гости любят играть в прятки. А вы любите играть в такую игру? (Ответы детей) расставьте в ряд животных и запомните, как они стоят. Мама должна накрыть их платком и под платком поменять их местами, чтобы ребенок не увидел. Потом платок снимаем, и ребенок должен поставить животных на свои места (игра повторяется 3-4 раза). Интересно, а смогут мамы справиться с таким же заданием? (Ответы детей) Попробуем? (Да!) Теперь ребенок должен под платком поменять животных местами, а мама – поставить их на свои места (игра повторяется 3-4 раза, после нее все убирается на место в коробку).

Воспитатель: Хорошо поиграли! А гости пришли к вам не с пустыми руками. Они принесли подарки. Хотите узнать какие? (Да!) (атрибуты для игры 3). У вас в коробке спрятан волшебный мешочек и карточки с картинками, доставайте их (Посмотрите с родителями, что спрятано в мешочке (шар, кубик, кирпичек, пластмассовая пуговица). Положите картинки рисунком вниз, нужно выбрать любую картинку и посмотрев на нее, достать из мешочка этот предмет. Сначала играют дети, а потом родители.

Воспитатель: Ребята, вы справились? (Да!) А мамы справились? (Ответы детей) Похлопайте друг другу. Когда приходят гости в дом, часто устраивают танцы. Хотите потанцевать? (Да!) А родителей научим? (Да!)

Танец «У меня и у тебя сильные ладошки» [4]

4.  Рефлексивный этап.

Воспитатель: Наш язычок говорит, что таких замечательных гостей он никогда не видел в своем домике. Вспомните, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей) Какая игра вам больше всего понравилась? (Ответы детей)

5.  Перспективный этап.

Воспитатель: Мы очень рады видеть гостей – ваших родителей в нашей группе. Ребята, вам понравилось сегодня играть вместе с родителями? (Ответы детей). А мамы и папы вспомнили, как надо играть? (Ответы детей) Ребята, как вы думаете, мы смогли научить играть в наши игры родителей? (Ответы детей) Будете с ними также играть дома? (Ответы детей)

Обратная связь от родителей: Пожалуйста, оставьте на магнитной доске отзыв о мероприятии (листы с клейком краем, ручки лежат рядом с доской).

Всего доброго! До новых встреч!

Литература

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – Текст: Электронный// Консультант плюс. Версия Проф.– Москва: 2022.

2. Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации / Т.П. Авдулова, И.А. Бурлакова, Е.И. Изотова, Т.В. Кротова, О.В. Никифорова, В.А. Новицкая, Г.Р. Хузеева, Р.И. Яфизова [и др].: под ред. Е.И. Изотовой, Т.В. Кротовой. – Москва, 2024. – 225 с.

3. Пальчиковая гимнастика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/03/22/igra_na_maslenitsu.docx (дата обращения 20.04.2025)

4. Песня-танец «У меня и у тебя». Исп. Ю. Степанова-Пинус

[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pinkamuz.pro/search/Исп%20Ю.%20Степанова-Пинус (дата обращения 20.04.2025)

Текст во вложении (pdf 253Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru